Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013 по делу n А03-596/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № А03-596/2013 «06» ноября 2013 г. Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2013 года. Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2013 года. Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего М.Х. Музыкантовой судей: И.И. Бородулиной, О.А. Скачковой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кульковой Т.А. с использованием средств аудиозаписи с участием в заседании от заявителя: Будкеева К.В. по доверенности от 19.09.2013 г., паспорт, от заинтересованного лица: без участия (извещено), рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования в лице филиала № 1 на решение Арбитражного суда Алтайского края от 26 августа 2013 года по делу № А03–596/2013 (судья Дружинина Н.М.) по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Алтайскому краю (656000, Алтайский край, г. Барнаул, Социалистический пр-кт, 47) к Государственному учреждению – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования в лице филиала № 1 (656031, г. Барнаул, ул. Крупской, 97Д) о признании недействительными решения от 29.10.2012 и требования от 12.12.2012 № 16, У С Т А Н О В И Л: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 15 по Алтайскому краю (далее по тексту – заявитель, Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Государственному учреждению – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования в лице филиала № 1 (далее по тексту – заинтересованное лицо, Фонд социального страхования) о признании недействительными решения от 29.10.2012 и требования от 12.12.2012 № 16. Решением Арбитражного суда Алтайского края от 26 августа 2013 года заявленные требования удовлетворены. Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд социального страхования обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе Инспекции в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы заинтересованное лицо ссылается на нарушение судом норм материального права (неправильно истолкованы нормы права), несоответствие выводов суда в отношении предмета спора обстоятельствам дела. Подробно доводы заинтересованного лица изложены в апелляционной жалобе. Инспекция представила отзыв на апелляционную жалобу в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу -без удовлетворения, считает решение суда законным и обоснованным. Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу. В судебном заседании представитель Инспекции возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просила решение суда оставить без изменения. Фонд социального страхования о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своего представителя не направил. На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителя Фонда социального страхования. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, по результатам проведенной в отношении МИФНС № 15 по Алтайскому краю выездной проверки на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2010 по 31.12.2011, Фондом социального страхования составлен акт от 28.09.2012 №262 н/с. Решением от 29.10.2012 б/н Инспекция привлечена к ответственности в виде штрафа в размере 7,18 руб. на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона № 125-ФЗ за неуплату страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов. Требованием от 12.12.2012 № 16 Инспекции предложено уплатить в добровольном порядке недоимку в сумме 58,58 руб. и пени в сумме 1,60 руб., штрафные санкции в сумме 7,18 руб., образовавшиеся в связи с занижением облагаемой базы для начисления страховых взносов на сумму. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя в суд первой инстанции с соответствующим заявлением. Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства. Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы, изложенные в определении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего. Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 года № 6/8 разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием. Согласно материалам дела, выплаты работнику в виде среднего заработка за дни, занятые уходом за детьми-инвалидами, производились Инспекцией по заявлению работника о предоставлении дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом на основании статьи 262 Трудового кодекса Российской Федерации, в силу которой оплата каждого дополнительного выходного дня для ухода за детьми-инвалидами производится в размере среднего заработка в порядке, установленном федеральными законами. Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ. В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Статья 9 Федерального закона № 212-ФЗ устанавливает перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Названная правовая норма не исключает из объекта обложения средний заработок, сохраняемый за работником за дни по уходу за детьми-инвалидами, предоставляемые в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ). При этом понятие объекта обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, предусмотрено в части 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ. Для Инспекции, как плательщика страховых взносов, указанного в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ, объектом обложения страховыми взносами является, в том числе выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В силу статей 15, 56 ТК РФ, статей 7, 9 Федерального закона № 212-ФЗ выплаты за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, при этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде. Таким образом, при сравнении понятий «трудовой договор» и «трудовые отношения» становится очевидным, что это равные по объему понятия и изменение части 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ посредством замены в ней словосочетания «по трудовым договорам...» на словосочетание «в рамках трудовых отношений...» не меняет содержательную часть нормы, заключенной в части 1 статьи 7 указанного Закона. Более того, трудовые отношения являются отношениями по выполнению работником трудовой функции. Очевидно, что выплаты для ухода за детьми-инвалидами не связаны с выполнением работником его трудовой функции, следовательно, находятся вне собственно трудовых отношений. Сохранение за работником среднего заработка за указанные дни - обязанность страхователя, предусмотренная трудовым законодательством Российской Федерации, но только лишь это обстоятельство не означает, что отношения, возникающие при исполнении этой обязанности заявителем, трудовые, несмотря на то, что работник, не состоя в трудовых отношениях, не сохранит за собой (по определению) средний заработок. Тем не менее, право работника на получение среднего заработка не дает оснований для отождествления его с заработной платой работника, следовательно, отсутствуют основания и для вывода о том, что его выплата связана с обеспечением страхователем условий труда застрахованного лица. Следовательно, данные выплаты не являются вознаграждением в рамках трудового договора, поскольку в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, как она определена статьей 129 ТК РФ, а производятся в виде сохранения заработка в пользу только той категории работников, которая в силу своих семейных обязанностей осуществляет уход за ребенком-инвалидом, т.е. имеют компенсационный характер. Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 г. № 1798/10. Содержащееся в названном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел. Принимая во внимание вышеприведенные нормы Федерального закона № 212-ФЗ, правовую позицию Президиума ВАС РФ, изложенную в Постановлении от 08.06.2019 № 1798/10, суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод о том, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу Федерального закона № 212-ФЗ обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, поскольку не является объектом начисления страховых взносов, что исключает принятие решения о доначислении с такой выплаты недоимки по страховым взносам, а принятое такое решение подлежит признанию недействительным. Ссылка Фонда социального страхования на осуществление финансового обеспечения расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 ТК РФ с 01.01.2010 за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку спорные выплаты относятся к государственным пособиям и в силу пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами; финансирование данных расходов за счет федерального бюджета не исключат осуществление таких выплат за счет работодателя, компенсируемых впоследствии Фондом социального страхования в соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации». При изложенных обстоятельствах выводы суда о том, что выплата, произведенная Инспекцией работникам в виде среднего заработка за дни, занятые уходом за детьми-инвалидами, обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа, являются правильными. Суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылки Фонда социального страхования на принятие Постановления Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 г. № 1798/10 до внесения изменений в часть 1 статьи Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013 по делу n А27-2597/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|