Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2014 по делу n А27-4406/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                            Дело № А27-4406/2014 14.07.2014

Резолютивная часть постановления объявлена 07.07.2014

Полный текст постановления изготовлен 14.07.2014

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего    Павлюк Т. В.

судей:                                   Ходыревой Л.Е.

                                              Хайкиной С.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Левенко А.С.

от участвующих в деле лиц – без участия (извещены):

рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области (07АП-5456/14)

на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 19.05.2014

по делу № А27-4406/2014 (Судья Конарева И.А.)

по заявлению Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области (г. Кемерово, ОГРН 1034205018121, ИНН 4207058999)

о привлечении к административной ответственности

общества с ограниченной ответственностью «АВТОШКОЛА МОТОР» (город Новокузнецк, ОГРН 1074221004296, ИНН 4221023490),

УСТАНОВИЛ:

 

  Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области (далее - Кузбассобрнадзор, административный орган) заявлено требование о привлечении общества с ограниченной ответственностью «АВТОШКОЛА МОТОР» (далее - общество, ООО «АВТОШКОЛА МОТОР») к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) на основании протокола от 13.03.2014.

  Решением суда от 19.05.2014 (резолютивная часть объявлена 19.05.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано.

  Не согласившись с принятым решением, Кузбассобрнадзор обратился в Седьмой арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права. Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

ООО «АВТОШКОЛА МОТОР» представило возражения на апелляционную жалобу, представленные в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. По мнению общества, решение суда законно и обоснованно. Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу.

В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании приказа о проведении плановой выездной проверке от 23.01.2013 №170/09 Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области в период с 18.02.2014 г. по 18.03.2014 проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО «АВТОШКОЛА МОТОР» лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности.

ООО «АВТОШКОЛА МОТОР» осуществляет образовательную деятельность на основании бессрочной лицензии на осуществление образовательной деятельности серии 42Л01 №0000074 регистрационный номер 14008, выданной Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области 17.09.2013.

          По результатам проверки составлен акт проверки от 13.03.2014, из которого следует что у ООО «АВТОШКОЛА МОТОР» отсутствуют согласованные с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – ГИБДД МВД РФ, Госавтоинспекция) программы подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, а также заключение ГИБДД МВД РФ о соответствии учебно-материальной базы ООО «АВТОШКОЛА МОТОР» установленным требованиям.

В соответствии с требованиями подпункта «е» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие согласованных с ГИБДД МВД РФ программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а также её заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям.

Положение о лицензировании образовательной деятельности, утверждённое Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности», вступило в законную силу 07.11.2013.

Обязанность согласования ГИБДД МВД РФ программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, выдачи заключений соискателям лицензий на осуществление образовательной деятельности (при подготовке водителей автомототранспортных средств) о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям предусмотрены пунктом «б» части 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения».

По результатам проверки в отношении ООО «АВТОШКОЛА МОТОР» 13.03.2014 составлен протокол об административном правонарушении.

Действия общества квалифицированы административным органом по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении от 13.03.2014 составлен в присутствии законного представителя ООО «АВТОШКОЛА МОТОР».

В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции установил отсутствие в протоколе об административном правонарушении обстоятельств исследования вины общества в совершенном правонарушении.

Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В примечании к данной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Объектом данного правонарушения является государственный порядок при осуществлении лицензируемой деятельности.

Объективная сторона правонарушения характеризуется действием и выражается в грубом нарушении при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензионных требований и условий.

Субъектами данного правонарушения являются лица, осуществляющие лицензируемые виды предпринимательской деятельности и имеющие соответствующие лицензии.

С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

В силу пункта 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон) лицензионные требования – это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Лицензионные требования и условия в сфере образовательной деятельности установлены Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 № 174.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 13.03.2014 обществу вменяется нарушение подпункта «е» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, что выразилось в не предоставлении административному органу на момент проверки согласованной с ГИБДД МВД РФ программы подготовки водителей, а также заключения ГИБДД МВД РФ о соответствии учебно-материально базы общества установленным требованиям.

Между тем, административным органом представлен ответ Главного управления МВД России по Кемеровской области (письмо от 05.05.2014 № 5/3296), в котором сообщается, что, согласно имеющейся информации, ООО «АВТОШКОЛА МОТОР» дважды обращалась в Госавтоинспекцию Кемеровской области за выдачей заключения и проведением обследования учебно-материальной базы (13.03.2014, 22.04.2014). На данные заявления Госавтоинспекцией Кемеровской области были даны ответы, что обследование учебно-материальной базы лицензиата на ее соответствие требованиям образовательных программ подготовки водителей автомототранспортных средств и выдача заключений по результатам обследования, а также согласование программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств будет проводиться Госавтоинспекцией Кемеровской области после официального утверждения примерных программ профессионального обучения водителей автомототранспортных средств соответствующих категорий и вступления в законную силу правового акта, регламентирующего порядок осуществления данного вида деятельности.

Согласно пояснениям общества ООО «АВТОШКОЛА МОТОР» обращалось в Госавтоинспекцию Кемеровской области с запросом о проведении обследования о соответствии материально-технической базы, согласовании учебных программ и выдаче заключений.

Письмом от 12.02.2014 № 5/980 Управление ГИБДД ГУ МВД по Кемеровской области указало, что обследование учебно-материальной базы лицензиата на ее соответствие требованиям образовательных программ подготовки водителей автомототранспортных средств и выдача заключений по результатам обследования, а также согласование программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств будет проводится Госавтоинспекцией Кемеровской области после официального утверждения примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий (подкатегорий) и вступления в законную силу правового акта, регламентирующего осуществление данного вида деятельности.

К участию в деле судом привлечено Главное управление МВД России по Кемеровской области, согласно пояснениям которого установлено, что в настоящее время Госавтоинспекция Кемеровской области не реализует полномочия по согласованию рабочих программ и выдаче заключений до утверждения примерных программ, поскольку действующие примерные программы подготовки водителей транспортных средств, утвержденные приказом Минобрнауки России от 18.02.2010 №636, не являются программами профессионального обучения.

Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, исходя из ответа Управления ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области согласование программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, выдача заключений о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям указанным государственным органом не производится.

Доводы апеллянта о том, что позиция ГИБДД МВД РФ, касающаяся выдачи заключений, не основана на нормах права и не обоснована, не принимаются судебной коллегией в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 16 и частью 1 статьи 20 Федерального закона РФ от 15 ноября 1995 года № 196-Ф3 «О безопасности дорожного движения» и Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» на Госавтоинспекцию возложена обязанность по выдаче заключений соискателем лицензий на осуществление образовательной деятельности (при подготовке водителей автомототранспортных средств) о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям.

В то же время нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность Госавтоинспекции, не определён порядок проведения обследования учебно-материальной базы образовательных учреждений, осуществляющих подготовку водителей автомототранспортных средств и выдачи такого заключения.

05 ноября 2013 года вступил в силу Федеральный закон РФ от 7 мая 2013 года № 92-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2014 по делу n А03-22195/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также