Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 по делу n А03-6472/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050 г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                                  Дело № А03-6472/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2014 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Полосина А.Л.,

судей: Музыкантовой М.Х., Скачковой О.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузнецовой Ю.В. с использованием средств аудиозаписи

при участии в заседании:

от заявителя: Машкин С.А. по доверенности от 09.01.2014 года (сроком до 31.12.2014 года)

от заинтересованного лица: Свистунова Ю.Н. по доверенности от 23.06.2014 года № 143-11/1-07 (сроком по 31.12.2014 года)

от третьих лиц: от Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры – Бортникова Н.В. по доверенности № 35-05/ФС/343 от 10.02.2014 года (сроком на 1 год), от Администрации города Барнаула – Попов Н.В. по доверенности № 05 от 09.01.2014 года (сроком по 31.12.2014 года),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Алтайского края (№ 07АП-9475/14(1) и апелляционную жалобу Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры (№ 07АП-9475/14(2)

на решение Арбитражного суда Алтайского края

от 25 августа 2014 года по делу № А03-6472/2014 (судья Трибуналова О.В.)

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Группа-сервис» (ИНН 2223043724, ОГРН 1032202070823), г. Барнаул,

к администрации Алтайского края, г. Барнаул,

о признании незаконными действий администрации Алтайского края по исключению из постановления в редакции от 28 июня 2013 года № 338 «О внесении изменения в постановление администрации края от 08.05.2007 года  № 195» в части исключения из плана рынков на территории Алтайского края, утвержденного Постановлением администрации Алтайского края от 08 мая 2007 года № 195 «О Плане организации рынков на территории Алтайского края, основных требованиях к торговым местам и размерах площади рынков» специализированного рынка, находящегося по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт,307, и обязании администрации Алтайского края включить в план организации рынков на территории Алтайского края специализированный рынок, находящийся по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт,307,

с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации г. Барнаула и Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Группа-сервис» (далее по тексту – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к администрации Алтайского края (далее по тексту – Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий по исключению из Плана организации рынков на территории Алтайского края, основных требованиях к торговым местам и размерах площади рынков, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 08.05.2007 года № 195, специализированного рынка, расположенного по адресу: Павловский тракт, 307, г. Барнаул, при принятии постановления от 28.06.2013 года № 338 «О внесении изменений в постановление Администрации Алтайского края от 08.05.2007 года №195», обязании Администрации включить специализированный рынок, расположенный по адресу: Павловский тракт, 307, г. Барнаул в План организации рынков на территории Алтайского края,

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация г. Барнаула и Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры (далее по тексту – Управление).

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 25 августа 2014  года заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, Администрации Алтайского края и Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры обратились в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного Обществом требования.

Определениями Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября и 08 октября 2014 года апелляционные жалобы сторон приняты к совместному рассмотрению.

В обоснование доводов апелляционных жалоб заинтересованное и третье лицо ссылаются на то обстоятельство, что оспариваемые действия Администрации в спорный период времени соответствовали положениям законодательства и, сами по себе, не нарушают права и законные интересы ООО «Группа Сервис»; фактически заявителем обжалуется постановление Администрации Алтайского края от 28.06.2013 года № 338 «О внесении изменения в постановление Администрации Алтайского края от 08.05.2007 года № 195»; в рассматриваемом случае Администрация действовала в рамках предоставленных полномочий с целью приведения Палана организации рынков на территории Алтайского края в соответствии с частью 3 статьи 4 Закона № 271-ФЗ; продление Администрацией города Барнаула разрешения на право организации рынка будет являться основанием для обращении третьего лица в Управление с ходатайством о включении спорного рынка в План организации рынков; на момент рассмотрения апелляционной жалобы у заявителя отсутствуют законные основания для использования земельного участка по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, 307 для организации рынка; суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о наличии правовых оснований для восстановления пропущенного заявителем срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Более подробно доводы апеллянтов изложены в жалобах.

В судебном заседании представители Администрации и Управления поддержали доводы жалоб по основаниям в них изложенным.

Администрация города Барнаула в отзыве на жалобы, в дополнении к отзыву и ее представитель в судебном заседании, поддержали доводы жалоб сторон.

Письменный отзыв третьего лица приобщен к материалам дела.  

Общество в отзыве на жалобы и его представитель в судебном заседании, возражали против доводов жалоб, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы заинтересованного и третьего лица не подлежащими удовлетворению, поскольку арбитражный суд в рассматриваемом случае пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.  

Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, изучив доводы апелляционных жалоб, отзывов на них, дополнения к отзыву, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 12.10.2004 года Администрация г. Барнаула  постановлением № 3096 предварительно согласовало Обществу место размещения рынка по продаже автомобилей и запасных частей и примерных размеров намечаемой к отводу площади участка по Павловскому тракту, 307.

08.02.2007 года Постановлением администрации г. Барнаула № 282 принято решение об утверждении проекта границ земельного участка площадью 5,2503 га по указанному адресу, и о предоставлении Обществу названного участка в аренду сроком на пять лет.

На основании данного постановления 09.02.2007 Обществом заключен договор аренды земельного участка № 13324.

Распоряжением от 18.06.2007 года № 227 Администрация г. Барнаула выдала Обществу разрешение № 9 на право организации специализированного рынка по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, 307 сроком до 01.06.2008 года.

По окончании срока действия указанного разрешения, оно было продлено и выдано новое разрешение № 10 на право организации специализированного рынка по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, 307 сроком до 01.06.2013 года (распоряжение администрации г. Барнаула от 09.06.2008 года № 177)

Проект границ земельного участка площадью 9,0937 га утвержден постановлением администрации г. Барнаула от 15.08.2007 года № 2535, цель использования участка для эксплуатации рынка по продаже автомобилей и запасных частей.

01.09.2007 года Комитетом по архитектуре и развитию города Барнаула выдано Обществу разрешение № 56 на строительство рынка по продаже автомобилей и запасных частей (первая очередь строительства), расположенного по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, 307.

Завершив первую очередь строительства, Общество получило разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № RU 22302000-23.

ООО «Группа-Сервис» зарегистрировало право собственность на объекты, возведенные в ходе первой очереди строительства 31.03.2008 года.

16 мая 2013 года Общество обратилось в администрацию г. Барнаула с заявлением о продлении разрешения от 09.06.2008 года № 10 с приложением соответствующих документов. В дополнение к ранее поданному заявлению 20 мая 2013 года заявитель представил свидетельство 22 АГ 753712 о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - Административное здание. Литер: Б, общей площадью 64,5 кв. м, расположенное по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, 307.

06.06.2013 года администрация г. Барнаула отказала Обществу в продлении разрешения на право организации розничного рынка (Постановление № 2040).

Данный отказ оспорен ООО «Группа-Сервис» в Арбитражном суде Алтайского края, который заявленные Обществом требования удовлетворил (решение Арбитражного суда Алтайского края от 04.02.2014 года по делу № А03-9278/2013, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2014 года, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.08.2014).

27.05.2013 года Администрация г. Барнаула обратилась в Управление с письмом №  0785, в котором просило исключить спорный рынок из Плана организации рынков, в обоснование чего указало на несоответствие его статье 24 Закона № 271-ФЗ, а также тот факт, что 01.06.2013 года заканчивался срок действия разрешения на организацию рынка.

10.10.2013 года Управление обратилось в Администрацию с письмом № 35-06/ПА/2553, в котором указало на подготовку изменений в постановление администрации Алтайского края от 28.06.2013 года № 338 со ссылкой на письмо администрации города от 27.05.2013 года.

28.06.2013 года заинтересованное лицо постановлением № 338 внесло изменения в постановление Администрации от 08.05.2007 года № 195, в связи с чем спорный рынок исключен из Плана организации рынков на территории Алтайского края.

Указанные выше обстоятельства явились основанием для обращения Общества в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим требованием.

Принимая решение об удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции принял правильное по существу решение.

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования лица удовлетворению не подлежат.

При этом, обязанность доказывания факта соответствия спорного ненормативного правового акта, действия (бездействия) закону возложена на орган (должностное лицо) вынесшее соответствующий акт (осуществивший действий) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ), а обязанность доказывания факта нарушения права и законных интересов заявителя возложена на последнего в соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что рынок по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, 307 является специализированным рынком.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона № 271-ФЗ специализированный рынок - это розничный рынок, на котором восемьдесят и более процентов торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли.

Статья 4 Закона от

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 по делу n А03-2843/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также