Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2014 по делу n А45-21423/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                     Дело №А45-21423/2013

13 мая 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2014 года

Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2014 года

Седьмой Арбитражный апелляционный суд  в составе:

Председательствующего  Бородулиной И.И.

Судей Марченко Н.В., Усаниной Н.А.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Фаст Е.В.

при участии:

от заявителя: без участия,

от заинтересованного лица: Зюковой Л.Н. по доверенности от 31.12.2013 (до 31.12.2014),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «МАГМА»

на решение Арбитражного суда Новосибирской области

от 17.02.2014 по делу № А45-21423/2013 (судья Векшенков Д.В.)

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «МАГМА» (ОГРН 1087746683958, ИНН 7719682845, 121069, г. Москва, пер. Борисоглебский, 15, стр. 3)

к Департаменту лесного хозяйства Новосибирской области (ОГРН 1105406000798, ИНН 5406558540, 630011, г. Новосибирск, Красный проспект, 18)

о признании действий незаконными,

 

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «МАГМА» (далее – ООО «МАГМА», общество) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Департаменту лесного хозяйства Новосибирской области (далее - Департамент) о признании незаконным действий, выразившихся в отказе в предоставлении в аренду земельного участка для демонтажа трубопровода.

Решением от 17.02.2014 Арбитражного суда Новосибирской области года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суда считал установленными, просит состоявшийся судебный акт отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя жалобы, демонтаж трубопровода относится к реконструкции линейного объекта, в связи с чем согласно пункту 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации законодатель допускает возможность заключения договора аренды лесного участка для целей реконструкции без проведения аукциона.

Департамент в отзыве на апелляционную жалобу возражал против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу  не подлежащей удовлетворению.

В судебном заседании представитель Департамента поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.

Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ), не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции в порядке части 3 статьи 156, части  1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя общества. 

Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Департамента, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.

Судом установлено и следует из материалов дела, 09.01.2013 между ООО «МАГМА» и Сибирским открытым акционерным обществом трубопроводного транспорта нефтепродуктов  заключен договор купли-продажи №Р-8.12/ТНП-СТНП лома черных металлов смешанного с проведением работ по демонтажу участков трубопроводов

Согласно пункту 1.2 договора поставка товара производится путем его выборки/самовывоза покупателем (заявитель) и/или грузополучателем, после демонтажа участка трубопровода, проводимого силами и за счет покупателя из места нахождения грузоотправителя или из места нахождения товара.

ООО «МАГМА»  обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для демонтажа трассы продуктопровода, расположенного по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Новосибирский лесохозяйственный участок, квартал №46, выделы №№20, 26, 27, 29, 33, 35, площадью 0, 556 га.

По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от 06.09.2013 № 1764/37 об отказе в предоставлении земельного участка со ссылкой на статью 105 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку испрашиваемый земельный участок относится к категории защитных лесов – лесопарковые зоны лесов Новосибирского лесничества.

ООО «МАГМА», ссылаясь на невозможность проведения демонтажных работ без заключения договора аренды, а также полагая, что Департамент уклоняется от обязанности заключить с ним договор аренды лесного участка, обратилось в суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял правильное по существу решение.

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.

При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта, действия (бездействия) закону возлагается на орган, принявший акт, совершивший действие; обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за признанием акта недействительным, действия (бездействия) незаконным.

В соответствии с частью 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

На основании статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации  земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте.

Согласно статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации для имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними законодателем установлен приоритет за лесным законодательством и специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов.

В статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации закреплено, что право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации.

Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

Полномочными органами по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов, являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно постановлению Губернатора Новосибирской области от 05.10.2009 № 415 «О создании департамента лесного хозяйства Новосибирской области, передаче отдельных полномочий, возложенных на департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области», с 01.01.2010 создан Департамент лесного хозяйства, который является правопреемником прав и обязанностей Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области, в том числе, в отношении заключенных договоров аренды лесных участков, лесных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, и других прав и обязанностей при осуществлении переданных, отдельных полномочий в сфере лесных отношений.

Согласно подпункту 3 пункта 9 Положения о департаменте, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 02.11.2009 №459, заинтересованное лицо осуществляет заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности и в собственности Новосибирской области, в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 82 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 2 пункта 9.1 Положения Департамент осуществляет следующие отдельные переданные Российской Федерацией полномочия в сфере лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации: предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организацию и проведение соответствующих аукционов.

В силу пункта 13 Административного регламента департамента предоставления государственной услуги по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду без проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 13.05.2011 №121 (далее - Административный регламент), одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является запрещение в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществления заявленного вида использования лесов на данном лесном участке.

В соответствии с пунктом 7 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является принятие решения о предоставлении лесного участка в аренду, подготовка проекта договора аренды лесного участка и направление их заявителю либо направление заявителю мотивированного решения об отказе в предоставлении лесного участка в аренду.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации  леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

Частью 1 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации  определено, что к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 Кодекса. К таким лесам относятся, в том числе леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, включая зеленые зоны, лесопарковые зоны. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 5).

В силу части 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Согласно части 1 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, в том числе и зеленых зонах, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений.

При этом, в соответствии с частью 2 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации, выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проводятся в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 3 части 5 статьиHYPERLINK "consultantplus://offline/ref=BFEFF0417D70D745EEBA30662ED0DA77C2933BDFC0B6436035999494C00187E448D42EFFA81A121EY32CI" 105 Лесного кодекса Российской Федерации установлен запрет в зеленых зонах на размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов.

В соответствии со статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2014 по делу n А27-14352/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также