Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2014 по делу n А45-2517/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                                                    Дело № А45-2517/2014

18 июля 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2014 г.

Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2014 года                                                            

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Журавлевой В.А.

судей Бородулиной И.И.,  Марченко Н.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мавлюкеевой А.М.

с участием в заседании: без участия

рассмотрев в судебном заседании

апелляционную  жалобу государственного учреждения - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала №14

на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24 апреля 2014 года по делу №А45-2517/2014 (судья Д.В. Векшенков)

по заявлению закрытого акционерного общества «ЭНЕРГОПРОМ-Новосибирский электродный завод» (ИНН 5446112952, ОГРН 1035404788715, Новосибирская обл., Искитимский р-н, промплощадка Новосибирского электродного завода)

к государственному учреждению - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала №14 (ОГРН 1025403197907, ИНН 5406023745,  Новосибирская обл., г. Искитим, ул. Пушкина, 39)

о признании решения №89 от 20.01.2014 в части незаконным,

          У С Т А Н О В И Л:

Закрытое акционерное общество «ЭНЕРГОПРОМ-Новосибирский электродный завод» (далее – заявитель, ЗАО «ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ», Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к государственному учреждению - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала №14  (далее – заинтересованное лицо, Учреждение, Фонд) о признании незаконным решения №89 от 20.01.2014 в части.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 24.04.2014 по делу №А45-2517/2014  требования заявителя удовлетворены,  признано незаконным решение №89 от 20.01.2014 о привлечении ЗАО «ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ» в части начисления штрафа в размере 2 880 рублей 84 копеек, начисления пени в размере 541 рубль 17 копеек и недоимки по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 14 315 рублей 38 копеек.

Не согласившись с указанным судебным актом, Учреждение обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, ссылаясь на то, что им правомерно включены выплаты за дополнительные дни отдыха за детьми-инвалидами в объект обложения страховыми взносами.

В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей заявителя, заинтересованного лица.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва,  проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта.

Как следует из материалов дела,  Государственным учреждением - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала №14 в отношении плательщика страховых взносов ЗАО «ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ» проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации.

По результатам проверки  составлен акт выездной проверки №89 от  04.12.2013 и принято решение  от 20.01.2014 №89 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах, по которому Общество привлечено к ответственности за неуплату или неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы к штрафу в размере 2 880 рублей 84 копеек, начислены пени по состоянию на 01.01.2013 в размере 541 рубль 17 копеек, предложено Обществу уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 14 404 рублей 22 копеек, уплатить указанные штраф и пени, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.

Не согласившись с решением от 20.01.2014  №89 в части начисления штрафа в размере 2 880 рублей 84 копеек, пени в размере 541 рубль 17 копеек и недоимки по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 14 315 рублей 38 копеек, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным ненормативного правового акта в указанной части.

Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции исходил из того, что оплата дополнительных выходных дней родителям детей-инвалидов отвечает понятию государственного пособия и не подлежит обложению страховыми взносами, в связи с чем, заявитель правомерно не начислял страховые взносы на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми инвалидами.

Выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства.

По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту возлагается на соответствующий орган, который его принял.

Статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон № 165-ФЗ) предусмотрено, что обязательное социальное страхование - это часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Закона № 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.

Статьей 20 Закона № 165-ФЗ предусмотрено, что уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ).

В силу положений статьи 5 Закона № 212-ФЗ Общество относится к категории страхователей по обязательному пенсионному страхованию, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязанных правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.

Частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона.

Статьей 9 Закона № 212-ФЗ установлен перечень видов выплат, на которые не начисляются страховые взносы.

Из материалов дела следует, по результатам проверки была включена в базу для начисления страховых взносов оплаты четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет, начислены недоимка по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 14 315 рублей 38 копеек, пени в размере 541 рубль 17 копеек, штраф в размере 2 880 рублей 84 копеек.

Основанием к принятию Учреждением ненормативного акта в оспариваемой  части послужило то, что заявителем не были начислены страховые взносы за дополнительные выходные дни, предоставляемые своему работнику для ухода за ребенком-инвалидом.

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 08.06.2010 № 1798/10 по делу № А71-3574/2009-А31, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

Содержащееся в названном постановлении толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Согласно подпункту "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 этого Закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2014 по делу n А27-7664/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также