Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2014 по делу n А27-9784/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

г. Томск                                                                                                   Дело № А27-9784/2013

18 июля 2014 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2014 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ходыревой Л.Е.,

судей:    Павлюк Т.В., Хайкиной С.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казариным И.М. с применением средств аудиозаписи

при участии в заседании:

от заявителя:    Роут О.Б. по доверенности от 24.01.2014

от ответчика:     Зубков А.Л. по доверенности от 20.12.2013

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Кемеровской области

на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18.04.2014 года по делу № А27-9784/2013 (судья Потапов А.Л.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Шахта Колмогоровская-2» (ИНН 4231004585, ОГРН 1024200540440), Кемеровская область, Беловский район, с. Старопестерёво,

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Кемеровской области

о признании недействительным решения № 74 от 20.06.2012,

 

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Общество с ограниченной ответственностью «Шахта Колмогоровская-2» (далее – Общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Кемеровской области (далее – Инспекция, налоговый орган) с заявлением о признании недействительным решения от 20.06.2012 года № 74 «об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части доначисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых в размере 1 549 055 руб. за февраль 2011 г. и внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 18.04.2014 года требования заявителя удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям:

 Общество, исчисляя сумму налога за 2011 год не имело правовых оснований применять налоговую ставку 0%, а фактические потери полезного ископаемого должны облагаться на общих основаниях; технический проект утвержден только 27.07.2011 года; Общество вправе применять при исчислении налога на добычу полезных ископаемых налоговую ставку 0 процентов только с 22.12.2011 года.

Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе. В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании возражал против доводов налогового органа, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО «Шахта Колмогоровская-2» представлена уточненная налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) за февраль 2011 г. По представленной декларации налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка, по итогам которой налоговый орган посчитал необоснованным занижение количества добытого полезного ископаемого, облагаемого по общеустановленной ставке. Налоговым органом составлен акт проверки, а в последующем принято решение № 74 от 20.06.2012 г. «об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», согласно которого Обществу предложено уплатить недоимку по НДПИ в сумме 1 549 055 рублей, а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Не согласившись с правомерностью данного решения, Общество обжаловало его в Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области. По итогам рассмотрения жалобы УФНС России по Кемеровской области принято решение № 179 от 12.04.2013 г., которым решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

Полагая, что решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Кемеровской области не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы ООО «Шахта Колмогоровская-2», последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Принимая судебный акт об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Общество вправе было применять нормативы потерь согласно техническому проекту, то есть в порядке абз.3 пп.1 п.1 ст.342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со статьей 334 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 338 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).

Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. Стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 340 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации количество полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого. Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение по налогу на добычу полезных ископаемых производится по ставке ноль процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.

При этом нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В случае, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 года N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" (далее - Постановление Правительства N 921), нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и включаются в состав проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения иной документации), и утверждаются Федеральным агентством по недропользованию по согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в составе проектной документации.

Нормативы потерь твердых полезных ископаемых уточняются при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году (пункт 3 Правил).

Согласно пункту 4 Правил при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Общество отрабатывало в рассматриваемый период лаву № 4 по пласту Колмогоровский – II участка Колмогоровский – 3 по лицензии КЕМ14066ТЭ.

Нормативы потерь угля при добыче утверждены протоколом совещания №ЛП-5-птр/2011 от 22.12.2011 г., по лаве №4 норматив составил 32,14%.

В то же время, добыча угля на данном участке проводилась Обществом до декабря 2011 г.

Исходя из анализа положений ст. 342 НК РФ, с учетом того, что   на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, что не оспаривается Обществом, для решения вопроса о том, можно ли  впредь до утверждения указанных нормативов потерь применять нормативы потерь, установленные техническим проектом, необходимо определить, является ли спорное месторождение вновь разрабатываемым.

Суд первой инстанции, проанализировав и оценив в силу ст. 71 АПК РФ представленные сторонами по делу доказательства, пришел к обоснованному выводу, что спорное месторождение является вновь разрабатываемым.

Согласно статьи 7 Федерального закона  «О недрах» участок недр, в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о раз­деле продукции при разведке и добыче минерального сырья предоставляется пользо­вателю в виде горного отвода - геометризованного блока недропользования, как связанного с добычей полезного ископаемого либо нет, сопряженных с существенным нарушением целостности недр либо без такового, участок недр предоставляется в виде горного отвода. При определении границ горного отвода помимо прочих факторов учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых.

В соответствии с пунктом 4 «Положения об установлении и изменении границ уча­стков недр, предоставленных в пользование» (утверждено Постановлением Правитель­ства РФ № 429) участки недр, предоставляемые в пользование с правом добычи полез­ных ископаемых, имеют верхнюю и нижнюю границы в контуре месторождения полез­ного ископаемого.

В статье 2 Федерального закона «Закона о недрах» устанавливается, что государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и используемые участки недр в пределах территории Российской Федерации и её континентального шельфа.

Егозово-Красноярское каменноугольное месторождение состоит из множества участков (Инский I-III, Тонкий, Несложный, Красноорловский, Красногорский, Наддальний, Безымянный, Колмогоровский, Сычёвские I, И, III, IV, Полысаевский-П, Кол­могоровский -2 Колмогоровский-3, Байкаимский, Менчерепский, Магистральный, Бла­годатный, Егозовский-5, Красноярский и другие) и территориально расположено на территории Ленинск-Кузнецкого, Беловского, Промышленновского муниципальных об­разований.

Закон «О недрах» не содержит запрета на возможность предоставления нескольких уча­стков недр, включающих в себя части одного месторождения, в пользование разным недропользователям.

В связи с изложенным в пользование предоставляется именно участок недр, а в соответствии с пунктом 1 статьи 335 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учёт в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения именно участка недр предос­тавленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Протоколом №972 заседания Территориальной комиссии по запасам Кузбасснедра от 04.05.2009г. участок недр Колмогорвоский-3 признан подготовленным для промышлен­ного освоения и запасы угля каменного утверждены и впервые учтены на государст­венном балансе.

Лава №4 входит в состав пласта Полысаевский II в границах участка недр Колмогоров­ский -3. Подсчет запасов угля каменного на данном участке и их государственный учёт был произведен впервые, добыча полезного ископаемого ранее на участке не велась.

Лава №4 пласта Полысаевский II принята и введена в эксплуатацию по акту государст­венной приемки от 19 января 2011года.

При изложенных обстоятельствах признаются несостоятельными доводы налогового органа о том, что спорное месторождение не является вновь разрабатываемым.

Согласно п.36 Постановления Госгортехнадзора РФ от 05.06.2003 N 50 "Об утверждении "Правил безопасности в угольных шахтах" (зарегистрировано в Минюсте РФ 19.06.2003 N 4737) на каждой шахте должен иметься утвержденный проект ее строительства (реконструкции). Строительство шахт, вскрытие и подготовка выемочных

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2014 по делу n А45-935/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также