Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014 по делу n А03-12829/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

г. Томск                                                                 Дело № А03-12829/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2014 года

Седьмой Арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего  Бородулиной И.И.

судей Журавлевой В.А., Марченко Н.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевой С.В. без использования  средств аудиозаписи

при участии: без участия,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Барнаул»

на решение Арбитражного суда Алтайского края

от 18 сентября 2014 года по делу № А03-12829/2014 (судья Н.М. Дружинина)

по заявлению открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Барнаул» (ОГРН 1022201135220, ИНН 2222027078, 656056, г. Барнаул, пр. Комсомольский, 9)

к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (656037, г. Барнаул, пр. Калинина, 65)

о признании незаконным постановления от 10.07.2014 № 0095 по делу об административном правонарушении,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Открытое акционерное общество «Газпром газораспределение Барнаул» (далее – ОАО «Газпром газораспределение Барнаул», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Управление, административный орган) о признании незаконным постановления от 10.07.2014 № 0095 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением от 18.09.2014 Арбитражного суда Алтайского края заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным постановление Управления от 10.07.2014 № 0095 в части назначения административного наказания, ОАО «Газпром газораспределение Барнаул» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения.

В апелляционной жалобе общество просит состоявшийся судебный акт отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что общество привлечено к административной ответственности за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ до истечения срока исполнения предписания.

Ссылается на то, что постановление о привлечении к административной ответственности вынесено за пределами установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ двухмесячного срока.

По мнению подателя жалобы, судом был нарушен принцип допустимости доказательств, поскольку при рассмотрении дела представлены копии объяснительных, не заверенных надлежащим образом, оригиналы указанных документов не представлены.

Как полагает податель жалобы, Управлением неправильно квалифицировано выявленное правонарушение, поскольку невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти содержит состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ.

Подробно доводы  изложены в апелляционной жалобе.

В представленном до начала судебного заседания отзыве Управление просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как соответствующее действующему законодательству, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 АПК РФ, не явились.

Суд апелляционной  инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части  1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, Управлением в отношении ОАО «Газпром газораспределение Барнаул» проведена проверка соблюдения требований законодательства о промышленной безопасности, по результатам которой обществу выдано предписание от 12.11.2013 № 24АГ/253.

Предписание содержит 33 пункта выявленных нарушений требований нормативных актов в области промышленной безопасности, в том числе:

пункт 4 - отсутствует опознавательный знак трассы подземного газопровода низкого давления на ПК 9+61,5 у ГРП 274 по ул. Томского мушкетерского полка в г. Барнауле (Барнаульский участок управления эксплуатации), что является нарушением части 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пунктов 3.1.11, 5.3.8 ПБ 12-529-03;

пункт 8 - не составлены рапорта обходчиками наружных газопроводов по факту выявленных нарушений, а именно: отсутствие опознавательных знаков трассы подземного газопровода ул. Юбилейная, 35, пер. Трактовый, 7 (Озерский участок управления эксплуатации), чем нарушены часть 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 5.3.13 ПБ 12-529-03;

пункт 21 - в нарушение части 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ и пункта 4.20 СП 42-101-2003 местами, вдоль трассы подземного газопровода отсутствуют  обозначения углов поворота (Белокурихинский участок управления эксплуатации);

пункт 29 - в нарушение части 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункта 5.3.13 ПБ 12-529-03 не отражаются результаты обхода трасс подземных, надземных газопроводов в специальном журнале (Белокурихинский участок управления эксплуатации);

пункт 31 - в нарушение части 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункта 5.3.11 ПБ 12-529-03 на участке эксплуатации отсутствуют около 20% маршрутных карт по обходу наружных газопроводов (Троицкий участок управления эксплуатации);

пункт 33 - в нарушение части 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункта 5.1.6 ПБ 12-529-03 не на все наружные газопроводы, ГРП (ГРУ) владельцем составлены эксплуатационные паспорта, содержащие основные технические характеристики объекта, а также данные о проведенных капитальных ремонтах (Троицкий участок управления эксплуатации).

Распоряжением Управления от 08.05.2014 № 2-06/731 в отношении общества назначено проведение внеплановой выездной проверки в период с 26.05.2014 по 11.06.2014 для проверки исполнения предписания от 12.11.2013 № 24АГ/253.

В результате проведенной проверки Управление пришло к выводу, что предписание в части указанных пунктов в установленный срок обществом исполнено не в полном объеме, что подтверждается актом от 11.06.2014 № 24АГ/086.

В связи с выявленным нарушением должностным лицом Управления 11.06.2014 в отношении общества составлен протокол №095 по делу об административном правонарушении, и 10.07.2014 вынесено постановление № 0095, которым общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 250 000рублей. 

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя частично заявленные требования, пришел к выводу о доказанности административным органом наличия в действиях общества события и вины во вмененном административном правонарушении, соблюдении порядка привлечения лица к административной ответственности, с учетом не установления административным органом отягчающих ответственность обстоятельств признал необоснованным назначение обществу наказания в виде штрафа в размере, превышающем минимальный размер санкции, установленный частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Выводы суда первой инстанции являются правильными, основанными на материалах дела и нормах действующего законодательства.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Под составом административного правонарушения подразумевается совокупность субъективных и объективных признаков - как элементов состава, в число которых входит наделенный административно-процессуальной правоспособностью субъект правонарушения, а также субъективная сторона правонарушения, которая определяется виновным поведением субъекта правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом рассматриваемого правоотношения выступают правоотношения в сфере обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Объективная сторона правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность.

Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, осуществляется Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ).

Федеральный закон № 116-ФЗ определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектов и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Статьей 1 Федерального закона № 116-ФЗ установлено, что промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

В силу статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

В силу статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности - обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями.

В пункте 1 статьи 11 названного Закона предусмотрено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

Таким образом, по смыслу вышеуказанных правовых норм обязанность соблюдения положений Федерального закона № 116-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности, возлагается на организацию, осуществляющую его эксплуатацию по целевому назначению.

Как следует из материалов дела и не оспаривается ОАО «Газпром газораспределение Барнаул», общество эксплуатирует опасные производственные объекты.

Постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 9 утверждены Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления (далее - Правила, ПБ 12-529-03).

Указанные Правила устанавливают специальные требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, монтажу, реконструкции и эксплуатации систем газораспределения и газопотребления природными газами, используемыми в качестве топлива, а также к применяемому в этих системах оборудованию (техническим устройствам).

В соответствии с пунктом 1.1.5

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014 по делу n А27-17138/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также