Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2014 по делу n А67-2188/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                                   Дело № А67-2188/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2014 года

Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2014 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующий   Колупаева Л. А.

судьи: Музыкантова  М.Х., Полосин А.Л.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Левенко А.С.

с использованием средств аудиозаписи

при участии:

от истца: Шрамов Д.М. по доверенности от 02.06.2014;

от ответчика: Конькова Л.А. по доверенности от 05.12.2014; Сирмайс И.А. по доверенности от 01.12.2013

от третьего лица: без участия (извещено);

рассмотрев в судебном заседании  апелляционную жалобу

открытого акционерного общества «Томскнефть» ВНК

на решение  Арбитражного  суда  Томской  области от 06.10.2014

по делу № А67-2188/2013 (судья  А.Н. Гапон)

по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Томской области (ИНН 7019034542 ОГРН 1027000907801)

к открытому акционерному обществу «Томскнефть» ВНК (ОГРН  1027001618918)

третье лицо – Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2 кварталы 2012 года в размере 181 973 578,64 руб.,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области (далее – Управление, Росприроднадзор, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества «Томскнефть» ВНК (далее – ОАО «Томскнефть» ВНК, Общество, апеллянт) задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2 кварталы 2012 года в размере 183 123 901,97 руб.

Решением Арбитражного суда Томской области от 17.09.2013, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013, в удовлетворении требований Росприроднадзора отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.04.2014 решение Арбитражного суда Томской области от 17.09.2013 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013 по делу № А67-2188/2013 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Томской области. Суд кассационной инстанции в порядке пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ указал на необходимость суду первой инстанции проверить правильность расчета суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, представленного обществом с учетом применения во взаимосвязи положений постановления № 7 и пункта 5 Порядка № 632.

При новом рассмотрении дела представитель истца уточнил заявленные требования в порядке статьи 49 АПК РФ, просил взыскать ОАО «Томскнефть» ВНК задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2 кварталы 2012 г. в размере 181 973 578,64 руб. по основаниям, изложенным ранее в заявлении, дополнительно представленных пояснениях. Представитель, указал, что при расчете платы за НВОС была допущена ошибка в части применения коэффициента инфляции для метана, был применен коэффициент – 2,05, вместо – 1,67. В результате перерасчета заявленная ко взысканию сумма составила 181 973 578,64 руб.

Решением Арбитражного суда Томской области от 06.10.2014 заявленные требования удовлетворены.

С ООО «Томскнефть» ВНК в пользу Управления взыскана задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2   кварталы    2012 года в сумме 181 973 578,64 руб., а также государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 200 000 руб.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы, ответчик указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. По мнению управления, решение суда законно и обоснованно и не подлежит отмене.

Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу.

В судебном заседании представители сторон поддержали позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на неё соответственно.

Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела, по результатам проверки представленных ОАО «Томскнефть» ВНК расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2 кварталы 2012 года Управлением было произведено доначисление платы с применением норматива платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов выбросов в общей сумме 183 123 901,97 руб. в Александровском, Каргасокском и Парабельском районах Томской области.

Требованием от 28.11.2012 №6555/05 Управление предложило ответчику в течение месяца с момента получения требования перечислить в т.ч. задолженность за 1, 2 квартал 2012 года на соответствующий счет Управления федерального казначейства по Томской области (т.1, л.д.39-44). В связи с невыполнением требования в добровольном порядке, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленное требование, суд исходил из его обоснованности.

Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со статьей 3 названного Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В силу статьи 16 Закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плата за негативное воздействие на окружающую среду является обязательным федеральным платежом, предназначенным для возмещения расходов и затрат публичной власти на охрану и восстановление окружающей среды.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

При этом, в соответствии с основными понятиями, закрепленными статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96-ФЗ), предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.

Законом № 7-ФЗ и Законом № 96-ФЗ определены основные понятия гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона № 96-ФЗ, гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются и пересматриваются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, деятельность общества по выбросу в атмосферный воздух загрязняющих веществ в результате сжигания попутного газа относится к негативному воздействию на окружающую среду, за которое, в свою очередь, оно должно вносить плату.

Согласно пункту 3 статьи 16 Закона № 7-ФЗ порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

В целях предотвращения загрязнения атмосферного воздуха выбросами вредных (загрязняющих) веществ и сокращения эмиссии парниковых газов, образующихся при сжигании попутного нефтяного газа, Правительство Российской Федерации постановлением № 7 от 08.01.2009 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках» (далее - Постановление № 7) установило целевой показатель сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках на 2012 год и последующие годы в размере не более 5 процентов от объема добытого попутного нефтяного газа (далее - целевой показатель).

Согласно Постановлению № 7, с 01.01.2012 плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ, образующихся при сжигании попутного нефтяного газа на факельных установках, рассчитывается:

- для объема, соответствующего значению целевого показателя, - в соответствии с пунктами 2 - 4 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением № 632;

- для объема, превышающего значение целевого показателя и определяемого как разница между объемом сожженного попутного нефтяного газа и объемом попутного нефтяного газа, соответствующего значению целевого показателя, - в соответствии с пунктом 5 Постановления № 632 как за сверхлимитное загрязнение.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 (далее - Постановление № 632) утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок определения платы № 632), который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Пунктом 5 Порядка определения платы № 632 установлено, что плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Как следует из материалов дела, Управлением при расчете платы за выбросы метана по Советскому месторождению применен коэффициент к нормативу платы, применяемый в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год (столбец 16 Расчета), равный 2,05, что является ошибочным, так как пункт 3 статьи 3 Федерального Закона от 30.11.2011 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» установлено, что нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством Российской Федерации в 2003 году и в 2005 году, применяются в 2012 году с коэффициентом соответственно 2,05 и 1,67.

В соответствии с пунктом 19 Приказа № 204 в столбце 16 указывается коэффициент к нормативу платы, применяемый в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год.

Постановлением № 344 установлены нормативы платы за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

Позицией № 106 Приложения № 1 к Постановлению № 344 установлены нормативы платы за выброс загрязняющего вещества – метан.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2005 № 410 «О внесении изменений в приложение № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344» были внесены изменения в норматив платы загрязняющего вещества «Метан, в том числе в составе нефтяного (попутного) газа, сжигаемого факельными установками».

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.01.2009 № 7 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках» установлено, что в приложении № 1 к Постановлению № 344 позицию 106 изложить в следующей редакции: метан. При этом норматив платы не был изменен. Названным нормативно-правовым актом не устанавливается коэффициент, применяемый в столбце 16 расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Следовательно, за выброс загрязняющего вещества - метан, в том числе в составе нефтяного (попутного) газа, сжигаемого факельными установками, в столбце 16 расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду применяется коэффициент – 1,67.

Судом

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2014 по делу n А27-13058/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также