Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2014 по делу n А67-6423/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                                        Дело № А67-6423/2013

01 апреля  2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2014 года

Полный текст постановления изготовлен  01 апреля  2014 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Журавлевой В.А.

судей Марченко Н.В.,  Усаниной Н.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Романовой Ю.А.

с применением средств аудиозаписи

с участием в заседании:

от заявителя: Усольцевой В.В., доверенность от 04.01.2013,

от заинтересованного лица: без участия,

рассмотрев в  судебном заседании

апелляционную  жалобу Отдела надзорной деятельности Ленинского района г. Томска УНД ГУ МЧС РФ по Томской области на решение  Арбитражного суда Томской области от 10 января 2014 года   по делу  №А67-6423/2013

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТомРитейл» (ОГРН 1067017068051, ИНН 7017139532)

к главному государственному инспектору Ленинского района г. Томска по пожарному надзору Разгуляеву Н.А.

о признании незаконным и отмене постановления №208 от 09.10.2013г.,

 

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «ТомРитейл» (далее – заявитель, ООО «ТомРитейл», Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к главному государственному инспектору Ленинского района г. Томска по пожарному надзору Разгуляеву Н.А. (далее – заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления №208 от 09.10.2013г. по делу об административном правонарушении и назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности, вынесенного в отношении заявителя по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Томской области от 10.01.2014 заявленные требования  удовлетворены.

Не согласившись с принятым по делу решением, Отдел надзорной деятельности Ленинского района г. Томска УНД ГУ МЧС РФ по Томской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказать по основаниям неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд счел установленными; несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушения и неправильного применения норм материального и процессуального права.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, материалов дела достаточно для привлечения ООО «ТомРитейл», доказаны событие и состав административного правонарушения, отсутствуют нарушений порядка привлечения к административной ответственности

Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) от заявителя поступили возражения на апелляционную жалобу,  которых Общество считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, выводы суда о допущенных административным органом нарушений прядка привлечения заявителя к административной ответственности верными.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании распоряжения от 03.09.2013 №160 должностными лицам Отделения надзорной деятельности Ленинского района г. Томска ГУ МЧС России по Томской области проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО «ТомРитейл» обязательных требований пожарной безопасности в магазине «Абрикос», расположенном по адресу г. Томск пр. Мира,27в в период с 17.09.2013 по 23.09.2013.

Результаты проверки оформлены актом проверки №160 от 23.09.2013, содержащим указания на выявленные нарушения требований пожарной безопасности:

- в нарушение п.7.2.4 Свода правил 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» ширина основного эвакуационного прохода между стеллажами в торговом зале составляет 2,02 м.;

- в нарушение п.23 (е) Правил противопожарного режима в РФ баллоны с углекислым газом ограничивают доступ к системе обеспечения пожарной безопасности (извещатель ручной пожарный);

-  в нарушение п. 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации отсутствуют запоры на дверях эвакуационных выходов из торгового зала, для свободного открывания дверей изнутри без ключа;

- в нарушение п.42(в) Правил противопожарного режима в РФ над входом в служебное помещение эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкций светильника.

- в нарушение  п.49 Правил противопожарного режима в РФ отсутствует устройство блокировки приточно-вытяжной системы вентиляции, отключающее питание при пожаре;

-  в нарушение п.480 Правил противопожарного режима в РФ огнетушитель ОП-4 №503 в помещении управляющей расположен на высоте более 1,5 метров (1,82м).

По факту выявленных нарушений государственным инспектором Ленинского района г. Томска по пожарному надзору Лавыгиным А.П. в отношении ООО «ТомРитейл» составлены:

- протокол об административном правонарушении №206 от 25.09.2013 по факту нарушений ООО «ТомРитейл» в здании магазина «Абрикос» по адресу г.Томск пр. Мира, 27в п.42 (в), 23 (е) Правил противопожарного режима в РФ, выразившихся в эксплуатации над входом в служебное помещение светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкций светильника; баллоны с углекислым газом ограничивают доступ к системе обеспечения пожарной безопасности (извещатель ручной пожарный), действия квалифицированы  по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ;

-  протокол об административном правонарушении  №207 от 25.09.2013 по факту нарушений ООО «ТомРитейл» в здании магазина «Абрикос» по адресу г. Томск пр. Мира, 27в  п.480 Правил противопожарного режима в РФ, а именно: огнетушитель ОП-4 №503 в помещении управляющей расположен на высоте более 1,5 метров (1,82м), действия квалифицированы по ч. 3 ст.20.4 КоАП РФ;

-  протокол об административном правонарушении №208 от 25.09.2013, по факту нарушения ООО «ТомРитейл» в здании магазина «Абрикос» по адресу г. Томск пр. Мира, 27в п.п.35, 49 Правил противопожарного режима в РФ, п.7.2.4 Свода правил 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», а именно: отсутствуют запоры на дверях эвакуационных выходов из торгового зала, для свободного открывания дверей изнутри без ключа; отсутствует устройство блокировки приточно-вытяжной системы вентиляции, отключающее питание при пожаре; ширина основного эвакуационного прохода между стеллажами в торговом зале составляет 2,02 м., действия квалифицированы  ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения материалов административных дела и протоколов об административных правонарушениях №№ 206, 207, 208 от 25.09.2013 главным государственным инспектором Ленинского района г. Томска по пожарному надзору Разгуляевым Н.А. в отношении ООО «ТомРитейл» вынесено постановление №208 от 09.10.2013, согласно которому Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст.20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением заинтересованного лица, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии существенных нарушений, допущенных административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении

Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

В соответствии с частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ, является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.

Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом правил, норм и стандартов пожарной безопасности.

Субъектом указанного правонарушения является лицо, ответственное за нарушение требований пожарной безопасности.

Субъективная сторона может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.

Следовательно, для определения наличия в действиях лица объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, обязательному установлению подлежит факт нарушения или не выполнения лицом требований пожарной безопасности, перечисленных в указанной статье, который должен быть подтвержден соответствующими доказательствами.

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее – Закон № 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.

Согласно статье 1 Закона №69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу статьи 2 Закона № 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 20 Закона № 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов пожарной безопасности, к которым относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 38 указанного Закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Таким образом, бремя ответственности за нарушение правил пожарной безопасности лежит как на собственнике имущества, так и на лицах, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Правилами о противопожарном режиме в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства от 25.04.2012 г. № 390 установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами, местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации,

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2014 по делу n А27-5958/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также