Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015 по делу n А27-14267/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый судебный акт
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № А27-14267/2014 11 марта 2015 года Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2015 года Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2015 года Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: Председательствующего Шатохиной Е.Г., судей Афанасьевой Е.В., Ждановой Л.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузьминым А.В., при участии в судебном заседании: от истца: конкурсный управляющий Закиров В.З., определение суд от 24.09.2014, паспорт, от ответчиков: без участия (извещены); от третьих лиц: без участия (извещены); рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации города Новокузнецка, Управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новокузнецка (рег. №07АП-582/2015) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28 ноября 2014 года (судья Кормилина Ю.Ю.) по делу № А27-14267/2014 по иску общества с ограниченной ответственностью «Эксплуатация шахтного водоотлива», г. Киселевск (ОГРН 1024201261677, ИНН 4211013285) к Муниципальному образованию «Новокузнецкий городской округ» в лице Управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новокузнецка, г. Новокузнецк (ОГРН 1024201475660, ИНН 4217044931), администрации города Новокузнецка, г. Новокузнецк (ОГРН 1024201470556, ИНН 4216005979); третьи лица: муниципальное казенное предприятие города Новокузнецка «Служба инженерной защиты и искусственных сооружений», г. Новокузнецк (ОГРН 1094220000456, ИНН 4220039385); муниципальное казенное предприятие Новокузнецкого городского округа «Эксплуатация шахтного водоотлива», г. Новокузнецк (ОГРН 1144253003311, ИНН 4253022443); министерство энергетики Российской Федерации, г. Москва (ОГРН 1087746777205, ИНН 7705847529) о взыскании 3 569 082,19 рублей убытков, УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью «Эксплуатация шахтного водоотлива» (далее - ООО «ЭШВ», истец) обратилось 01.08.2014 к администрации города Новокузнецка (далее – Администрации) с иском о взыскании за счет казны муниципального образования город Новокузнецк в лице администрации города Новокузнецка 3 555 724,43 рублей убытков, в виде расходов истца, связанных с выполнением за период с января по июнь 2014 года работ по обслуживанию водоотливного комплекса ликвидированной шахты им. Димитрова. Исковые требования обоснованы статьями 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что убытки причинены в результате неисполнения Администрацией обязанности по принятию расходных обязательств для решения вопросов местного значения в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации». В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное казенное предприятие города Новокузнецка «Служба инженерной защиты и искусственных сооружений» (далее - МКП г. Новокузнецка «СИЗИИС»), Министерство энергетики Российской Федерации (далее - Минэнерго РФ), Муниципальное казенное предприятие Новокузнецкого городского округа «Эксплуатация шахтного водоотлива» (далее - МКП НГО «ЭШВ»). Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 24.09.2014 в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве ответчика привлечено Муниципальное образование «Новокузнецкий городской округ» в лице Управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новокузнецка (далее - УДКХиБ). Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 28.11.2014 (резолютивная часть объявлена 25.11.2014) с муниципального образования «Новокузнецкий городской округ» в лице Управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новокузнецка за счет казны муниципального образования в пользу ООО «ЭШВ» взыскано 3 569 082,19 рублей убытков. С муниципального образования «Новокузнецкий городской округ» в лице Управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новокузнецка за счет казны муниципального образования в пользу ООО «ЭШВ» на случай неисполнения судебного акта взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами по ставке рефинансирования Банка России, действующей на день исполнения, на всю взысканную сумму с момента вступления в силу настоящего решения до полной уплаты взысканной суммы. УДКХиБ не согласилось с решением Арбитражного суда Кемеровской области от 28.11.2014, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований ООО «ЭШВ». В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал: - на недоказанность и преждевременность вывода суда первой инстанции о том, что обслуживание водоотливного комплекса ликвидированного государственного предприятия «Шахта имени Димитрова» обусловлено необходимостью предотвращения техногенных последствий в виде подтопления жилых домов; - заявленные истцом расходы не являются убытками по смыслу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации и представляют собой обязательства вследствие неосновательного обогащения, которые понесены истцом в отсутствие надлежащим образом заключенного муниципального контракта на свой страх и риск, в связи с чем истец не вправе требовать оплаты работ; - на необоснованность взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами на случай неисполнения судебного акта. Администрация города Новокузнецка также не согласилась с решением Арбитражного суда Кемеровской области от 28.11.2014, в своей апелляционной жалобе просит его отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований ООО «ЭШВ», ссылаясь на доводы, аналогичные доводам УДКХиБ. ООО «ЭШВ» представило в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционные жалобы, в котором полагая, что доводы апелляционных жалоб не основаны на законе, не соответствуют обстоятельствам дела, просил решение суда от 28.11.2014 оставить без изменения, в удовлетворении апелляционных жалоб отказать. Минэнерго РФ в своем отзыве на апелляционную жалобу УДКХиБ указало, что поскольку федеральным законом о бюджете не предусмотрены средства на финансирование затрат на эксплуатацию природоохранных объектов, администрация города Новокузнецка в рамках своих полномочий, предусмотренных Федеральным законом №131-ФЗ, была обязана финансировать названные затраты из средств местного бюджета. Ответчики и третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. МКП г. Новокузнецка «СИЗИИС», МКП НГО «ЭШВ» отзывы на апелляционные жалобы не представили Минэнерго РФ ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителей. Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие участников арбитражного процесса. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, заслушав представителя истца, возражавшего против удовлетворения апелляционных жалоб по основаниям, указанным в отзыве, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения Арбитражного суда Кемеровской области от 28.11.2014, арбитражный суд апелляционной инстанции установил. 01.07.1996 принято постановление Правительства РФ № 767 «О ликвидации государственного предприятия «Шахта имени Димитрова». ООО «ЭШВ» на основании договоров и муниципальных контрактов, заключаемых с Администрацией города Новокузнецка, до 2012 года выполняло работы по обслуживанию водоотливного комплекса ликвидируемой шахты им. Димитрова. С 2012 года заключение контрактов было отнесено к компетенции МПК г. Новокузнецка «СИЗИИС», с которым истцом также были заключены контракты на выполнение работ в 2012 и 2013 годах. Выполняемые работы оплачивались за счет средств местного бюджета. В 2014 году между ООО «ЭШВ» и МКП г. Новокузнецка «СИЗИИС» муниципальный контракт заключен не был. Вместе с тем в период с января по июнь 2014 года ООО «ЭШВ» осуществляло выполнение работ по обслуживанию водоотливного комплекса ликвидируемой шахты им. Димитрова. ООО «ЭШВ», ссылаясь на возникновение у него убытков в результате не возмещения ему стоимости выполненных работ по обслуживанию водоотливного комплекса ликвидируемой шахты им. Димитрова в период с 01.01.2014 по 30.06.2014, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции счел исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Арбитражный апелляционный суд не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, при этом исходит из следующего. В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 24.12.2004 №840 "О Перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования", принятого во исполнение Федерального закона от 20.06.1996 №81ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", мероприятия по ликвидации организаций угольной промышленности включают технические работы по ликвидации последствий ведения горных работ (работы по ликвидации горных выработок и исключению доступа к ним, по демонтажу оборудования, сносу зданий и сооружений, рекультивации использованных земель, ликвидации экологических и иных последствий ведения горных работ), а также мониторинг экологических последствий ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов. Финансовое обеспечение расходов по эксплуатации природоохранных объектов, переданных ликвидируемыми организациями угольной промышленности в муниципальную собственность, осуществляется при условии обеспечения защиты этими объектами территорий шахтерских городов и поселков. Оплата выполненных работ по обеспечению эксплуатации указанных природоохранных объектов осуществляется в соответствии с договорами, заключенными органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и исполнителями работ, сметами затрат на обеспечение эксплуатации этих объектов, утвержденными Минэнерго, а также актами о выполнении работ и оказании услуг (п. 19 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 №428). Распоряжением Правительства РФ от 24.01.2012 №14-р была утверждена Долгосрочная программа развития угольной промышленности на период до 2030 года, в рамках которой предусматривалась подпрограмма «Завершение реструктуризации угольной промышленности». Целью подпрограммы являлась реализация ранее принятых решений органов федеральной власти по осуществлению технических, социальных и экологических мероприятий, связанных с ликвидацией неперспективных шахт и разрезов, обеспечением безопасного проживания населения в районах ликвидированных угольных предприятий. В числе мероприятий предусматривалась реализация программ местного развития по эксплуатации природоохранных объектов, переданных ликвидируемыми организациями угольной промышленности в муниципальную собственность. Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2014 № 1099-р утверждена Программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года, указанным распоряжением отменено распоряжение №14-р. Согласно распоряжению №1099-р основным механизмом реализации Программы является комплекс организационных, технических, технологических, экономических и правовых мероприятий, которые вошли в качестве составных частей в разработанные и утвержденные в 2012 - 2013 годах Правительством РФ государственные программы. В силу статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Материалами дела подтверждено, что ООО «ЭШВ» начиная с 2005 года по 2013 год по договорам, муниципальным контрактам, заключаемым с Администрацией города Новокузнецка, МКП г. Новокузнецка «СИЗИИС» осуществляло работы по обслуживанию водоотливного комплекса ликвидируемой шахты им. Димитрова с целью предотвращения подтопления и проникновения шахтных газов в здания и сооружения, расположенные на горном отводе ликвидируемой шахты им. Димитрова. Соответствующие расходы оплачивались истцу за счет средств местного бюджета. Контракт на выполнение аналогичных работ в 2014 году между МКП г. Новокузнецка «СИЗИИС» и ООО «ЭШВ» заключен не был. Вместе с тем, необходимость проведения таких работ подтверждена представленным в материалы дела заключением №227 от 30.12.2008 СФ ОАО ВНИМИ, согласно которому расчетное прогнозное время затопления шахты им. Димитрова до критической отметки в случае приостановки откачки воды составляет 40 суток (табл. 3 стр. 8). Уровень затопления шахты и его поддержание с помощью погружных насосов обусловлены исключением подтопления жилья, находящегося в пределах и вблизи горного отвода шахты (раздел 5 стр. 12, п.1 раздела 6 стр. 13 заключения). Кроме Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015 по делу n А27-16791/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июнь
|