Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 по делу n А03-15212/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                                        Дело № А03-15212/2014

20.01.2015

Резолютивная часть постановления объявлена 20.01.2015

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Павлюк Т. В.

судей:                                Хайкиной С. Н.

                                           Ходыревой Л. Е.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кульковой Т.А.

при участии:

от лиц участвующих в деле: без участия (извещены);

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (07АП-12329/14)

на решение Арбитражного суда Алтайского края от 27.10.2014

по делу № А03-15212/2014 (Судья Ильичева Л.Ю.)

по заявлению Комитета по управлению муниципальной собственностью города Барнаула (ОГРН 1022201770381)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (ОГРН 1042202282132)

о признании незаконными решений от 30.07.2014 №№ 01/028/2014-531, 01/028/2014-533, 01/028/2014-534 об отказе в государственной регистрации договоров аренды и обязании зарегистрировать договоры аренды от 12.11.2013 №№ 419,421, 424,

с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: индивидуального предпринимателя Чистых Татьяну Александровну (ОГРНИП 304222503400065); индивидуального предпринимателя Репина Евгения Ивановича (ОГРНИП 304222519400031); индивидуального предпринимателя Ялову Ирину Алексеевну (ОГРНИП 304222534900116),

УСТАНОВИЛ:

  Комитет по управлению муниципальной собственностью города Барнаула (далее - Комитет) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее – регистрирующий орган, Управление Росреестра) о признании незаконными решений от 30.07.2014 №№ 01/028/2014-531, 01/028/2014-533, 01/028/2014-534 об отказе в государственной регистрации договоров аренды и обязании зарегистрировать договоры аренды от 12.11.2013 №№ 419,421, 424.

  Решением суда от 27.10.2014 (резолютивная часть объявлена 21.10.2014) заявленные требования удовлетворены.

  Не согласившись с решением суда первой инстанции, регистрирующий орган обратился с апелляционной жалобой в апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению Управления Росреестра оспариваемые решения правомерны.                                                                                                                     

  Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

  Комитет в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 АПК РФ доводы апелляционной жалобы отклонил, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

  От других лиц участвующих в деле, отзыв на апелляционную жалобу в соответствии со статьей 262 АПК РФ не поступил.

  В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

  Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

            Из материалов дела следует, что в муниципальной собственности находятся объекты недвижимости, расположенные в г. Барнауле, р.п. Южный, ул. Чайковского, д.33.

            Согласно договорам аренды от 12 ноября 2013, № 421, № 419, № 424 городской округ – город Барнаул Алтайского края (Арендодатель), действующий через уполномоченный орган – Комитет по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула, передал в аренду нежилые помещения, расположенные в объектах недвижимости по указанному выше адресу индивидуальным предпринимателям (Арендаторам), а именно: ИП Чистых Т.А., ИП Репиным Е.И., ИП Яловой И.А. Имущество предоставлено в аренду сроком на пять лет. Приложениями к договору стороны указали графическое описание той части недвижимого имущества, которое передается в аренду. Актами приема-передачи нежилых помещений нежилые помещения фактически переданы от Арендодателя Арендаторам.

            В соответствии с требованиями статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Комитет обратился в Управление Росреестра по Алтайскому краю с заявлениями о государственной регистрации договоров аренды.

            Сообщениями от 30.07.2014 №№ 01/028/2014-531, 01/028/2014-533, 01/028/2014- 534 Управление информировало Комитет об отказе в государственной регистрации прав договоров аренды. В качестве основания для отказов Управлением Росреестра указано, что заявителем не были представлены документы, необходимые для проведения государственной регистрации, а именно кадастровые паспорта объекта недвижимости с указанием его части, передаваемой в аренду.

            Полагая, что отказы в государственной регистрации не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы, Комитет обратился в арбитражный суд с соответствующими заявлениями о признании их незаконными и обязании заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем осуществления государственной регистрации договоров аренды.

            Принимая судебный акт об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из незаконности отказов регистрирующего органа, поскольку заявителем на государственную регистрацию представлены все необходимые документы, а регистрирующим органом не представлены доказательства наличия объективных причин, препятствовавших государственной регистрации.

            Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.

            Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Для признания незаконными действий государственного органа, исходя из содержания части 2 статьи 201 АПК РФ, необходимо установление факта такого действия, то есть совершения соответствующим органом определенных действий при наличии обязанности их совершить в силу закона, противоправности, то есть несоответствия такого действия закону или иному ненормативному акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

            Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

            Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации, Закон № 122-ФЗ) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов не-движимого имущества на момент совершения сделки.

            Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 названного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 Закона о государственной регистрации). В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. В силу статьи 26 Закона о государственной регистрации государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества. В том случае, если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади. Договор аренды помещения или части помещения регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения). При этом в силу пункта 10 статьи 33 Закона о государственной регистрации представление кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный данным законом и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.

            Положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не ограничивают право сторон заключить такой договор аренды, по которому в пользование арендатору предоставляется не вся вещь в целом, а только ее отдельная часть.

            В соответствии со статьей 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

            Как следует из материалов дела, в Управление Росреестра был представлен пакет документов, включающий в себя, в том числе графическое описание передаваемых в аренду частей недвижимого имущества, являющихся предметом аренды.

            Приложения к договорам аренды нежилых помещений содержат текстуальное и графическое описание частей нежилых помещений, передаваемых в аренду, его площадь. Подписанные сторонами акты приема-передачи нежилых помещений свидетельствуют об отсутствии у сторон договоров аренды препятствий при индивидуализации объектов недвижимости. Объекты недвижимого имущества, части которых переданы в аренду ранее были зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждается представленным свидетельством о государственной регистрации права серии 22АБ 071395 от 04.06.2007 (нежилое помещение (Н5) на 1-м этаже жилого дома, литер А площадь: общая - 519,1, кв.м, по адресу г. Барнаул, раб. пос. Южный, ул. Чайковского, 33). Таким образом, при наличии приложений к договорам аренды, которые являются графическим описанием передаваемых в аренду частей недвижимого имущества, суд пришел к правомерному выводу, что Управление Росреестра необоснованно пришло к выводу о наличии обстоятельств, предусмотренных абзацами 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона № 122-ФЗ.

            Признавая позицию Управления Росреестра о том, что провести государственную регистрацию сделки аренды возможно только при условии проведения кадастровых работ по формированию части недвижимого имущества, передаваемой в аренду не обоснованной, апелляционная коллегия исходит из следующего.

            Кадастровый паспорт объекта недвижимости согласно частью 4 статьи 14 Федерального закона № 221-ФЗ представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости. В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона № 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 – 21, 25- 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Вместе с тем, из правовой природы отношений по поводу передачи объектов недвижимости в аренду следует, что такая передача части нежилого помещения не ведет к изменению уникальных характеристик объекта в целом, подлежащих учету в государственном кадастре недвижимости, арендуемая часть нежилых помещений не является выделенной, следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о неправомерности требования ответчика о предоставлении кадастрового паспорта на арендуемую необособленную части помещения (арендуемой площади).

            Кроме того, Управлением Росреестра не отрицается, что в деле правоустанавливающих документов имеются кадастровые паспорта на объекты (части которых являются предметом спорных договоров аренды).

            В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Феде-рации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» содержатся разъяснения, согласно которым если по договору аренды, заключенному на срок год и более, допускается пользование частью земельного участка, здания, сооружения или помещения, то в соответствии с пунктом 2 статьи 651 ГК РФ, пунктом 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации он подлежит государственной регистрации, при этом обременение устанавливается на всю недвижимую вещь в целом.

           

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 по делу n А45-24159/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также