Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2013 по делу n А67-2188/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

               СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                                 Дело №А67-2188/2013

28 ноября 2013 года

Резолютивная часть постановления оглашена 21 ноября  2013 года

Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2013 года

Седьмой Арбитражный апелляционный суд  в составе

председательствующего Усаниной Н.А.

судей: Колупаевой Л.А.,  Хайкиной С.Н.            

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казариным И.М. с использованием средств аудиозаписи

при участии:

от заявителя: Шрамов Д.М. по доверенности от 18.06.2013г. (на один год)

от заинтересованного лица:   Сирмайс И.А. доверенности от 01.08.2011г. (по 01.08.2014г.)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области

на решение Арбитражного суда Томской области 

от 17 сентября 2013 года по делу №А67-2188/2013 (судья Гапон А.Н.)

по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области (ИНН 70190034542, ОГРН 1027000907801)

к открытому акционерному обществу «Томскнефть» ВНК

(ИНН 7022000310, ОГРН 1027001618918)

третье лицо: Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

о взыскании  задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2 кварталы 2012 года в размере 183 123 901, 97 руб.

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области (далее - Управление, Росприроднадзор, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением (с учетом уточненных в порядке статьи 49 АПК РФ требований от 03.09.2013г.) о взыскании с открытого акционерного общества «Томскнефть» ВНК (далее - ОАО «Томскнефть» ВНК, Общество, заинтересованное лицо) задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2 кварталы 2012г. в размере 183 123 901,97 руб.

Решением Арбитражного суда Томской области от 17.09.2013г. в удовлетворении заявленных Росприроднадзором требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Росприроднадзор  в поданной в Седьмой арбитражный апелляционный суд апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильные выводы суда первой инстанции о порядке исчисления платы за негативное воздействие, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам по делу, так Общество в  графу 12 расчетов внесло значение 5-ти кратного коэффициента, а в арифметических действиях не применило данный коэффициент, что не проверено судом первой инстанции, суммы исчисленной платы Обществом определены без учета 5-ти кратного  повышающего коэффициента к ставке платы за загрязнение в пределах установленных лимитов, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

ОАО «Томскнефть» ВНК в представленном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Третье лицо -  Сибирское управление Федеральной службы  по экологическому, технологическому и атомному надзору, отзыв на апелляционную жалобу не представило,  явку представителя в суд апелляционной инстанции не обеспечило.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее        - АПК РФ)  дело рассмотрено  в отсутствие представителя  третьего лиц при имеющихся явке и материалам  дела.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей  заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела,  считает, решение Арбитражного суда Томской  области не подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела, по результатам проверки представленных ОАО «Томскнефть» ВНК расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2 кварталы 2012 года Росприроднадзором произведено доначисление платы с применением норматива платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов выбросов в общей сумме 183 123 901,97 руб. в Александровском, Каргасокском и Парабельском районах Томской области.

Требованием от 28.11.2012 №6555/05 Обществу  предложено в течение месяца с момента получения требования перечислить задолженность на соответствующий счет Управления федерального казначейства по Томской области.  

Невыполнение требования в добровольном порядке, явилось основанием для обращения Росприроднадзора с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных Росприроднадзором требований, суд первой инстанции,  проанализировав  представленные Обществом  Расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, в Разделе 1 которых «Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными объектами» в столбце 12 указан пятикратный повышающий коэффициент, примененный к объемам сверхлимитных выбросов (столбец 9), к которым отнесены объемы сожженного ПНГ, превышающие целевой показатель, пришел к выводу о  применении Обществом при расчете размера платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее- плата за НВОС) за 1,2 кварталы 2012г.  5-кратного повышающего коэффициента и дополнительного коэффициента 4,5, установленного Постановлением Правительства РФ №7 от 08.01.2009,  оплаты сумм по представленным расчетам за 1, 2 квартал 2012г. и, как  следствие,  отсутствие у заявителя оснований для  применения при расчете задолженности ОАО «Томскнефть» ВНК  показателей норматива платы в пределах установленных лимитов выбросов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003г. №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

Выводы суда являются правильными, соответствуют фактически установленным обстоятельствам по делу, основаны на нормах материального права, подлежащих применению к возникшим правоотношениям сторон.   

В соответствии со статьей 1, пунктом 1 статьи 16  Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду, (то есть, воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды),  является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 16 Закона  №7-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 №632, утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее по тексту - Порядок №632), который распространяет действие на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.) (пункт 1).

В целях предотвращения загрязнения атмосферного воздуха выбросами вредных (загрязняющих) веществ и сокращения эмиссии парниковых газов, образующихся при сжигании попутного нефтяного газа на факельных установках Правительством Российской Федерации принято Постановление №7 от 08.01.2009 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках» (далее - Постановление №7).

Постановлением №7 введены дополнительные меры экономической ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2012г. за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующихся при сжигании попутного нефтяного газа на факельных установках.

В частности, установлены:  целевой показатель сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках на 2012 год и последующие годы в размере не более 5 процентов от объема добытого попутного нефтяного газа (пункт 1);   с 1 января 2012 г. плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ, образующихся при сжигании попутного нефтяного газа на факельных установках, рассчитывается:

- для объема, соответствующего значению целевого показателя, - в соответствии с пунктами 2 - 4 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992г. №632;

- для объема, превышающего значение целевого показателя и определяемого как разница между объемом сожженного попутного нефтяного газа и объемом попутного нефтяного газа, соответствующего значению целевого показателя, - в соответствии с пунктом 5 указанного Порядка как за сверхлимитное загрязнение. В этом случае при расчете к нормативам платы применяется дополнительный коэффициент, стимулирующий хозяйствующих субъектов к сокращению загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках, равный 4,5.

С 1 января 2012г. при отсутствии средств измерения и учета, подтверждающих фактический объем образования, использования и сжигания на факельных установках попутного нефтяного газа, значение указанного дополнительного коэффициента принимается равным 6.

Таким образом, Постановлением №7 установлены дополнительные меры экономической ответственности за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующихся при сжигании попутного нефтяного газа на факельных установках, путем приравнивания расчета платы за определенную часть выбросов к расчету за сверхлимитное загрязнение атмосферного воздуха, и только для определенных объемов его сжигания.

В соответствии с пунктом 5 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003г. №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы  загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» установлены два вида нормативов платы  за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных  допустимых нормативов выбросов (ПДВ), а также предусмотрены дополнительные коэффициенты, учитывающие отдельные экологические факторы.

Из приведенных норм следует, что плата за сверхнормативное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих  ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину сверхлимитного загрязнения.

Поскольку пункт 2 Постановления №7 в части сжигания более 5% объема добытого попутного нефтяного газа, которое признается сверхлимитным загрязнением атмосферы, для расчета сверхлимитного загрязнения атмосферного воздуха содержит  отсылочную норм к пункту 5 Порядка определения платы  №632,  5-ти кратный повышающий коэффициент подлежит применению к ставке платы за загрязнение в пределах лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, путем суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

В рассматриваемом случае, ссылка Росприроднадзора на  то, что установленный положениями Постановления №7 и Постановления №632 порядок расчета платы  за негативное воздействие на окружающую среду, не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия у хозяйствующего субъекта  нормативов ПДВ и (или) ВСВ (временно согласованный выброс), несостоятельна, так как согласно Постановления №7 плата за объем фактически сожженного попутного нефтяного газа, превышающий 5 процентов от объема  добытого попутного нефтяного газа, рассчитывается путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных  лимитов (то есть ПДВ или ВСВ) на величину превышения фактического  объема сожженного ПНГ над целевым показателем  (5% от объема добытого попутного нефтяного газа).

Кроме того, из доводов  апелляционной жалобы Росприроднадзора, также следует о применении 5-ти кратного повышающего коэффициента к ставке платы за загрязнение в пределах установленных лимитов, обратное, то есть, расчет платы не применительно к установленным пределам лимитов, означало бы несоответствие произведенного расчета пункту 5 Порядка, на который имеется прямая ссылка в Постановлении №7.

Следуя материалам дела, между заявителем и заинтересованным лицом  отсутствует спор относительно допустимого объема сжигания не более 5% попутного газа, с утилизацией 95% и объема,  определяемого как разница между объемом сожженного попутного нефтяного газа и объемом попутного нефтяного газа, соответствующего значению целевого показателя.

Вместе с тем, Росприроднадзор полагает, что материалами  дела не  подтверждено  применение Обществом 5-ти кратного повышающего коэффициента к ставке платы за загрязнение в пределах установленных лимитов и дополнительного  коэффициента 4,5.

Согласно пояснений представителя и заявления Росприроднадзора доначисление суммы задолженности в размере 183 123 901, 97  руб.  произведено  с учетом того, что как полагает заявитель, для объема, превышающего значение целевого показателя следует применять столбец «в пределах установленных лимитов выбросов», а не «в пределах установленных допустимых нормативов выбросов», показатели

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2013 по делу n А45-9078/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также