Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2014 по делу n А67-51/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

г. Томск                                                                              Дело № А67-51/2014 (07АП-5304/14)

«11»  июля 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен и объявлен 11 июля  2014 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд  в составе:

Председательствующего:                                                   Кайгородовой М.Ю.

Судей:                                                                                  Сухотиной В.М.

Ярцева Д.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Клепиковой Т.Н.  без использования средств аудиозаписи

при участии:

от истца: без участия (извещен)

от ответчика: без участия (извещен)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Томскнефть" Восточной Нефтяной Компании на решение Арбитражного суда Томской области от 22 апреля 2014 года по делу № А67-51/2014 (судья М.В. Пирогов)

по иску Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (ИНН 8601035002 ОГРН 1088601000762) к Открытому акционерному обществу "Томскнефть" Восточной нефтяной компании (ИНН 7022000310 ОГРН 1027001618918) о взыскании 2 855 624 руб. в возмещение причиненного вреда

У С Т А Н О В И Л:

Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Природнадзор Югры) обратился в арбитражный суд с иском к ОАО «Томскнефть» ВНК (далее - ОАО «Томскнефть» ВНК) о взыскании 2 855 624 руб. – в возмещение вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства (загрязнения горючим веществом (нефтью) земель лесного фонда в квартале № 422 выделы 37,40 Охтеурского участкового лесничества Территориального отдела – Нижневартовское лесничество, в районе кустовых площадок № 10 по направлению ДНС-5 Вахского месторождения нефти ОАО «Томскнефть» ВНК, площадь загрязнения – 2270 кв.м).

Решением Арбитражного суда Томской области от 22 апреля 2014 года исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО «Томскнефть» ВНК подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Апелляционная жалоба мотивирована ссылками на недоказанность имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.

По мнению апеллянта, спорный земельный участок, на котором произошел розлив нефтесодержащей жидкости, не относится к категории земель лесного фонда.

Полагает, что суд первой инстанции не установил наличие в спорных выделах леса.

Указывает, что спорные выделы не содержат леса, они не могут являться объектами, возмещение вреда которым должно осуществляться по Методике, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 273 от 08.05.2007, а отнесение указанного участка к землям лесного фонда не означает, что вред, возникший в результате разлива нефтесодержащей жидкости, был причинен именно лесу.

Считает,  что вред лесу не был причинен.

Подобно доводы апеллянта изложены в апелляционной жалобе.

В отзыве на апелляционную жалобу истец просит принятый судебный акт оставить без изменения.

Дело по апелляционной жалобе рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого судебного акта в полном соответствии с требованиями статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены либо изменения исходя из следующих обстоятельств.

Как видно  из материалов дела,  ОАО «Томскнефть» ВНК (арендатору) на основании договора № 0384/13-07-ДА аренды лесного участка от 25.10.2013 г.  предоставлен во временное пользование находящийся в государственной собственности лесной участок площадью 231,7090 га (п. 1.1. договора). Участок согласно п. 1.2. договора предоставлен ОАО «Томскнефть» ВНК под объект: «Линейные объекты (коридоры коммуникаций) к ДНС-4 и кустам скважин №№ 32, 32б, 33, 36, 36б, 37, 39, 67 Вахского месторождения», имеет местоположение: Ханты - Мансийский автономный округ – Югра, Нижневартовский район, Территориальный отдел – Нижневартовское лесничество, Охтеурское участковое лесничество, эксплуатационные и защитные леса.

Согласно представленному в дело свидетельству о государственной регистрации права от 16.12.2013 г. серии 86-АБ № 710759  собственником объекта аренды является Российская Федерация.

В ходе проведения обследования земель лесного фонда, арендованных ответчиком, на предмет нарушения требований прородоохранного, лесного законодательства, правил санитарной безопасности в лесах государственным инспектором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды установлен факт загрязнения горючим веществом (нефтью) земель лесного фонда в квартале 422 (выделы 37, 40) Охтеурского участкового лесничества Территориального отдела - Нижневартовское лесничество.

По результатам обследования составлен акт от 07.08.2013 г. № 02-518 Л.

Согласно данному акту в квартале 422 выделы 37,40 Охтеурского участкового лесничества Территориального отдела - Нижневартовское лесничество, в районе кустовых площадок № 10 по направлению ДНС-5 Вахского месторождения нефти имеет место загрязнение нефтесодержащей жидкостью (нефтью) земель лесного фонда, а также полосы отвода и охранной зоны вдоль трубопровода, с прилегающей к ним территорией на площади 2270 кв.м – 0,2270 га. Загрязненный участок представляет собой болотистую местность с трассой коммуникаций, с заросшей травянисто-кустарниковой растительностью и подростом лиственных и хвойных пород деревьев.

Площадь загрязненного нефтью участка установлена с использованием буссоли БГ-1 № 0076 (номер поверки № 96/7-2013 до 20.02.2014 г.), мерной ленты ГОСТ Р 30 УЗК 75-02-89 составила 2270 кв.м.

Согласно заключению Нижневартовского отдела филиала ФБУ «ЦЛАТИ по УрФО» по ХМАО-Югре от 19.08.2013 г. (исх. № 478), превышение показателя пробы, взятого в месте нефтезагрязнения, превышает фоновые показатели по нефтепродуктам в 310 раз.

По выявленному факту загрязнения земель лесного фонда ОАО «Томскнефть» ВНК привлечено к административной ответственности, о чем вынесено постановление о назначении административного наказания от 22.08.2013 г.

При этом в ходе привлечения ответчика к административной ответственности возражений по факту правонарушения ответчиком не высказано, что отражено в протоколе № 02-407/2013 об административном правонарушении от 13.08.2013 г.

Сумма административного штрафа в размере 20 000 руб. ответчиком оплачена платежным поручением № 48 от 13.09.2013 г.

С учетом данных обстоятельств истцом выполнен расчет суммы ущерба, причиненного лесному фонду в загрязненном квартале, которая составила 2 855 624 руб.

Расчет выполнен истцом исходя из площади загрязнения - 2270 кв.м, наибольшей ставки платы за единицу объема древесины - 120,96 руб., с учетом коэффициента применения согласно Федерального закона № 357-ФЗ от 13.12.2010 г. – 1,3, коэффициента кратности согласно пункта 5 приложения № 4 к постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 г. № 273 – 4, а также поправочного коэффициента в отношении нарушения лесного законодательства, совершенного в защитных лесах за исключением особо охраняемых природных территорий); и на особо защитных участках эксплуатационных лесов (пункт № 9 приложения № 3 Постановления Правительства РФ от 08.05.2007г. № 273.) – 2. Расчет истца выглядит следующим образом: 2270 кв.м. х 120,96 рублей х 1,3 x 4 x 2 = 2_855 624 руб.

Направленную истцом претензию № 227-ПН/2013 от 14.10.2012 г. с требованием о возмещении вреда, причиненного лесам, на сумму 2_855 624 руб. (л.д. 28-30, т. 1) ответчик оставил без исполнения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Претензией № 227-ПН/2013 от 14.10.2012 ОАО "Томскнефть" ВНК предложено было в течение 30 дней со дня получения претензии возместить в добровольном порядке вред, причиненный лесам в сумме 2 855 624 рублей.

Поскольку в добровольном порядке ОАО "Томскнефть" ВНК вред возмещен не был, Служба обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности и доказанности, отсутствия доказательств возмещения вреда ответчиком в указанной сумме.

Кроме того ответчик факт причинения ущерба окружающей среде не оспорил, контррасчет ущерба не представил.

Не согласиться с данными выводами у суда апелляционной инстанции оснований не имеется исходя из следующего.

Согласно части 2 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона № 242-ФЗ) федеральный лесной надзор осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394 (в ред. от 30.05.2012) утверждено Положение об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) (далее – Положение). Согласно пункту 3 указанного Положения федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пункт 4 Положения определяет, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в пределах полномочий, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации. Согласно абзацу 3 пункта 4 Положения Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Таким образом, полномочия по осуществлению функции федерального лесного надзора на землях лесного фонда, находящихся на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры осуществляет орган исполнительной власти субъекта РФ – Природнадзор Югры.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В силу статьи 14 Закона об охране окружающей среды к методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде.

Статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации установлена обязанность граждан и юридических лиц возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а именно: лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

Способами возмещения вреда являются возмещение его в натуре (предоставление вещи того же рода и качества, исправление поврежденной вещи и т.п.) или возмещение причиненных убытков (статья 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Поскольку возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности, ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом.

В силу части 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2014 по делу n А45-2627/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также