Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2014 по делу n А27-18060/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050 г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                            Дело № А27-18060/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2014 г.

Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2014 г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи О.А. Скачковой,

судей Л.А. Колупаевой, А.Л. Полосина,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.С. Левенко с использованием средств аудиозаписи,

при участии в заседании:

от заявителя – Н.С. Ермоленко по доверенности от 23.09.2013, паспорт,

от заинтересованного лица - без участия (извещено),

от третьего лица - без участия (извещено),

рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционным жалобам администрации города Кемерово и Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области

на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 20 марта 2014 г. по делу № А27-18060/2013 (судья Т.И. Гуль)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Азимут» (ОГРН 1124205017122, ИНН 4205251965, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, д. 4-89)

к администрации города Кемерово (ОГРН 1034205011610, ИНН 4207023869, 650000, г. Кемерово, пр. Советский, д. 54)

третье лицо: Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области (ОГРН 1024200702569, ИНН 4200000478, 650064, г. Кемерово, пр. Советский, д. 58)

о признании незаконными отказов обеспечить выбор земельного участка и рассмотреть заявление,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Азимут» (далее - заявитель, общество, ООО «Азимут») обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлениями к администрации города Кемерово (далее – заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным отказа администрации, выраженный в письме от 25.09.2013 № 06-02-05-02/1917, в обеспечении выбора земельного участка ориентировочной площадью 3050 кв.м, расположенного по адресу: г. Кемерово, южнее здания № 41 по пр. Ленина, для строительства комплекса социального обслуживания населения и об обязании администрации обеспечить выбор земельного участка, а также признать незаконным отказ Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области, выраженный в письме от 10.10.2013 № 10-6-10/636, в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, ориентировочной площадью 3050 кв.м, расположенного по адресу: г. Кемерово, южнее здания № 41 по пр. Ленина, для строительства комплекса социального обслуживания населения и об обязании Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области рассмотреть заявление о выборе земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее – третье лицо, комитет, КУГИ КО).

Определениями Арбитражного суда Кемеровской области от 20.12.2013 и от 30.12.2013 названные заявления приняты к производству, присвоены номера дел № А27-18060/2013 и № А27-19387/2013 соответственно.

По ходатайству общества, поддержанному администрацией и комитетом, определением суда от 16.01.2014 дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), объединенному производству присвоен номер № А27-18060/2013.

Заявитель в суде первой инстанции отказался от заявленных требований к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области, суд первой инстанции принял отказ и производство по делу в указанной части прекратил.

Решением суда от 20.03.2014 требования заявителя удовлетворены, признан незаконным отказ администрации города Кемерово обеспечить выбор земельного участка ориентировочной площадью 3050 кв.м, расположенного по адресу: г. Кемерово, южнее здания № 41 по просп. Ленина, для строительства комплекса социального обслуживания населения, оформленный письмом № 06-02-05-02/1917 от 25.09.2013. Администрация обязана города Кемерово устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем обеспечения выбора земельного участка ориентировочной площадью 3050 кв.м, расположенного по адресу: г. Кемерово, южнее здания № 41 по просп. Ленина в порядке, предусмотренном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация и комитет обратились в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО «Азимут» в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы администрация указывает на невозможность обеспечения выбора земельного участка при отсутствии утвержденного проекта планировки и внесения изменений в проект межевания территории. Кроме того администрация полагает, что общество в заявлении о выборе земельного участка не обозначило конкретный перечень услуг, в связи с чем размещение комплексов социального обслуживания не предусмотрено в качестве условно разрешенного вида использования земельного участка.

В обоснование апелляционной жалобы комитет указывает, что общество в заявлении о выборе земельного участка ограничилось указанием наименования объекта, не обозначив ни одного вида услуг.

Подробно доводы изложены в апелляционных жалобах.

Общество представило возражения на апелляционные жалобы, в которых просит оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения. По мнению общества, решение суда законно и обоснованно.

Подробно доводы изложены в возражениях на апелляционные жалобы.

В судебном заседании представитель заявителя просила в удовлетворении жалоб отказать, считает решение суда законным и обоснованным.

Заинтересованное и третье лицо о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направили. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей указанных лиц.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, заслушав представителя заявителя, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 13.12.2012 ООО «Азимут» обратилось в КУГИ КО с заявлением о выборе земельного участка и о предварительном согласовании места размещения объекта, расположенного по адресу: г. Кемерово, южнее здания № 41 по пр. Ленина, примерной площадью 3050 кв.м для строительства комплекса социального обслуживания населения.

21.12.2012 комитет в письме № 10-6-12/1703 сообщил заявителю, что в соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) направил запрос в администрацию об обеспечении выбора земельного участка.

25.09.2013 администрация письмом № 06-02-05-02/1917 сообщила комитету об отсутствии правовых оснований для выбора спорного земельного участка.

10.10.2013 комитет письмом № 10-6-10/636 перенаправил заявителю ответ администрации о невозможности осуществления выбора.

Общество, полагая, что отказ администрации и комитета в обеспечении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта незаконными и необоснованными обратилось в арбитражный суд с соответствующими заявлениями, объединенными в одно производство.

Удовлетворяя заявленные в отношении администрации требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель в соответствии со статьей 31 ЗК РФ определил назначение объекта – комплекс социального обслуживания населения с возможными видами деятельности, предусмотренными ГОСТ Р 52143-2003, что также исключает основание для отказа в обеспечении выбора спорного земельного участка.

Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования места размещения объекта либо с предварительным согласованием места размещения объекта.

В силу пункта 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Таким образом, в случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта ему должен предшествовать выбор участка для строительства, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 ЗК РФ.

В силу статьи 31 ЗК РФ лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок (пункт 1).

При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения соответствующих процедур согласования.

Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).

Согласно пункту 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Из анализа приведенных норм права следует, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. При этом бремя подготовки акта выбора земельного участка при осуществлении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов возложено на органы местного самоуправления, в рассматриваемом случае, на администрацию города Кемерово. При этом наличие акта о выборе земельного участка является необходимым условием для принятия уполномоченным органом решения о предварительном согласовании места размещения объекта либо об отказе в размещении объекта. Отсутствие акта о выборе земельного участка является препятствием для принятия одного из указанных решений.

В силу статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) Правилами землепользования и застройки установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, порядок их изменения, виды территориальных зон, градостроительные регламенты территориальных зон с указанием основных разрешенных видов использования, условно разрешенных видов использования, вспомогательных видов разрешенного использования.

В целях упорядочения отношений в области землеустройства и градостроительства на территории города Кемерово постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24 ноября 2006 г. № 75 утверждены Правила землепользования и застройки в городе Кемерово (далее - Правила землепользования и застройки).

Из материалов дела следует, что администрация в письме от 25.09.2013 № 06-02-05-02/1917 в обоснование отказа в обеспечении выбора земельного участка ссылается на отсутствие подготовленного

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2014 по делу n А45-449/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также