Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2014 по делу n А67-3564/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                                                   Дело № А67-3564/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 16января 2014 года

Полный текст постановления изготовлен 22 января 2014 года

 

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Кривошеиной С.В.

судей: Павлюк Т. В., Ходыревой Л. Е.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рябчиковой А. Н.

с использованием средств аудиозаписи

при участии:

от заявителя: Салопова С. В. (дов. от 21.06.2012),

от административного органа: Елисеева М. В. (дов. от 09.01.2014),

от третьего лица: Гуслова Е. А. (служебное удостоверение), Горбаченко А. А. (дов. от 13.11.2013, служебное удостоверение),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Магистральные нефтепроводы Центральной Сибири» на решение Арбитражного суда Томской области от 25.11.2013 по делу № А67-3564/2013 (судья Сенникова И. Н.) по заявлению открытого акционерного общества «Магистральные нефтепроводы Центральной Сибири» (ИНН 7017004366, ОГРН 1027000867101), г. Томск, к Департаменту лесного хозяйства Томской области, третье лицо: Томская межрайонная природоохранная прокуратура, о признании незаконным постановления о назначении административного наказания от 29.05.2013 № 327,

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «Магистральные нефтепроводы Центральной Сибири» (далее – ОАО «Центрсибнефтепровод», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области к Департаменту лесного хозяйства Томской области (далее – Департамент, административный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 29.05.2013 № 327, вынесенного в отношении заявителя по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Томской области от 25.11.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на следующие обстоятельства:

- в ходе рассмотрения административного дела не доказано, что заявителем допущено самовольное занятие и использование лесного участка;

- спорная территория правомерно использовалась обществом в связи с установлением охранной зоны магистрального нефтепровода;

- постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.04.2013 вынесено Томским межрайонным природоохранным прокурором Томской области с нарушением сроков, указанных в статье 28.5 КоАП РФ;

- присутствующий при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.04.2013 Томашевский А. А. не являлся уполномоченным заявителем лицом, представляющим интересы общества в рамках административного производства;

- в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.04.2013 не указано на событие и наличие вины в действиях ОАО «Центрсибнефтепровод»;

- объяснения должностных лиц общества получены с нарушением закона и не могут быть использованы в качестве доказательств, судом неправомерно отклонено ходатайство о вызове и допросе свидетелей.

Департамент и Томская межрайонная природоохранная прокуратура в представленных в суд апелляционной инстанции отзывах на апелляционную жалобу не соглашаются с ее доводам, считая решение суда законным и обоснованным.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, настаивал на ее удовлетворении; представители Департамента и прокуратуры поддержали доводы, изложенные в отзывах на апелляционную жалобу.

            Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

            Из материалов дела следует, что 03.04.2013 в Томскую межрайонную природоохранную прокуратуру поступило заявление главы муниципального образования «Трубачевское сельское поселение» Шегарского района по факту разлива нефтесодержащей жидкости.

В целях проверки данного заявления заместителем Томского межрайонного природоохранного прокурора с участием иных должностных лиц государственных органов, а также представителей ОАО «Центрсибнефтепровод» в этот же день проведен натурный осмотр земельного участка в районе 663 км магистрального нефтепровода «Александровское – Анжеро-Судженск»; грунтовой дороги на лежневом настиле, обустроенной вдоль магистрального нефтепровода «Александровское – Анжеро-Судженск».

Результаты осмотра отражены в акте осмотра от 03.04.2013 с приложением фото-таблицы.

03.04.2013 государственным инспектором Российской Федерации по охране природы в Томской области Бобровым А.В. в присутствии представителей Томской межрайоной природоохранной прокуратуры и ОАО «Центрсибнефтепровод» составлен акт № З-105/1 осмотра территорий по месту проведения ремонтных работ на магистральном нефтепроводе Александровское – Анжеро-Судженск (663 км магистрального нефтепровода), согласно которому ремонтные работы осуществляются силами Томского нефтепроводного управления ОАО «Центрсибнефтепровод».

            10.04.2013 в Томскую межрайонную природоохранную прокуратуру поступило заявление главного лесничего Шегарского лесничества, содержащее просьбу провести расследование и выявить лицо, совершившее самовольное использование лесов для реконструкции трубопровода в эксплуатационных лесах в квартале 15 выдел 60 на площади 0,1 га, на особо-защитном участке (водоохранная зона) эксплуатационных лесов в квартале 15 выдел 31 на площади 0,1 га Каргалинского урочища Шегарского участкового лесничества Шегарского лесничества.

К заявлению были приложены протокол о лесонарушении от 05.04.2013 № 6, расчет ущерба, схема к протоколу о лесонарушении от 05.04.2013 № 6, акт проверки состояния лесного фонда от 05.04.2013 с фототаблицей.

В соответствии с актом проверки состояния лесного фонда от 05.04.2013 в квартале 15 выделе 31, 60 Каргалинского урочища обнаружено самовольное использование лесов предположительно для реконструкции трубопровода.

Данное использование выражалось в строительстве дороги (лежневки) вдоль трубопровода. Строительство этой дороги произведено путем укладки древесины на землю, в дальнейшем эта древесина засыпана грунтом с последующим уплотнением дороги (лежневки) гусеницами тяжелой техники. Ширина дороги 5 м, длина 400 м. Всего самовольно было использовано 0,2 га, из них 0,1 га на особо – защитных участках (водоохранная зона) эксплуатационных лесов. Данные работы предположительно осуществляла организация ОАО «Магистральные нефтепроводы Центральной Сибири». Документов, разрешающих производство работ в квартале 15 выделах 31, 60, в Шегарском лесничестве нет.

            Из протокола о лесонарушении от 05.04.2013 № 6 следует, что лесонарушение выразилось в самовольном использовании лесов для реконструкции трубопроводов в квартале 15, выделах 31, 60 Каргалинского урочища Шегарского участкового лесничества. Лесонарушение совершено с 10.03.2013 по 03.04.2013.

В ходе проведения проверки поступившей информации о нарушениях природоохранного законодательства Томской межрайонной природоохранной прокуратурой получены объяснения работников ОАО «Центрсибнефтепровод», ООО «СК «Универсал», дополнительные документы, установлено, что правонарушение совершено ОАО «Центрсибнефтепровод».

30.04.2013 Томским межрайонным природоохранным прокурором в отношении ОАО «Центрсибнефтепровод» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.9 КоАП РФ, в котором зафиксировано, что обществом допущено занятие и использование лесного участка, расположенного в выделах 31, 60 квартал 15 Каргалинского урочища Шегарского участкового лесничества Шегарского лесничества Томской области для целей строительства и последующей эксплуатации лежневой дороги вдоль магистрального нефтепровода «Александровское – Анжеро-Судженск», без ведома Департамента лесного хозяйства Томской области и предусмотренных законом правоустанавливающих документов, то есть самовольно.

Указанное постановление и материалы проверки в соответствии со статьей 28.8 КоАП РФ направлены Томской межрайонной природоохранной прокуратурой для рассмотрения в Департамент лесного хозяйства Томской области.

29.05.2013 председателем Комитета государственного лесного контроля и пожарного надзора Департамента Акуловым А.И. по вышеуказанному факту в отношении ОАО «Центрсибнефтепровод» вынесено постановление № 327, согласно которому общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Не согласившись с указанным выше постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Томской области с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт наличия в действиях общества состава административного правонарушения подтверждается материалами дела, нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не допущено.

Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, при этом исходит из фактических обстоятельств дела и следующих норм права.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Согласно статье 7.9 КоАП РФ самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ, выражается в действиях, нарушающих установленные правила использования лесных участков.

Согласно статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируется гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесного кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами.

В силу положений части 1 статьи 8 ЛК РФ и статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью.

В соответствии с частью 1 статьи 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

В соответствии с частью 1 статьи 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В соответствии со статьей 21 ЛК РФ на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для: осуществления работ по геологическому изучению недр; разработки месторождений полезных ископаемых; использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов; переработки древесины и иных лесных ресурсов; осуществления рекреационной деятельности; осуществления религиозной деятельности.

В силу статьи 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством.

В соответствии с пунктом 4 статьи 74 ЛК РФ полномочия по заключению договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2014 по делу n А03-8670/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также