Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 по делу n А45-17645/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

г. Томск                                                                            Дело № А45-17645/2013 (07АП-4983/14)

«02»  июля 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2014 года.

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2014 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд  в составе:

Председательствующего:                                                                          Кайгородовой М.Ю.

Судей:                                                                                                          Сухотиной В.М.

Ярцева Д.Г.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винниковой О.Н. с применением  средств аудиозаписи

при участии:

от истца: представителя Филимонова М.Е., действующего по доверенности от 24 сентября 2013 года № 05 – 14672, представлено удостоверение № 0139;

от ответчика: представителя Макаренко М.А., действующего на основании доверенности  от 31 декабря 2013 года № 31/Д-140, представлено удостоверение № 485;

от третьих лиц: от линейного отдела : представителя  Савченко А.Г., действующего на основании доверенности от 07 мая 2014 года;

от Управления  Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии: не явился , извещен;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14 апреля 2014 года по делу № А45-17645/2013 (Судья Рябцева Е.Ю.)

по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области к Департаменту земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска об обязании передать имущество в федеральную собственность

Третьи лица:

1) Линейный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации на станции Новосибирск;

 2) Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Новосибирской области;

У С Т А Н О В И Л:

Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области обратилось в арбитражный суд с иском Департаменту земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска об обязании передать имущество в федеральную собственность, при участии третьих лиц Линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на станции Новосибирск, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Новосибирской области.

            К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены  Линейный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации на станции Новосибирск,  Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Новосибирской области.

Арбитражного суда Новосибирской области от 14 апреля 2014 года по делу № А45-17645/2013 иск удовлетворен.

Суд обязал Департамент земельных и имущественных отношений города Новосибирска передать в собственность Российской Федерации следующие помещения:

- помещения общей площадью 429,60 кв.м., расположенные в здании по адресу: г. Новосибирск, Железнодорожный район, ул. Д. Шамшурина, 20, фактически используемые Отделом по договору №1852 от 01.07.2011;

- помещения общей площадью 599,5 кв.м., расположенные в здании"по адресу: г. Новосибирск, Железнодорожный район, ул. Д. Шамшурина, 20, фактически используемые Отделом по договору №1810 от 01.06.2011;

- помещения общей площадью 228,10 кв.м., расположенные в здании по адресу: г. Новосибирск, Железнодорожный район, ул. Ленина, 75, фактически используемые Отделом по договору №1809 от 01.06.2011;

- помещения общей площадью 93,20 кв.м., расположенные в здании по адресу: г. Новосибирск, Железнодорожный район, ул. Челюскинцев, 3, фактически используемые Отделом по договору №1808 от 01.03.2011;

- помещения общей площадью 468,4 кв.м., расположенные в здании по адресу: г. Новосибирск, Железнодорожный район, ул. Фабричная, 6в, фактически используемые Отделом по договору №1828 от 01.03.2011.

Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Апелляционная жалоба мотивирована ссылками на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, нарушение норм процессуального права.

По мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции не правильно истолковал статью 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а  так  же статью 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции".

Апеллянта полагает, что суд первой инстанции в нарушение норм процессуального права не привлек к участию в дело представительный орган местного самоуправления – Совет народных депутатов города Новосибирска, и исполнительно-распорядительный орган – Мэрию города Новосибирска.

Апеллянт считает, что в настоящее время Комитет обладает исключительным правом распоряжения государственным имуществом

По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом первой инстанции не учтена правовая позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П, согласно которой безвозмездная передача государственной собственности предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Частью 9 статьи 54 Закона о полиции предусмотрен исчерпывающий перечень объектов, передаваемых в федеральную собственность, и в него не включены помещения в каких-либо зданиях.

Указывает, что спорные помещения уже были переданы городу Новосибирску,  а законодательство не предусматривает повторного разграничения полномочий в отношении имущества, которое уже прошло такую процедуру.

Полагает, что срок исковой давности истцом пропущен.

Кроме того, апеллянт указывает, что иск предъявлен к надлежащему ответчику, поскольку Департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска органом местного самоуправления не является.

В суде апелляционной инстанции представитель Департамента доводы жалобы поддержал.

   В отзывах на апелляционную жалобу истец  и третье лицо просят принятый судебный акт оставить без изменения.

Дело по апелляционной жалобе рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  в отсутствии  представителя Управления  Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого судебного акта в полном соответствии с требованиями статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены либо изменения исходя из следующих обстоятельств.

Как видно  из материалов дела,  Департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска (ссудодатель), предоставил Линейному Отделу (ссудополучателю) в безвозмездное временное пользование нежилые служебные помещения в жилом доме. В соответствии с условиями договоров нежилые помещения были переданы Отделу по акту приема-передачи для фактического использования целевым назначением для обеспечения служебной правоохранительной деятельности.

Управление на транспорте МВД России по Сибирскому федеральному округу, которому подчиняется Отдел, обращалось в установленном порядке к Мэру города Новосибирска (исх. № 45/2673 от 11.04.2011) для получения волеизъявления органа местного самоуправления на передачу в федеральную собственность служебных нежилых помещений, фактически занимаемых полицией в порядке безвозмездного пользования.

Письмом мэрии города Новосибирска от 13.05.2011 ода (исх. № 01-1821) был получен отказ на передачу указанных служебных помещений из муниципальной собственности в федеральную Позднее, Мэр города Новосибирска в письме от 25.07.2011 (исх. № 01-3424) подтвердил отсутствие волеизъявление органа местного самоуправления на передачу спорного имущества в федеральную собственность.

Письмом от 15.02.2012 года № НК-2284/09 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее - Территориальное управление) предлагало Департаменту земельных и имущественных отношений города Новосибирец (далее - ДЗИО г. Новосибирска) передать спорное имущество в федеральную собственность. Однако ДЗИО г. Новосибирска письмом от 11.03.2012 года № 31-4770 также был дан отказ.

Данный отказ явился основанием для обращения истца с иском в суд.

Материалами дела подтверждено, что право собственности на спорные помещения зарегистрировано за Муниципальным образованием г. Новосибирск (свидетельства от 12.10.2004 №54 АБ 441139, от 05.08.2004 №54 АБ 410617, от 21.09.2004 №54 АБ 429719, от 21.09.2004 №54 АБ 429720, от 31.05.2010 №54 АГ 994866, от 23.11.2001 №54 АБ 047333).

В настоящее время спорные помещения заняты органами внутренних дел и используются для обеспечения деятельности полиции.

Полагая, что спорные помещения должны быть переданы в федеральную собственность на основании положений части 9 статьи 54 Закона о полиции, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области  обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями частей 9, 10 статьи 54 Закона о полиции, части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ и исходил из того, что имущество, используемое полицией и необходимое для обеспечения ее деятельности, находящееся в муниципальной собственности, подлежит передаче в федеральную собственность.

Не согласиться с данными выводами у суда апелляционной инстанции оснований не имеется исходя из следующего.

Частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ)  предусмотрены критерии, определяющие отнесение имущества к соответствующему уровню собственности в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Так, согласно абзацам двенадцатому, четырнадцатому части 11 статьи 154 названного Закона муниципальное имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность, если оно используется федеральными органами государственной власти.

Согласно частям 9, 10 статьи 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции)  используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

До возникновения права федеральной собственности на передаваемое имущество федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая вышеназванные нормы права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что помещения, фактически занимаемые органами полиции, подлежат передаче в федеральную собственность, и правомерно удовлетворил исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области в данной части.

Довод ответчика о несоблюдении порядка передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получил надлежащую правовую оценку.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 № 8-П, при осуществлении нормативного регулирования в области разграничения государственной собственности федеральный законодатель правомочен отнести объекты государственной собственности к соответствующему уровню (виду) - федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, а также установить порядок передачи имущества, в том числе на безвозмездной основе, от одного субъекта публичной власти к другому; находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случаях, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или если указанное имущество

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 по делу n А27-996/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также