Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2013 по делу n А02-1576/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № А02-1576/2012 «26» августа 2013 г. Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2013 года. Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Ходыревой Л.Е., судей: Журавлевой В.А., Кривошеиной С.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С. с применением средств аудиозаписи при участии в заседании: от БУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» Ларионов С.М. по доверенности от 18.12.2012 (на 1 год); от иных лиц без участия (извещены) рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Бюджетного учреждения Республики Алтай «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор» на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 26 декабря 2012 года по делу № А02-1576/2012 (судья Кулакова Л.А.) по заявлению Бюджетного учреждения Республики Алтай «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор» и общества с ограниченной ответственностью «Элитстрой-Кош-Агач» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай Заинтересованное лицо: Администрация муниципального образования «Кош-Агачский район» в лице комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Кош-Агачского района о признании незаконными и отмене решения № 8 от 28.05.2012 г. и предписания № 8 от 28.05.2012 г., У С Т А Н О В И Л:
Бюджетное учреждение Республики Алтай «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор» (далее - БУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор», Горно-Алтайавтодор) и общество с ограниченной ответственностью «Элитстрой-Кош-Агач» (далее – ООО «Элитстрой-Кош-Агач») обратились в Арбитражный суд Республики Алтай к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (далее – УФАС по РА, Управление, антимонопольный орган) с требованиями о признании незаконными и отмене решения № 8 от 28.05.2012 г. и предписания № 8 от 28.05.2012 г. Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 26 декабря 2012 года в удовлетворении требований заявителей отказано. Не согласившись с решением суда, БУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Алтай отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям: - контракты с ООО «Элитстрой-Кош-Агач» заключен на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов); единственным возможным вариантом оперативного решения вопроса по ликвидации последствий обстоятельств непреодолимой силы было срочное заключение контракта с единственным поставщиком с целью устранения последствий и восстановления условий жизнедеятельности граждан; в действиях Заказчика отсутствует состав правонарушения антимонопольного законодательства - статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе. Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, указывая на отсутствие непреодолимой силы при разрушении мостовых переходов и заключением государственных контрактов в нарушение пункта 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов. Определением от 27.02.2013 г. апелляционная жалоба принята к производству.Определением от 23.04.2013 г. производство по делу приостановлено до рассмотрения Высшим Арбитражным судом Российской Федерации дел № А02-277/2012, № А02-153/2012. В Седьмой арбитражный апелляционный суд поступило заявление УФАС по Республике Алтай о возобновлении производства по делу, в связи с вынесением Высшим арбитражным судом Российской Федерации определений по делам № А02-153/2012, № А02-277/2012 об отказе в передаче их в Президиум ВАС РФ. Представитель апеллянта в судебном заседании не возражал против возобновления производства по делу, а также рассмотрения дела по существу. Представители общества с ограниченной ответственностью «Элитстрой-Кош-Агач», УФАС по Республике Алтай и Администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте его рассмотрения. Возражений о невозможности рассмотрения дела по существу после разрешения вопроса о возобновлении не выразили. В соответствии со статьей 146 АПК РФ арбитражный суд возобновляет производство по делу по заявлению лиц, участвующих в деле, после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление. Представитель апеллянта доводы жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении. Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям. Из материалов дела следует, что 19.07.2011 г. БУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» заключило государственные контракты №№ ЧС-16/11, № ЧС-17/11, №ЧС-18/11, № ЧС-19/11, № ЧС-20/11 с ООО «Элитстрой-Кош-Агач». По условиям данных контрактов Горно-Алтайавтодор выступил в качестве заказчика, а Общество - в качестве генерального подрядчика, который принял на себя обязательство по ликвидации последствий обстоятельств непреодолимой силы – ремонту мостовых переходов через р. Ручей на км 123+675 автомобильной дороги «Кош-Агач-Беляши», через р. Теректыбулак на км 124+055 автомобильной дороги «Кош-Агач-Беляши», через р. Чокотай на км 134+189 автомобильной дороги «Кош-Агач-Беляши», через р. Ручей на км 130+604 автомобильной дороги «Кош-Агач-Беляши», через р. Ысак на км 123+845 автомобильной дороги «Кош-Агач-Беляши». Государственные контракты были заключены на основании решения комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Кош-Агачского района от 24.06.2011 г. Согласно данному решению (протокол № 1 от 24.06.2011 г.) комиссия по чрезвычайным ситуациям установила, что в результате длительной эксплуатации, таяния снега с горных вершин, схода селевых потоков и выхода рек из берегов дальнейшее передвижение по вышеназванным мостовым переходам небезопасно для жизни проезжающих. В связи с этим комиссия по чрезвычайным ситуациям приняла решение об изыскании денежных средств и определении подрядной организации для выполнения ремонтно-восстановительных работ. Кроме этого, комиссия обязала ООО «Элитстрой-Кош-Агач» принять срочные меры по восстановлению безопасного проезда. По каждому мостовому переходу 24.06.2012 г. комиссией были составлены акты обследования. Государственные контракты с ООО «Элитстрой-Кош-Агач» на выполнение подрядных работ по ремонту мостовых переходов были заключены без проведения торгов. 23.09.2011 г. и 13.10.2011 г. руководителем УФАС по РА были изданы приказы № 164 и № 177 о проведении внеплановой выездной проверки БУ РА «Горно-Алтайавтодор» на предмет соблюдения Закона о размещении заказов при заключении в 2011 году государственных контрактов на ликвидацию последствий непреодолимой силы. Проверка проведена в период с 27.09.2011 г. по 21.10.2011 г. в ходе рассмотрения дела антимонопольным органом было установлено, что при заключении государственных контрактов с ООО «Элитстрой-Кош-Агач» Горно-Алтайавтодор руководствовался пунктом 6 частью 2 статьи 55 Закона о размещении заказов. При этом основанием для заключения государственного контракта послужил протокол комиссии по чрезвычайным ситуациям от 24.06.2011 г. Оценив исследованные документы, комиссия УФАС по РА пришла к выводу о том, что сложившаяся в 2011 году ситуация на автомобильной дороге «Кош-Агач-Беляши» не относится к чрезвычайным ситуациям, вызванным непреодолимой силой, следовательно, у заказчика не было оснований для заключения государственного контракта без проведения торгов. С учетом этого, комиссия УФАС по РА признала БУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» и ООО «Элитстрой-Кош-Агач» нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции в связи с заключением государственных контрактов с одним подрядчиком без проведения торгов, так как данные соглашения могут привести к ограничению конкуренции на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений на них. 28.05.2012 г. УФАС по РА было вынесено решение № 8, в котором сделан вышеуказанный вывод. Кроме этого, в решении было определено выдать БУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» и ООО «Элитстрой-Кош-Агач» предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции путем недопущения подобных нарушений впредь, а также передать дела специалисту УФАС по РА для возбуждения административного производства в отношении лиц, виновных в нарушении антимонопольного законодательства. 28.05.2012 г. УФАС по РА выдано предписание № 8. Не согласившись с решением № 8 от 28.05.2012 г. и предписанием № 8 от 28.05.2012 г. БУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» и ООО «Элитстрой-Кош-Агач» обратились в арбитражный суд с соответствующими заявлениями. Принимая судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из правомерности вынесенных Управлением актов, поскольку ООО «Элитстрой-Кош-Агач» было поставлено в преимущественное положение перед остальными хозяйствующими субъектами, заявителем не доказано наличие чрезвычайных обстоятельств и непреодолимой силы, с которыми действующее законодательство связывает возможность заключения государственного контракта путем размещения заказа у единственного поставщика. Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права. В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. В силу части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. В соответствии со статьей 16 Закона № 135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Согласно пункту 7 статьи 4 названного Закона конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Закона № 135-ФЗ). Квалифицирующими признаками применительно к статье 16 Закона № 135-ФЗ выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями, соответственно, по настоящему делу антимонопольный орган обязан доказать, что заключение между Учреждением и подрядчиком государственного контракта приводит или может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции, а хозяйствующий субъект – Учреждение подтвердить правомерность своих действий. Федеральный закон № 94-ФЗ регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (часть 1 статьи 1 Федерального закона № 94-ФЗ). В силу статьи 10 Федерального закона № 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться: 1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; 2) Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2013 по делу n А45-3847/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|