Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014 по делу n А03-7461/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                                              Дело № А03-7461/2014

13 ноября 2014 года

резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2014 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Марченко Н. В.,

судей Бородулиной И. И., Журавлевой В. А.,

при ведении протокола судебного заседания без использования средств аудиозаписи помощником судьи Васильевой С. В.,

 в отсутствие  представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Шипуновского района Алтайского края

на решение Арбитражного суда Алтайского края от 20 августа 2014 года по делу № А03-7461/2014 (судья Бояркова Т. В.)

по иску администрации Шипуновского района Алтайского края (ИНН2289001901, ОГРН 1022202955180, 658390, Алтайский край, Шипуновский район, с. Шипуново, ул. Луначарского, 74)

к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Мануйлов Сергей Александрович (ОГРНИП 310228910200010, ИНН 228900302423)

о взыскании 159 527 рублей 42 копеек,

УСТАНОВИЛ:

 

Администрация Шипуновского района Алтайского края обратилась в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Мануйлову Сергею Александровичу о взыскании 159 527 руб. 42 коп., из которых 151 230 руб. 54 коп. задолженности по арендной плате и 8 296 руб. 88 коп. пени.

Решением Алтайского края от 20 августа 2014 года исковые требования удовлетворены в части взыскания 70 901 руб. 11 коп., из которых 67 213 руб. 61 коп. долга по арендной плате и 3 687 руб. 50 коп. пени.

Администрация Шипуновского района Алтайского края, не согласившись с решением, в апелляционной жалобе просит обжалуемый судебный акт отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.

ИП Мануйлов С. А. отзыв на апелляционную жалобу, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), не представил.

В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, между администрацией Шипуновского района (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем главой крестьянского фермерского хозяйства Мануйловым Сергеем Александровичем (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 10.06.2010 № 38/1-2010.

В соответствии с указанным договором ответчику переданы в аренду два земельных участка из земель сельхозназначения, фонда перераспределения, общей площадью 4148966 кв. м, с кадастровым номером 22:60:160403:0118, расположенный в 8 500 метрах по направлению на юго-восток от ориентира Алтайский край Шипуновский район, с. Красный Яр, расположенного за пределами участка и с кадастровым номером 22:60:160502:0042, расположенный примерно в 9750 м по направлению на юго-восток от ориентира: Алтайский край Шипуновский район, с. Красный Яр, расположенного за пределами участка, сроком на семь лет.

Указанный договор зарегистрирован в установленном порядке. порядке.

Согласно пунктам 3.1, 3.3 договора общая сумма арендной платы определяется в соответствии с Приложением № 1 к договору и составляет 111 461 руб. 97 коп. в год,  перечисляется равными долями не позднее 15 сентября и 15 октября.

Пунктом 3.4. договора установлено, что размеры арендной платы могут изменяться арендодателем в одностороннем порядке при изменении устанавливаемых централизованных ставок и в других случаях, предусмотренных законодательными актами. При этом размер арендной платы изменяется автоматически (без оформления дополнительных соглашений о внесении изменений в договор).

Пунктом 5.2 договора предусмотрен ответственность арендатора за просрочку арендных платежей в виде пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки.

В связи с неисполнением ответчиком обязанности по внесению арендных платежей истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводам о нарушении договорных обязательств ответчиком, наличии оснований для взыскания арендной платы и пени.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующих норм права и фактических обстоятельств.

В соответствии с положениями статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В силу статьи 614 ГК РФ, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ).

В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.

Из пункта 4 статьи 421 и пункта 1 статьи 424 ГК РФ следует, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 02.02.2010 г. N 12404/09, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.

Размер арендной платы, предусмотренный спорным договором, исчислен Администрацией Шипуновского района Алтайского края на основании  постановления Администрации Алтайского края от 24.12.2007 N 603 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения".

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 ЗК РФ).

Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение требований статей 22 и 65 ЗК РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582).

К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.

Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.

В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.

Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.

Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.

Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, не могут не учитывать принципы и положения, предусмотренные федеральным законом.

Правовая позиция определена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 г. N 10034/11 и обязательна для применения при рассмотрении арбитражными судами споров со сходными правоотношениями.

Поскольку перечисленные принципы и ориентиры закреплены в Постановлении N 582, вступившем в силу с 04.08.2009, ранее принятые нормативные акты публичных образований, регламентирующие размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, могут быть проверены на соответствие этим принципам и ориентирам только с указанной даты.

Данная правовая позиция определена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 17.04.2012 г. N 15837/11 по делу N 47-7623/2010, который указал, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности.

Согласно пункту «в» части 3 Постановления № 582 арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах – 0,6 процента в отношении земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного использования, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, а также предоставленного гражданам или их некоммерческим объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, гаражного строительства, за исключением случаев, указанных в подпункте "б" настоящего пункта.

Из материалов дела следует, что спорные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения и предоставлены ответчику для использования в целях сельскохозяйственного производства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

Истцом рассчитана сумма арендной платы за использование земельными участками с учетом применения коэффициентов К=1,0 и К1=0,0135, что значительно превышает 0,6 % от кадастровой стоимости земельного участка.

Поскольку, договор аренды земельного участка от 10.06.2010 № 38/1-2010 был заключен после вступления в силу Постановления Правительства от 16 июля 2009 № 582 (действующего с 04.08.2009), сумма арендной платы за пользование землей сельскохозяйственного назначения, подлежит определению в размере 0,6 % от кадастровой стоимости земельного участка.

Следовательно, расчет арендной платы за пользование земельными участками, следует проводить, исходя из формулы УКС (удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка) х S (площадь земельного участка) х 0,6 %.

Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Данная

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014 по делу n А03-12829/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также