Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014 по делу n А45-7640/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № А45-7640/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2014 года Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2014 года Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Журавлевой В.А. судей Бородулиной И.И., Марченко Н.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Орловой Е.В. с участием в заседании: без участия рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Молпром» на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 01 сентября 2014 года по делу № А45-7640/2014 (судья В.В. Шашкова) по иску Федерального казенного учреждения «Сибирское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (630099, г. Новосибирск, ул. Трудовая, д. 11) к обществу с ограниченной ответственностью «Молпром» (ОГРН 1057747496982, ИНН 7704563612, 119991, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 5/1, стр. 2; 153022, г. Иваново, ул. Велижская, д. 8 – юридическая фирма «Консалт») о взыскании 174735 руб., УСТАНОВИЛ: Федеральное казенное учреждение «Сибирское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее – истец, ФКУ «СОУМТС МВД РФ») обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Молпром» (далее – ответчик, ООО «Молпром») о взыскании неустойки за поставку некачественного товара, расходов на проведение экспертизы, на получение выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), всего 174 735 рублей. Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 01.09.2014 по делу №А45-7640/2014 исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу ФКУ «СОУМТС МВД РФ» взыскан штраф в сумме 162815 рублей, расходы на экспертизу в сумме 11720 рублей, расходы на получение выписки из ЕГРЮЛ в сумме 200 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6242 рублей 05 копеек. Не согласившись с состоявшимся по делу решением, ООО «Молпром» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, не применение норм материального права, подлежащих применению. По мнению апеллянта, суд первой инстанции неверно установил нарушение срока поставки товара, не применил к рассматриваемым правоотношениям Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ), размер неустойки, присужденной судом к взысканию, является несоразмерным последствиям нарушения обязательства по договору и подлежит снижению до 10 000 рублей. Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе. В отзыве на апелляционную жалобу ФКУ «СОУМТС МВД России» просило принятый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика оставить без удовлетворения От ООО «Молпром» поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителя ответчика. Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание. На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей неявившихся лиц. Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям. Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с протоколом подведения итогов открытого аукциона в электронной форме № 288/2 от 13.12.2012 между ФКУ «СОУМТС МВД РФ» (заказчик) и ООО «Молпром» (поставщик) заключен государственный контракт закупку и поставку продукции (товаров) по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме № 660 от 21.12.2012 (далее – государственный контракт). По условиям контракта поставщик обязался поставить продукцию (товар) – масло сливочное в количестве 7400 кг по цене 138,96 рублей за 1 кг в срок до 15.12.2013 (пункт 1.1. государственного контракта, ведомость поставки к государственному контракту №660), грузополучателем определен федеральное казенное учреждение «Западно-Сибирская база хранения ресурсов Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее - ФКУ «ЗСБХР МВД России). Согласно п. 2.2 государственного контракта поставляемая продукция по своему качеству должна соответствовать ГОСТу, ОСТу, ТУ, номера и даты утверждения которых, указаны в прилагаемой к контракту ведомости поставки и других документах. Согласно п. 2.3 государственного контракта каждая партия продукции сдается заказчиком в аккредитованные испытательные лаборатории для проведения экспертизы на соответствие ее требованиям ГОСТов, ОСТов, ТУ. Пунктом 7.3 государственного контракта предусмотрена ответственность поставщика перед заказчиком в случае получения грузополучателем некачественной продукции (товара) в виде штрафа в размере 20% от стоимости забракованной продукции, с одновременной заменой некачественной продукции в срок до 1 месяца. Во исполнение условий контракта 31.01.2013 по товарной накладной № 11423 от 23.01.2013 в адрес грузополучателя ЗСБХР ФКУ «СОУМТС МВД России» ответчик поставил масло крестьянское сладко-сливочное несоленое, высшего сорта, ГОСТ Р 52969-2008, массовая доля жира не менее 72,5%, в подтверждение качества продукции ответчик приложил копию сертификата соответствия № C-RU.AIO97.B.01846. 04.02.2013 экспертом Новосибирской торгово-промышленной палаты с участием представителя ООО «Молпром», были отобраны образцы масла крестьянского, поступившего по товарной накладной №11423 от 23.01.2013, о чем был составлен Акт отбора образцов (проб). При проведении испытаний в аккредитованной лаборатории Новосибирской торгово-промышленная палаты установлено, что продукция, поступившая от ответчика, ГОСТу Р 52969-2008 не соответствовала (протокол испытаний № П958 от 11.02.2013). Согласно Акту экспертизы № 016-10-00106 от 12.02.2013 исследованные образцы масла крестьянского, поступившего от ООО «Молпром», по органолептическому показателю качества «вкус и запах» (сливочный вкус и привкус пастеризации отсутствует, наличие постороннего привкуса и запаха) и физико-химическому показателю качества «соотношение метиловых эфиров жирных кислот молочного жира» (выше установленного уровня) не соответствует требованиям ГОСТ Р 52969-2008 «Масло сливочное. Технические условия». Не оспаривая поставку продукции не соответствующей ГОСТу, ответчик 11.03.2013 произвел её замену в полном объеме. В соответствии с п. 8.3 государственного контракта истец в адрес ответчика направил претензию от 08.04. 2013 № Сиб/ЮР-1121 с требованием об уплате штрафа 205 661 рубль за поставку некачественной продукции и убытков, связанных с проведением экспертизы в сумме 11 720 рублей. В ответе на претензию от 15.05.2013 № 15/05/13 ответчик, не оспаривая факта нарушения условий государственного контракта, просил санкции не применять и гарантировал оплату убытков, связанных с проведение экспертизы в сумме 11 720 рублей. Ненадлежащее исполнение ответчиком условий государственного контракта, а также неисполнение требований претензии истца от 08.04.2013 № Сиб/ЮР-1121, послужило основанием для обращения ФКУ «СОУМТС МВД России» в арбитражный суд с настоящим иском. Рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями статей 525, 526, 530, 309, 310, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), исходил из того, что ООО «Молпром» допустил поставку некачественного товара. Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего. По правилам статей 6, 7, 10 АПК РФ законность при рассмотрении арбитражных дел обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением арбитражными судами правил АПК РФ о равенстве всех перед законом и судом, непосредственности судебного разбирательства. Одной из основных задач арбитражного судопроизводства (статья 2 АПК РФ) является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность. Принимаемые арбитражным судом решения, постановления должны быть законными, обоснованными и мотивированными (часть 3 статьи 15 АПК РФ). Правовое регулирование спорных правоотношений регламентировано нормами главы 30 ГК РФ, с учетом положений Закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, действовавшего на момент заключения государственного контракта. В соответствии со статьей 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами названного Кодекса (пункт 2 статьи 525 ГК РФ). По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (статья 506 ГК РФ). В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства. Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение. Неустойка может быть как законной, так и договорной. Размер неустойки и порядок ее начисления также могут определяться как законом, так и договором. Из материалов дела следует, ФКУ «СОУМТС МВД РФ» в соответствии с пунктом 7.3. государственного контакта начислен штраф в размере 20% от стоимости забракованной продукции, что составляет 162 815 рублей. В настоящем случае взыскание неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств государственного контракта предусмотрено как законом, так и соглашением сторон. При этом содержание пункта 7.3 государственного контракта соответствует содержанию пунктов 10,12 статьи 9 Закона №94-ФЗ. Факт поставки продукции ненадлежащего качества по государственному контракту ответчиком в суде первой инстанции не оспаривался, в связи с чем истец правомерно усмотрел основания для применения договорной неустойки (штрафа). Проверив представленный истцом расчет неустойки, признав его правильным, суд правомерно удовлетворил требования истца в полном размере, придя к выводу об отсутствии оснований для снижения размера договорной неустойки на основании статьи 333 ГК РФ. Данный вывод суда соответствует обстоятельствам дела и разъяснениям пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 № 81 «О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 81), и пункта 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 № 17 «Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации», и был сделан в связи с соразмерностью заявленного ко взысканию размера штрафа последствиям нарушения обязательства. Довод о том, что суд неверно установил нарушение ответчиком срока поставки товара, подлежит отклонению, поскольку истцом заявлено требование о взыскании неустойки за поставку некачественного товара на основании пункта 7.3 государственного контракта, носящей самостоятельный характер, и применение этой ответственности имеет самостоятельные основания и цели, а включение в государственный контракт условий о названной ответственности (поставка некачественного товара) не противоречит статьям 330, 421 ГК РФ и положениям Закона № 94-ФЗ. В этой связи, обстоятельства соблюдения сроков поставки товара по государственному контракту не имеют отношения к предмету рассматриваемого спора. Довод ответчика о не применении судом норм материального права, касающихся процедуры заключения государственного контракта (Закона №94-ФЗ), что привело к принятию неправильного решения по настоящему делу, со ссылкой на позицию Высшего арбитражного суда Российской Федерации, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ №5467/14 от 15.07.2014, отклоняется как основанный на неверном понимании норм права. Согласно части 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В силу требований пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Как следует статьи 1 Закона № 94-ФЗ, он регулировал отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливал Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014 по делу n А27-7446/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июнь
|