Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2015 по делу n А45-12394/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                            Дело № А45-12394/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2015 года

Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2015 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Полосина А.Л.,

судей: Бородулиной И.И., Колупаевой Л.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Левенко А.С.

при участии в заседании:

от заявителя: без участия (извещен)

от заинтересованного лица: без участия (извещено)

от третьего лица: без участия (извещено)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сальникова Алексея Ивановича (№ 07АП- 378/15)

на решение Арбитражного суда Новосибирской области

от 19 ноября 2014 года по делу № А45-12394/2014 (судья Чернова О. В.) 

по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сальникова Алексея Ивановича (ОГРНИП 311547618900235, ИНН 5433179854, Новосибирская область, с. Ленинское, ул. Кирова, 69)

к администрации Тогучинского района Новосибирской области (Новосибирская область, г. Тогучин, ул. Садовая, д.9)

третье лицо: закрытое акционерное общество «Политотдельское» (Новосибирская область, Тогучинский район, с. Пойменное, ОГРН, 1025404576273, ИНН 5438101393)

о признании незаконным отказа от 13.03.2014 № 816,

У С Т А Н О В И Л:

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Сальников Алексей Иванович (далее по тексту - глава КФХ Сальников А. И., заявитель) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации Тогучинского района Новосибирской области (далее по тексту – заинтересованное лицо, Администрация), изложенного в письме от 13.03.2014 года № 816 в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 54:24:052710:204 площадью 7 850 000 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства и устранением допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя путем обязания администрацию Тогучинского района Новосибирской области провести процедуру предоставления земельного участка с кадастровым номером 54:24:052710:204 площадью 7 850 000 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, предусмотренную статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено закрытое акционерное общество «Политотдельское» (далее по тексту - ЗАО «Политотдельское»).

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 19 ноября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, глава КФХ Сальников А. И. в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы указано, что суд неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права; оспариваемый отказ заинтересованного лица не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.

В отзыве Администрация просит решение суда первой инстанции оставить без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

ЗАО «Политотдельское» отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представило.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.

В порядке части 1 статьи 266, части 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.

Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 13.02.2014 года глава КФХ Сальников А. И. обратился в администрацию Тогучинского района с заявлением вх. № 345 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 54:24:052710:204 площадью 7 850 000 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Закон № 74-ФЗ).

Письмом от 13.03.2014 года № 816 администрация отказала главе КФХ Сальникову А. И. в предоставлении испрашиваемого земельного участка.

В обоснование своего отказа администрация Тогучинского района ссылается на то, что 16.01.2014 года по результатам рассмотрения комиссией по определению мест размещения объектов строительства и предоставлению земельных участков на территории Тогучинского района Новосибирской области принято решение о предоставлении данного земельного участка для целей, не связанных со строительством, третьем улицу, в связи с чем, рассмотреть заявление главы КФХ Сальникова А. И. о предоставлении испрашиваемого земельного участка для осуществления деятельности крестьянского-фермерского хозяйства в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» не представляется возможным, а также на то, что в заявлении не обоснован размер испрашиваемого земельного участка на основании пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Заявитель не был согласен с отказом администрации в предоставлении земельного участка и обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим заявлением.

Арбитражный суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно положениям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия действий закону возлагается на орган, должностное лицо, совершившие их; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемыми действиями прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за их оспариванием.

В свою очередь, обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом (действиями) законных прав лежит на лице, оспаривающем акт (действия).

Пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса РФ установлено, что гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, а также Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Как следует из пункта 1 статьи 34 названного Кодекса, при рассмотрении заявок о предоставлении земельных участков и принятии по ним решений не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.

Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 Законом № 74-ФЗ.

Эта норма является специальной и устанавливает процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельных участков.

Названный Закон определяет не только основы создания и деятельности крестьянских хозяйств, но и регулирует вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности в целях обеспечения государством надлежащих гарантий для формирования и нормального функционирования крестьянских хозяйств.

Согласно статье 82 Земельного кодекса РФ условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям и другим субъектам, не являющимся фермерскими хозяйствами, устанавливаются Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Нормы Федерального закона от 11.06.2003 года № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", предусматривающие порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения крестьянским хозяйствам, являются специальными по отношению к общим положениям Земельного кодекса Российской Федерации и к Федеральному закону от 24.07.2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", которые, в связи с этим, не подлежат применению к отношениям, сложившимся между администрацией Тогучинского района и крестьянским хозяйством.

Указанная правовая позиция согласовывается с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.11.2013 года № 7865/13.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда от 27.09.2013 года по делу № А45-8176/2013, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2014 года, признан незаконным отказ администрации Тогучинского района Новосибирской области, содержащейся в письме от 04.04.2013 года № 1019 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 54:24:052710:204 площадью 7 850 000 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства третьему лицу, и обязании устранить допущенные нарушения путем проведения процедуры предоставления земельных участков в аренду в порядке, предусмотренном статьей 10 Закона № 101-ФЗ.

Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований, по указанному выше делу привлечен глава КФХ Сальников А. И.

16.01.2014 года комиссия по определению мест размещения объектов строительства и предоставлению земельных участков на территории Тогучинского района Новосибирской области рассмотрела повторно заявление ЗАО «Политотдельское» от 20.02.2013 года № 52 и приняла решение о предоставлении обществу земельного участка с кадастровым номером 54:24:052710:204 площадью 7 850 000 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения для целей, не связанных со строительством, после публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка.

12.03.2014 года в Тогучинской газете опубликовано сообщение о том, что администрация Тогучинского района сообщает о предполагаемом предоставлении в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена: земельный участок, формируемый из кадастрового квартала с кадастровым номером 54:24:052710:204 площадью 7 850 000 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения, имеющий местоположение: Новосибирская область, Тогучинский район, МО Вассинского сельсовета, совхоз «Вассинский», КФХ «Исток».

Опубликованная информация содержала все необходимые сведения, предоставляющие потенциальным претендентам возможность заявить о своих правах или претензиях в отношении указанного в сообщении земельного участка путем подачи соответствующего заявления в сроки и по адресу, указанным в сообщении.

В течение установленного законом срока заявлений от иных лиц о предоставлении спорного земельного участка не поступило.

Постановлением администрации Тогучинского района Новосибирской области от 14.11.2014 года № 1640 ЗАО «Политотдельское» передан в аренду на 49 лет земельный участок из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 54:24:052710:204 площадью 6 066 748,0 кв. м, имеющий местоположение: Новосибирская область, Тогучинский район, МО Вассинского сельсовета, совхоз «Вассинский», КФХ «Исток», разрешенное использование: для ведения сельского хозяйства.

Довод заявителя о том, что им подано заявление от 13.02.2014 года о предоставлении земельного участка, на который претендовало ЗАО «Политотдельское», в связи с чем, администрация Тогучинского района Новосибирской области обязана была выставить испрашиваемый земельный участок на торги, в порядке, предусмотренном статьей 10 Закона № 101, поскольку имело место два заявления на один и тот же земельный участок, был предметом рассмотрения суда первой инстанции, и обоснованно отклонен по следующим основаниям.

Исходя из заявления главы КФХ Сальникова А. И. от 13.02.2014 года № 345, его требования о предоставлении земельного участка основаны на нормах статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 12 Закона № 74-ФЗ, а не в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона № 101-ФЗ.

Администрацией заявителю отказано в рассмотрении его заявления, поскольку в отношении испрашиваемого земельного участка 16.01.2014 года принято решение о процедуре его предоставления, а рассмотреть заявление в порядке, предусмотренном статьёй 12 Закона № 74-ФЗ, не представляется возможным.

Заявления в порядке статьи 10 Закона № 101-ФЗ от главы КФХ Сальникова А. И. не поступало.

Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо,

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2015 по делу n А03-8066/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также