Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2014 по делу n А27-3067/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                                                   Дело № А27-3067/2014

Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2014 года.

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2014 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего Сухотиной В.М.

судей: Афанасьевой Е.В., Стасюк Т.Е.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Губиной Ю.В.

при участии:

от истца: Васильева И.В. по доверенности от 01 августа 2013 года, паспорт

от ответчика: не явился, извещен

рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка, г. Новокузнецк, Кемеровская область (рег.№ 07АП-6037/14)

на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 19 мая  2014 года по делу №А27-3067/2014 (судья И.В. Мишина)

по иску открытого акционерного общества «Кузнецкая ТЭЦ», г. Кемерово (ОГРН 1122224002295, ИНН 4205243178)

к Комитету градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка, г. Новокузнецк, Кемеровская область (ОГРН 1094217012284, ИНН 4217121181)

о признании договора аренды от 13.05.2013 № 184-01 недействительным в части,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Кузнецкая ТЭЦ» (далее - общество, ОАО «Кузнецкая ТЭЦ») обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Комитету градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка (далее - Комитет) о признании недействительным договора аренды земельного участка от 13.05.2013 № 184-01 в редакции расчета арендной платы с 01.01.2014 по 31.12.2014, являющегося приложением к договору, в части превышения размера арендной платы над размером 5 423 759, 54 руб. в год.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 19 мая  2014 года по делу №А27-3067/2014 исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым по делу решением, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и  принять по делу новый судебный акт.

Считает, что судом не принято во внимание, что отсутствуют основания для отнесения золошлакоотвала к объектам энергетики, в частности, что золошкалоотвал является открытой площадкой для складирования золы и шлака, а также что земельный участок с кадастровым номером 42630:0104062:11 не отнесен к участкам с установленным видом разрешенного использования – под объекты энергетики. Расчет арендной платы должен производиться исходя из фактического пользования земельного участка.

В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ОАО «Кузнецкая ТЭЦ» представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменение,  а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечил явку своего представителя в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению.

Из материалов дела следует, что 13.05.2013 между Комитетом градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка (арендодатель) и ОАО «Кузнецкая ТЭЦ» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 13.05.2013 №184-01 , в соответствии с которым арендодатель сдал, а арендатор принял на основании распоряжения Администрации города Новокузнецка от 08.05.2013 № 1009 в аренду из земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером 42630:0104062:11, площадью 647 375 кв.м под дамбу золоотвала в промрайоне «Кузнецкий» Кузнецкого района г. Новокузнецка.

В силу пункта 1.2 договора аренды настоящий договор является одновременно актом приема-передачи земельного участка.

Согласно 2.1 договора земельный участок передается арендодателем арендатору в аренду до 01.05.2018.

Пунктами 3.1, 3.4 договора стороны предусмотрели, что размер арендной платы за 2013 год, порядок и сроки внесения арендной платы установлены на основании постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2010 № 47; годовой размер арендной платы на 2013 год составляет 8 882 005, 57 руб.

Изменение размера арендной платы производится арендодателем в одностороннем порядке в случае принятия законов и иных актов уполномоченных органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления, устанавливающих или изменяющих порядок расчета и (или) размер арендной платы и (или) земельного налога с момента принятия указанных актов, либо с иной даты, с которой распространяет свое действие указанный акт.

В соответствии с пунктом 7.1 договора аренды изменения и дополнения к условиям настоящего договора аренды действительны при условии, что они оформлены надлежащим образом в письменной форме и подписаны уполномоченными представителями сторон по настоящему договору в форме изменений и дополнений к настоящему договору, которые являются неотъемлемой частью настоящего договора и подлежат регистрации в установленном порядке, за исключением случаев, когда арендодателю не требуется согласие арендатора на изменение условий договора в соответствии с пунктом 3.4 настоящего договора.

Согласно расчету от 27.01.2014 (протоколу определения) величины арендной платы за земельный участок, предоставленный по договору аренды от 13.05.2013 № 184-01, арендная плата за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 составила 9 326 106, 39 руб. в год.

Ссылаясь на недействительность условия договора аренды от 13.05.2013 № 184-01, устанавливающего данный размер арендной платы с 01.01.2014, в части, превышающей 5 423 759, 54 руб. в год (1,6 % от кадастровой стоимости земельного участка), ОАО «Кузнецкая ТЭЦ» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Согласно пункту 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

В предусмотренных законом случаях в соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).

Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.

Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении №582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.

Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.

При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы дифференцированной, исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.

Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.

Согласно пункту 5 Правил определения размера арендной платы арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, не указанных в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, которые предоставлены (заняты) для размещения, в том числе, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.06.2012 № 347 утверждены ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов, в соответствии с которым   ставка арендной платы в отношении указанных земельных участков установлена в размере 1,6 % от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» к объектам электроэнергетики отнесены имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.

Следуя материалам дела, арендная плата за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 установлена расчетом (протоколом определения) величины арендной платы от 27.01.2014 в размере 9 326 106, 39 руб. в соответствии с Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2010 № 47, которым утвержден Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области (далее - Порядок), исходя из кадастровой стоимости земельного участка, с применением соответствующих коэффициентов.

Пунктом 2.1. Порядка установлены способы определения размера арендной платы при использовании земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области: на основании кадастровой стоимости земельных участков; по результатам торгов (конкурсов, аукционов); на основании рыночно обоснованного размера арендной платы, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Каких-либо ставок кадастровой стоимости для земельных участков, занятых объектами электроэнергетики, не предусмотрено.

Материалами дела подтверждено и ответчиком не опровергнуто, что на спорном земельном участке располагается золоотвал.

В соответствии с пунктом 4.2. Устава ОАО «Кузбассэнерго» осуществляет производство электрической и тепловой энергии, в том числе производство осуществляется на Беловской ГРЭС государственная районная электростанция, к гидросооружениям которой относятся золошлакоотвалы в соответствии с паспортом безопасности от 29.12.2010.

Учитывая изложенное, принимая во внимание пункт 1.18 Перечня видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника,

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2014 по делу n А27-222/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также