Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013 по делу n А02-1220/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 6 ноября 2013 года Дело № А02-1220/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2013 года Постановление в полном объеме изготовлено 6 ноября 2013 года Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Л.Е. Лобановой судей И.И. Терехиной Е.Г. Шатохиной при ведении протокола судебного заседания помощником Семененко И.Г. при участии сторон: от истца: Старикова А.В. по дов. от 18.04.2013 г., Козко Е.В. по дов. № 38-АБ от 12.03.2013 г. от ответчика: Галацан О.В. по дов. от 04.06.2013 г. рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Алтайтур» на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 13 августа 2013 года по делу № А02-1220/2013 (судья Гуткович Е.М.) по иску Министерства экономического развития Российской Федерации (ОГРН 1027700575385) к ООО «Алтайтур» (ОГРН 1080411004268) о расторжении соглашения и взыскании штрафа в сумме 27415100 руб. установил: Министерство экономического развития Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай суд с иском к ООО «Алтайтур» о расторжении соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности на территории особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Майминском районе Республики Алтай, заключенное 16 января 2009 года между Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами и ООО «Алтайтур», а также взыскании штрафа в сумме 27415100 руб. Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 13 августа 2013 года по делу № А02-1220/2013 исковые требования удовлетворены. Не согласившись с решением суда от 13 августа 2013 года, ООО «Алтайтур» подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить. В жалобе податель считает необоснованным вывод суда первой инстанции о неприменении пункта 5.2 типового соглашения, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 13.04.2012 г. № 209 «Об утверждении типовых форм соглашений об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и деятельности в портовой особой экономической зоне». Считает, что размер неустойки согласно условиям типового соглашения, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 13.04.2012 г. № 209 не должен превышать 5000000 руб. Размер неустойки, заявленный истцом, заявитель считает несоразмерным последствиям нарушения обязательства, поскольку он превышает действовавшую на момент обращения в суд ставку рефинансирования, установленную ЦБ в 8, 25%. В материалах дела отсутствуют доказательства наступления каких-либо негативных последствий для истца в связи с нарушением ответчиком условий соглашения от 16 января 2009 года, какой-либо задолженности ответчика перед истцом не имеется. Кроме того податель жалобы ссылается на допущенные судом процессуальные нарушения, выразившиеся в проведении судебного заседания 13 августа 2013 года в отсутствии ответчика и отсутствии информации у ответчика о наличии спора, директор которого находился на стационарном лечении. Министерство экономического развития Российской Федерации в отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь то, что на дату заключения соглашения (16 января 2009 года) приказ Минэкономразвития России от 13 апреля 2012 года № 209, утвердивший Типовое соглашение к пункту 5.2 не был принят, к приказу Минэкономразвития России от 13 апреля 2012 года № 209 не применив пункт 2 статьи 422 ГК РФ. Соразмерность заявленного истцом размера неустойки предполагается. Ответчик не подтвердил беспомощность состояния директора не позволившая ему выдать доверенность на представление интересов, а также не подтвердил ненадлежащее уведомление его о времени и месте судебного разбирательства. Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьёй 268 АПК РФ законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Алтай от 13 августа 2013 года по делу № А02-1220/2013, суд апелляционной инстанции оснований для его отмены не находит. Как следует из материалов дела, 16 января 2009 года между Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами (агентство) и ООО «Алтайтур» заключено соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности на территории особой экономической зоны туристко-рекреационного типа в Майминском районе Республике Алтай, предметом которого является туристско-рекреационной деятельности в соответствии с бизнес-планом, а именно: строительство и функционирование первой части гостиничного комплекса на 750 мест, оказание гостиничных услуг, организация комплексного туристического обслуживания. Согласно Соглашению ответчик обязался: - осуществлять на территории особой экономической зоны только туристско-рекреационную деятельность, предусмотренную пунктом 1 Соглашения (пункт 2.3.1.); - осуществить капитальные вложения в размере 548302000 руб. до 1 января 2012 года в соответствии с бизнес-планом, в том числе: 50720000 руб. в срок до 1 августа 2010 года; 225706000 руб. в срок до января 2011 года; 271876 руб. в срок до 1 января 2012 года (пункт 3.2.2); - предоставить агентству не позднее 15.07.2009 все документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (пункт 2.3.3.); - оплатить все расходы, связанные с проведением государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, необходимых мероприятий по кадастровому учету земельного участка, предоставляемого резиденту в аренду (пункты 2.3.4 и 2.3.5). Агентство обязывалось: - заключить с резидентом договор аренды земельного участка, расположенного в пределах территории особой экономической зоны (пункт 2.1.1); - внести в течение 3-х дней с даты заключения соглашения в реестр резидентов особой экономической зоны запись о регистрации резидента и выдать ему свидетельство установленного образца (пункты 2.2.2 и 2.2.3); - сообщить налоговым органам сведения о регистрации резидента (пункт 2.1.4); - обеспечить проведение государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации в срок не превышающий 45 дней с момента получения от резидента всех необходимых документов (пункт 2.1.6); - выдать резиденту разрешения на строительство, а также предоставить иную информацию и документацию в пределах своих полномочий; получить технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения и передать их резиденту, осуществляющему строительство на территории особой экономической зоны. Соглашение действует до 3 февраля 2027 года. Указом Президента Российской Федерации от 05.10.2009 г. №1107 «Вопросы Министерства экономического развития Российской Федерации» Федеральное агентство упразднено, его функции переданы Минэкономразвитию РФ (пункт 2), при этом установлено, что Минэкономразвития РФ является правопреемником агентства, в том числе, по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений. В период с 15 по 28 августа 2011 года уполномоченными сотрудниками Минэкономразвития РФ проведена плановая проверка выполнения ООО «Алтайтур» условий соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности на территории особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Майминском районе Республики Алтай, в ходе которой установлены факты нарушения условий указанного соглашения со стороны ответчика, являющиеся существенными, а именно: резидентом не осуществлялись на территории ОЭЗ мероприятия, предусмотренные бизнес-планом (ответчик в нарушение подпункта 2.3.2 соглашения не осуществил капитальные вложения, не представил органам ОЭЗ в срок до 15 июля 2009 года результаты инженерных изысканий и проектную документацию, о чем составлен акт № 2 от 2 сентября 2011 года о плановой проверке исполнения условий соглашения. В адрес ответчика было направлено уведомление № Д25-3303 от 29 сентября 2011 года об устранении нарушений по итогам плановой проверки в срок до 1 ноября 2011 года. Ответчику было предложено в срок до 1 февраля 2012 года приступить на территории ОЭЗ к осуществлению мероприятий, предусмотренных бизнес-планом; в срок до 1 мая 2012 года представить органам управления ОЭЗ результаты инженерных изысканий и проектную документацию, необходимую для осуществления мероприятий, предусмотренных бизнес-планом, для проведения экспертизы; в срок до 1 сентября 2012 года осуществить капитальные вложения, предусмотренные подпунктом 2.3.2 соглашения. Внеплановой проверкой, проведенной в октябре 2012 года, установлено, что ответчик предписание не исполнил, туристско-рекреационную и инвестиционную деятельность на территории ОЭЗ не осуществляет, по месту государственной регистрации и по контактным адресам не находится, что подтверждено актом № 1 от 26 октября 2012 года. Письмом Д14и-01852 от 21 июня 2013 года в адрес ответчика направлен проект соглашения о расторжении соглашения от 16 января 2009 года, которое оставлено ответчиком без ответа. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском. В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Порядок расторжения соглашения урегулирован пунктом 4, согласно которому сторона может потребовать в судебном порядке его расторжения в связи с существенным нарушением условий другой стороной, существенным изменением обстоятельств, а также по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». К существенным нарушениям при исполнении резидентом принятых на себя обязательств пунктом 4.5 соглашения отнесены: осуществление предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ, не предусмотренной соглашением; не осуществление капитальных вложений в объеме и сроки, предусмотренные соглашением; непредставление агентству в установленный срок проектной документации и результатов инженерных изысканий (пункты 4.5.1-4.5.3). Существенные нарушения ответчиком условий соглашения от 16 января 2009 года подтверждены представленными в материалы дела документами, в сроки, указанные в уведомлении, не устранены. Заявителем апелляционной жалобы указанные обстоятельства не оспариваются. Доводы о неисполнении истцом обязательств, которые препятствовали исполнению ответчиком принятых по соглашению от 16 января 2009 года обязательств, не обоснованы. Представитель ответчика в судебном заседании не смог пояснить какие обязательства не были исполнены истцом. При указанных обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для расторжения соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности на территории особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Майминском районе Республики Алтай от 16 января 2009 года, заключенного с ООО «Алтайтур» действующему законодательству и установленным по делу обстоятельствам не противоречит. В порядке пункта 5.2 соглашения истец предъявляет требование о взыскании с ответчика штрафа в размере 5 % от объема капитальных вложений, которые предусмотрены пунктом 2.3.2 соглашения. Требование о взыскании штрафа обосновано положениями статьи 330 ГК РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. Согласно пункту 5.2 соглашения в случае досрочного прекращения действия настоящего соглашения в связи с существенными нарушениями резидентом его условий при осуществлении туристско-рекреационной деятельности последний утрачивает статус резидента особой экономической зоны и уплачивает штраф в размере 5 процентов от суммы капитальных вложений, указанных в пункте 2.3.2 настоящего соглашения. В соответствии с пунктом 5.2 соглашения истцом начислен штраф в сумме 27415100 руб. Поскольку факт существенного нарушения ответчиком условий соглашения подтвержден материалами дела, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика заявленную сумму штрафа. Ответчик, возражая против выводов, изложенных в решении суда, заявил о том, что к начислению размера штрафа должен быть применен пункт 5.2 типового соглашения, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 13 апреля 2012 года № 209 «Об утверждении типовых форм соглашений об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и деятельности в портовой особой экономической зоне», где предусмотрено, что штраф не должен превышать 5000000 руб. На момент заключения спорного соглашения действовал Приказ Минэкономразвития РФ от 9 ноября 2007 года № 383 «Об утверждении Типовой формы соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности на территории особых экономических зон», которому пункт 5.2 соглашения от 16 января 2009 года не противоречит. Установленная сторонами штрафная неустойка является их волеизъявлением. Изменения в соглашение в части согласованной неустойки сторонами не вносились. Приказ Минэкономразвития РФ от 13 апреля 2012 года № 209 «Об утверждении типовых форм соглашений об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и деятельности в портовой особой экономической зоне» не был принят на момент заключения соглашения. Кроме того, он не относится к числу правовых актов, которым соглашение должно соответствовать в порядке пункта 1 статьи 422 ГК РФ. Суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя апелляционной жалобы о несоразмерности взысканной неустойки последствиям нарушения обязательства и применении статьи 333 ГК РФ к размеру штрафа. В соответствии с пунктом 1 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации даны разъяснения в постановлении от 22 декабря 2011 года № Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013 по делу n А45-21338/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|