Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 по делу n А45-20053/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Томск                                                                                                   Дело № А45-20053/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2014 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего О.Ю. Киреевой

судей Е.И. Захарчука, О.Б. Нагишевой

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.Г. Захаренко

при участии в судебном заседании:

от истца: И.М. Зиборов по доверенность от 24 декабря 2013 года, Г.П. Вебер по доверенности от 20 декабря 2013 года,

от ответчика: без участия (извещен)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 17 марта 2014 по делу № А45-20053/2013 (07АП-4125/2014)

(судья В.В. Шашкова)

по иску Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу, г. Новосибирск

к закрытому акционерному обществу «Житница»

об обязании восстановить зерно пшеницы 3 класса урожая 2009 года в количестве 1 263,02 тонны

УСТАНОВИЛ:

Управление Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к закрытому акционерному обществу «Житница» (далее - ЗАО «Житница»)  об обязании восстановить зерно пшеницы 3 класса урожая 2009 года в количестве 860,86 тонны.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 17 марта 2014 по делу № А45-20053/2013 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с решением, Управление в апелляционной жалобе просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об обязании ЗАО «Житница» немедленно восстановить зерно пшеницы 3 класса урожая 2009 года в количестве 860,86 тонны.

По мнению подателя жалобы, суд необоснованно отказал истцу в удовлетворении исковых требований, так согласно Акту внеплановой проверки от 23-25.12.2013 г. установлена недостача зерна государственного резерва в количестве 860,86 тонн. Ответчик в срок до 01 февраля 2014 года умышленно инвентаризацию зерна государственного резерва не провел ввиду введения в отношении ЗАО «Житница» процедуры банкротства. Полагая, что истцом доказано нарушение ответчиком условий государственного контракта (п. 5.4), а также п. 8 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 1994 №79-ФЗ «О государственном материальном резерве», что привело в настоящее время к последствиям, которые представляют угрозу по обеспечению и исполнению задач, стоящих перед Управление Росрезерва по Сибирскому федеральному округу и ослаблению мобилизационной безопасности на территории Сибирского федерального округа.

ЗАО «Житница» в отзыве на апелляционную жалобу, с доводами последней не согласно, считает, что истец не доказал факт недостачи зерна пшеницы, наличия имущественного ущерба, причиненного Росрезерву, вины ЗАО «Житница», наличие причинно-следственной связи между указанными фактами.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства по делу, своих представителей в судебное заседание не направил.

На основании ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика.

В судебном заседании представители истца поддержали апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.

Заслушав представителей истца, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт подлежит отмене.  

Как следует из материалов дела и установлено судом, между Управлением Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу (Государственный заказчик) и  ЗАО «Житница» (Ответхранитель) заключен государственный контракт от 27 декабря 2011 № ХП/43 (л.д. 10-17).

Настоящим государственным контрактом определяется порядок и условия закладки, приемки, хранения, выпуска, контроля количественной и качественной сохранности хлебопродуктов государственного резерва, учета и отчетности, оплата за услуги по хранению; Ответхранитель обязуется осуществлять ответственное хранение 19000 тонн зерна пшеницы государственного резерва, далее именуемое «Хлебопродукты», принятые по указанию Государственного заказчика, в объемах и номенклатуре установленных в соответствии с распоряжением Федерального агентства по государственным резервам, а Государственный заказчик обязуется оплачивать Ответхранителю услуги по хранению Хлебопродуктов; Фактическое наличие Хлебопродуктов государственного резерва в количестве 16800 тонн зерна пшеницы «Ответхранитель» обязуется хранить в собственных емкостях в соответствии с условиями настоящего государственного контракта и выпустить их в первоочередном порядке по нарядам Государственного заказчика. Объем и номенклатура Хлебопродуктов в период хранения может меняться при дополнительной закладке (выпуске) с отражением в оперативном и бухгалтерском учетах Государственного заказчика и Ответхранителя (пункты 1.1, 1.2, 1.3 контракта).

Государственный заказчик обязуется оплачивать Ответхранителю услуги по хранению Хлебопродуктов. Хлебопродукты, принятые Ответхранителем на ответственное хранение, являются федеральной собственностью (пункты 1.4, 1.5 договора).

Ответхранитель обязуется:

- осуществлять приемку, закладку, хранение, освежение и выпуск Хлепродуктов по заданиям (нарядам) Государственного заказчика собственными силами и средствами (пункт 2.1.1 контракта);

- обеспечить надлежащие условия хранения Хлебопродуктов в соответствии с Методическими рекомендациями, указанными в пункте 2.1.2 настоящего государственного контракта, их количественную и качественную сохранность в течение всего срока хранения (пункт 2.1.3 контракта);

- осуществлять хранение Хлебопродуктов в собственных, технически исправных емкостях, отдельно от продукции других юридических и физических лиц, без права пользования и передачи Хлебопродуктов третьим лиц (пункт 2.1.5 контракта);

-  в указанный Государственным заказчиком срок восполнять за счет своих средств и ресурсов утраченные или испорченные по его вине Хлебопродукты (пункт 2.1.7 контракта);

Подтверждать наличие и качество Хлебопродуктов, принятых на ответственное хранение, путем отправки отчетов (по почте и (или) нарочным) государственному заказчику, в том числе:

- отчет о наличии материальных ценностей государственного резерва по форме №1 (краткая) – ежеквартально, второго  числа после отчетного периода;

- отчет о качественном состоянии хлебопродуктов государственного резерва по форме№6к-р, с приложением схемы размещения по зернохранилищам ежемесячно, второго числа после отчетного периода;

- отчет о движении материальных ценностей за период по форме №4 (срочная-декадная) – при выпуске и (или) поставке Хлебопродуктов по нарядам и государственным контрактам Государственного заказчика первого, одиннадцатого и двадцать первого числа каждого месяца (пункт 2.1.12 контракта).

Проводить инвентаризацию Хлебопродуктов в соответствии с требованиями инструкции о порядке и сроках проведения инвентаризации материальных ценностей государственного резерва, хранящихся на пунктах ответственного хранения, утверждённой приказом Росрезерва от 14 октября 2003 №154, в порядке и сроки, устанавливаемые законодательством Российской Федерации, и в течение 7 дней с момента проведения инвентаризации, но не позднее 01 февраля  года, следующего за отчетным направлять Государственному заказчику доклад о результатах инвентаризации с приложением соответствующих документов (пункт 2.1.13 контракта).

Государственный заказчик вправе:

-проводить не реже двух раз в год контрольные проверки количественной и качественной сохранности, соблюдения условий хранения Хлебопродуктов, требований по учету и отчетности, предъявляемых к оплате  сумм затрат на хранение Хлебопродуктов (пункт 2.3.1 контракта);

- Проводить внеплановую проверку, внеплановую инвентаризацию Хлебопродуктов с перевеской (зерно), или пересчетом (мука, крупа), упакованных по стандартной массе, в случае получения информации о необеспечении Ответхранителем количественной и качественной сохранности Хлебопродуктов, смене собственника, банкротстве, а также с целью контроля исполнения указаний и распоряжений Федерального агентства по государственным резервам и Государственного заказчика (пункт 2.3.3 контракта).

Настоящий государственный контракт вступает в силу с 01 января 2012 года и действует до полного выполнения сторонами своих обязательств (пункт 6.1 контракта).

Решением Арбитражного суда Новосибирской области  от 15 августа 2013 года по делу №А45-6102/2013 ЗАО «Житница» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство сроком на пять месяцев (л.д. 79-85).

Дополнительным соглашением от 16 сентября 2013 года №2 к государственному контракту от 27 декабря 2011 № ХП/43, стороны изложили преамбулу контракта в следующей редакции: «Управлением Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу (Государственный заказчик) и  ЗАО «Житница» (Ответхранитель) в лице Конкурсного управляющего Александра Николаевича Гладкова …» Настоящее дополнение является неотъемлемой частью контракта (л.д. 24)

Письмом от 07 октября 2013 года №26-1/930 УМВД России по Омской области сообщило истцу о начале проведения проверки по заявлению исполнительного директора ЗАО «Житница»  В.А. Цимбера по факту обнаружения недостачи, находящегося на ответственном хранении зерна пшеницы государственного резерва, а также данное письмо содержало просьбу о проведении внеплановой проверки обеспечения количественной сохранности и качественного состояния зерна государственного резерва, условий хранения, ведения учета и отчетности ЗАО «Житница». О результатах проведенной проверки уведомить УМВД России по Омской области (л.д.25).

Учитывая данные обстоятельства, истцом была проведена внеплановая проверка, по результатам которой истцом была установлена недостача зерна пшеницы 3 класса урожая 2009 года в количестве 1263,02 тонн, о чем составлен Акт от 08-09 октября 2013 года (л.д. 26-28).

Как следует из акта от 08-09 октября 2013 года, фактическое наличие зерна определялось комиссионно, на основании замеров зерновой массы лазерном дальномером PD 4 и технических расчетов по объему и удельному весу (натуре).

В ходе проведения выборочной проверки геометрических параметров складов, выявлено несоответствие фактических размеров, размерам, указанным в документах выданных, «ГП Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» (склад №№ 15, 16 – высота стены склада – 3,26 м., по документам – 3.1 м.; высота до балки – 5,07 м., по документам 4,08 м.) Данное несоответствие не позволяет правильно рассчитать количество зерна.

В целях определения фактического наличия зерна государственного резерва, размещенного на ответственное хранение ЗАО «Житница» предложено  в срок до 25 ноября 2013 года провести инвентаризацию зерна государственного резерва путем сплошной перевески. В срок до 01 декабря 2013 года восстановить недостачу, выявленную при инвентаризации.

Письмом от 14 октября 2013 года №231 ЗАО «Житница» сообщило Управлению о невозможности проведения инвентаризации зерна государственного резерва, путем сплошного взвешивания до 24 ноября 2013 года ввиду того, что в данный период происходит завоз зерна нового урожая и помол. По факту выявленной недостачи зерна предприятием подано заявление в правоохранительные органы и в настоящее время проводятся мероприятия направленные на выявление лиц причастных к хищению и обстоятельства хищения зерна (л.д. 34).

23-25 декабря 2013 года проведена очередная внеплановая проверка обеспечения количественной сохранности и качественного состояния зерна государственного резерва  ЗАО «Житница» с участием представителей Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области старшего государственного инспектора внутреннего карантина растений и надзора в сфере качества и безопасности зерна и продуктов его переработки И.Г. Соколовой, Омского филиала ФГБУ «Центр оценки качества зерна» Д.А. Калачева в присутствии: и.о. исполнительного директора (приказ от 28 июня 2013 №89-К) – Вадим Александрович Цимбер; главный бухгалтер – Людмила Петровна Чубакова, начальник ПТЛ - Зинаида Николаевна Ведь; материально-ответственное лицо – Андрей Николаевич Гревцов (л.д. 109-111).

Фактическое наличие зерна   определялось комиссионно, на основании замеров зерновой массы лазерном дальномером PD 4 и технических расчетов по объему и удельному весу (натуре).

В результате установлена недостача зерна государственного резерва в количестве 860, 86 т.  

В целях определения фактического наличия зерна государственного резерва, размещенного на ответственное хранение ЗАО «Житница» предложено  в срок до 01 февраля 2014 года провести инвентаризацию зерна государственного резерва путем сплошной перевески (Раздел 15 СТО Росрезерва). В срок до 01 марта 2014 года восстановить недостачу, выявленную при инвентаризации.

В связи с тем, что истцом была установлена недостача, ответчик инвентаризацию в соответствии с условиями договора и требованиями акта не произвел, истец обратился в арбитражный суд с требованием обязать ответчика восстановить в государственном резерве 860, 86 т. утраченного зерна.

Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований необоснованными, исходя из следующего.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и составляет имущество казны Российской Федерации.

Ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва - обеспечение ответственными хранителями сохранности заложенных в государственный резерв материальных ценностей (ст. 2 указанного закона);

К правоотношениям по ответственному хранению материальных ценностей с учетом особенностей такого хранения, предусмотренных Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", применяются

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 по делу n А27-19330/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также