Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2014 по делу n А27-10113/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                                                Дело № А27-10113/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2014 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ходыревой Л.Е.,

судей:  Кривошеиной С.В., Хайкиной С.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Плешивцевой Ю.В.

при участии в заседании: без участия (извещены)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Инвестиционно-промышленная компания «Перспектива плюс» на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 03 июля 2014 года по делу № А27-10113/2014  (судья Конкина И.В.)

по заявлению ООО «Инвестиционно-промышленная компания «Перспектива плюс», г. Салаир (ОГРН 1114202000494, ИНН 4202041078) к Департаменту природных ресурсов и экологии Кемеровской области, г.Кемерово (ОГРН 1064205130538, ИНН 4205120384) о признании незаконным постановления о назначении административного наказания в виде штрафа,

У С Т А Н О В И Л:

 

Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционно-промышленная компания «Перспектива плюс», (далее - ООО «ИПК «Перспектива плюс», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Департаменту природных ресурсов и экологии по Кемеровской области (далее  Департамент, административный орган) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 03.03.2014 г. о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 03 июля 2014 года требование заявителя оставлено без удовлетворения. 

Не согласившись с решением суда, ООО «ИПК «Перспектива плюс» обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области отменить и изменить оспариваемое постановление  части штрафа, снизив его до 10 000 руб., по следующим основаниям:

- суду следовало снизить размер административного штрафа, руководствуясь правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2014 г. № 4-П; правонарушение является малозначительным, нарушения устранены;

- суд сделал неправильный вывод о пропуске заявителем срока на обжалование постановления административного органа.

Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. В порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу  в отсутствие сторон.

Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области поступило обращение жителей улицы Садовая о том, что ООО Инвестиционно - промышленная компания «Перспектива плюс» нарушается природоохранное законодательство в области обращения с отходами.

В ходе рассмотрения обращения непосредственно обнаружено, что с марта 2013 года по настоящее время Общество осуществляет производственную деятельность по приему отходов, сбору отходов их накоплению (временному хранению) в отсутствие нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, паспортизации, учету и инвентаризации отходов.

В процессе производственной и хозяйственной деятельности ООО ИПК «Перспектива плюс» образуются собственные отходы производства и потребления 4 класса опасности - мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), мусор от уборки складских помещений.

Обществом осуществляется прием, сбор, накопление и транспортирование отходов 5 класса опасности - отходов упаковочного картона незагрязненных, отходов полиэтилена в виде пленки, стеклотары незагрязненной.

Согласно договорам № 13 от 01.05.2013 г., № 10 от 01.05.2013 г., № 12 от 01.06.2013 г., № 9 от 01.03.2013 г., Общество приобретает отходы 5 класса опасности (полиэтиленовая упаковка, пенопласт, бумажная и картонная макулатура, пластик, стекло) у сторонних предприятий и осуществляет дальнейшую их транспортировку и реализацию.

По сведениям предприятия объем принятых отходов 5 класса опасности и их накопление в течение 2 квартала 2013 года составил около 28,0 тонн, из них: - отходов упаковочного картона - около 20,0 тонн; отходов полиэтилена в виде пленки - 5,0 тонн; стеклотары незагрязненной - 3,0 тонны.

По данным государственной статистической отчетности ООО «ИПК «Перспектива плюс»  - форма № 2-ТП (отходы), в 2013 году поступило отходов от других организаций 33,47 т, в том числе отходов упаковочного материала незагрязненных - 20 т, стеклянного боя - 3 т, отходов пластмассовой синтетической пленки - 5 т. Образовано собственных отходов четвертого класса опасности мусора от бытовых помещений организаций - 0,1 т, пятого класса - отходов от уборки территорий и помещений объектов оптово-розничной торговли - 5,5 т. Накоплено отходов на конец 2013 года: стеклобоя 3 т, отходов пластмассовой пленки 5 т.

03.03.2014 . Департаментом вынесено постановление № 62АПН/05/14, в соответствии с которым ООО «ИПК «Перспектива плюс» привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в минимальном размере 100 000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Принимая судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и вины в его совершении.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.

В соответствии со ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При рассмотрении дела арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Пунктом 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Статьей 8.2 КоАП РФ  установлено, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективной стороной состава правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Предметом деятельности являются отходы производства и потребления, а также иные опасные вещества: бактериологические (биологические), химические, токсичные вещества.

Субъектом административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

Субъективная сторона правонарушения - это вина в форме умысла или неосторожности.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определены Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды), пунктом 2 статьи 39, статьей 51 которого предусмотрена обязанность юридических лиц соблюдать экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с опасными отходами.

Основным специализированным нормативным правовым актом в сфере обращения с отходами производства и потребления является Закон об отходах производства.

Согласно статье 1 названного Закона отходы производства и потребления – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами представляет собой деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В силу ч. 1 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее – Закон № 89-ФЗ) в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и которые в соответствии с Федеральным Законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) (далее Отчетность) в уведомительном порядке.

Порядок представления и контроля Отчетности (далее - Порядок), утвержден Приказом Минприроды России от 16.02.2010 г. № 30. Порядок устанавливает требования к содержанию и представлению Отчетности.

Согласно Порядку, отчетный период составляет один календарный год. Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) представляется субъектами малого и среднего предпринимательства до 15 января года, следующего за отчетным периодом.

Лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с Отчетностью (за исключением статистической отчетности) (абз.3 п.2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 г. № 50).

Из материалов дела следует, что Общество осуществляет обращение с отходами производства и потребления, ведет деятельность, связанную с образованием отходов и, соответственно, обязано иметь нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

ООО ИПК «Перспектива плюс» не представлена в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в установленный срок (15 января года, следующего за отчетным периодом - до 15.01.2014 г.), следовательно, Общество не имеет лимитов на размещение отходов.

Ведение Обществом деятельности по обращению с отходами без нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является нарушением ч. 1 ст. 18 Закона № 89-ФЗ, ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 24 Закон об охране окружающей среды, п. 1, п. 2 «Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 г. № 50.

Согласно ч. 3 ст. 14 Закона № 89-ФЗ на опасные отходы должен быть составлен паспорт.

Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов утвержден приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.08.2007 г. № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов».

Материалами дела подтверждается и установлено судом, что Обществом не составлены паспорта опасных отходов.

В соответствии со ст. 11 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2014 по делу n А67-956/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также