Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014 по делу n А27-18929/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                            Дело № А27-18929/2013

07 мая 2014 года

резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2014 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: Марченко Н. В.,

судей: Бородулиной И. И., Усаниной Н. А.,

при ведении протокола судебного заседания без использования средств аудиозаписи помощником судьи Большаниной  Е. Г.,

в отсутствие представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области

на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 07 марта 2014 года по делу  № А27-18929/2013  (судья Конарева И. А.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Объединенная строительно-монтажная компания» (ИНН 4220022945, ОГРН 1024201758712, 654066, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Кирова, 102)

к Департаменту природных ресурсов и экологии Кемеровской области (ИНН 4205120384, ОГРН 1064205130538, 650099, Кемеровская область, Кемеровский р-н, г. Кемерово, Советский пр-кт, 63)

о признании незаконным и отмене постановления от 09.12.2013 № 99/07/13, признании недействительным предписания от 01.11.2013 № 99/07/13,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Объединенная строительно-монтажная компания» (далее – ООО «ОСМК», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным и отмене постановления Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области (далее – Департамент, административный орган, заинтересованное лицо) от 09.12.2013 № 99/07/13 о привлечении ООО «ОСМК» к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде предупреждения, по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 180 000 рублей, по статье 8.41 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей; о признании недействительным предписания Департамента от 01.11.2013 года № 99/07/13 об устранении нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды, водного законодательства.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 07 марта 2014 года заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным решением, Департамент в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильным применением норм материального права.

Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

Отзыв на апелляционную жалобу Общество в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представило.

В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, Департаментом в отношении ООО «ОСМК» была проведена плановая документарная и выездная проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды. Результаты проверки отражены в акте проверки от 01.11.2013 № 99/07/13 (далее – Акт проверки).

В ходе плановой проверки Департаментом установлено, что Общество осуществляет производство изделий из поливинилхлорида (ПВХ) и алюминия (окна, балконы, витражи и др.) в отдельно стоящем нежилом здании (производственный цех) по адресу: г. Новокузнецк, ш. Притомское, 226. Указанное здание находится у Общества в пользовании согласно договору субаренды от 04.02.2013 № 40-а, заключенному Обществом с ОАО «Энергия Холдинг». В соответствии с данным договором Общество также арендует оборудование для производства изделий из ПВХ (линия по производству изделий из ПВХ, станок для гибки и резки арматуры Prime, стол для резки стекла, стол электрический поворотный, моечная машина, пресс обжимной, аппарат для смешивания тиокола ECIKSTAR-250, бутиловый экструдер ЭПБ-03 и др. оборудование).

09.10.2013 Департаментом при проверке проведен осмотр помещений Общества, в ходе которого установлено, что технологическая линия по производству изделий из ПВХ находилась в работе, велась нарезка алюминия и ПВХ профиля, сварка профиля, нарезка стекла, проводилась работа по нанесению битума на рамки. Департаментом составлен Акт № 99/07/13 об осмотре принадлежащих юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 09.10.2013 (далее - Акт осмотра).

Департамент указал в Акте проверки, что в процессе проведения данных видов работ осуществляется выброс вредных (загрязняющих) веществ. В соответствии с «Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (НИИ «Атмосфера» СПб, 2012 г.) Департамент определил, что при производстве пластиковых окон из ПВХ в атмосферный воздух производятся выбросы вредных (загрязняющих) веществ, а именно: пыли неорганической, содержащей диоксид кремния выше 70 %, летучая часть ЛКМ (летучие органические соединения (далее - ЛОС), предельные углеводороды С12-С19 (ЛОС), винил хлористый, оксид углерода; пыль поливинилхлорида (ПВХ); выбросы пыли цветных металлов.

15.11.2013 в отношении ООО «ОСМК» был составлен протокол № 99/07/13 об административном правонарушении, а также выдано предписание от 01.11.2013 № 99/07/13 об устранении нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды, водного законодательства.

09.12.2013 Департаментом вынесено постановление № 99/07/13, в соответствии с которым ООО «ОСМК» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ - за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения; по статье 8.1 КоАП РФ - за несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов; а также по статье 8.41 КоАП РФ - за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Не согласившись с указанным постановлением и предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд первой инстанции с соответствующим заявлением.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял правильное решение, при этом выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.

Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи, с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.

Частями 6 и 7 статьи 210, частью 6 статьи 268 АПК РФ определен порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов и пределы рассмотрения дела в порядке апелляционного производства.

Данные нормы устанавливают, что арбитражный суд не связан основаниями и предметом заявленных требований. Проверка решения административного органа осуществляется судом первой инстанции в полном объеме.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. При этом правильность выброса в атмосферный воздух вредных веществ определяется с учетом источников выброса, видов вредных веществ и их количества. В разрешении на выброс загрязняющих веществ должны учитываться все конкретные стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ и наименование загрязняющих атмосферный воздух веществ.

В силу пункта 8 статьи 15 Закона N 96-ФЗ действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной нормы Закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за выброс и вредное физическое воздействие на атмосферный воздух без соответствующего разрешения.

Субъектами данного административного правонарушения являются граждане и должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате деятельности которых могут совершаться выбросы вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него в отсутствие специального разрешения либо в нарушение его условий.

Оспариваемым в рамках настоящего дела постановлением Департамента Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ за выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.

В соответствии со статьей 1 Закона N 96-ФЗ под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

При этом нахождение (в том числе поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закона N 7-ФЗ) определяет понятие "загрязняющее вещество" - это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Из изложенного выше следует, что для отнесения какого-либо вещества к категории загрязняющих, необходимо установить, что его количество и (или) концентрация превысили установленные нормативы.

Согласно пункту 1 статьи 23 Закона N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов.

Статьей 12 Закона N 96-ФЗ определено, в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы.

Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха.

Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

В силу статьи 14 Закона N 96-ФЗ, пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.10.2008 N 288 административному органу помимо факта выброса необходимо также подтвердить, что источник выбросов отнесен к источникам вредных выбросов, требующих получения специального разрешения.

Выброс в атмосферный воздух веществ сам по себе еще не свидетельствует о наличии состава административного правонарушения - выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.

Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 N 17254/10.

Следовательно, для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ административный орган опытным путем должен установить, какие вредные вещества выбрасываются в воздух при эксплуатации стационарных источников выбросов вредных веществ, сведения об их количестве и (или) концентрации, а также нормативы содержания этих веществ в атмосферном воздухе и факт их превышения.

Как установлено судом первой инстанции, подтверждено

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014 по делу n А45-2060/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также