Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2015 по делу n А27-17148/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                                                   Дело № А27-17148/2014

25 марта 2015 года

резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2015 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Марченко Н. В.,

судей Колупаевой Л. А., Музыкантовой М. Х.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Карташовой Н. В.,

при участии:

от заявителя: Клюкина В. Г., доверенность № 17 от 07.10.2014 года, Палагиной М. Е., доверенность № 166/12 от 12.09.2012 года,

от заинтересованного лица: без участия (извещено),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ФЕРУМ»

на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 13 января 2015 года по делу № А27-17148/2014 (судья Власов В. В.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ФЕРУМ» (ОГРН 1024200719432, ИНН 4205003779, 650021, г. Кемерово)

к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1034205004525; ИНН 4200000206, 650002, г. Кемерово, ул. Институтская, 3)

о признании незаконным решения от 12.08.2014 №3-24-13/12922,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «ФЕРУМ» (далее – ООО «ФЕРУМ», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Сибирского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление Ростехнадзора, заинтересованное лицо) об отказе в исключении из Реестра опасных производственных объектов системы газопотребления, регистрационный № А-68-02319-002, эксплуатируемой ООО «ФЕРУМ», изложенный в письме от 12.08.2014 № 3-24-13/12922.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 13 января 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы указано, что суд неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; неправильно применены нормы материального права.

Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

В отзыве Управление Ростехнадзора просило решение суда первой инстанции оставить без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя заинтересованного лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, общество, полагая, что в результате перевода системы отопления производственных помещений с твердого топлива на газообразное опасный производственный объект (сеть газопотребления) утратил признаки опасности, 04.06.2014 обратилось к заинтересованному лицу с заявлением (исх. № И-29) об исключении из государственного реестра опасных производственных объектов сети газопотребления (регистрационный № А-68-02319-002).

07.07.2014 в адрес заявителя поступил ответ (исх. № 1-24-13/6333 от 30.06.2014) с указанием на отсутствие оснований для исключения объекта из государственного реестра.

21.07.2014 общество вновь обратилось в Управление Ростехнадзора с заявлением об исключении объекта из государственного реестра.

15.08.2014 получило письмо Управления Ростехнадзора об отказе в исключении указанного объекта из состава государственного реестра опасных производственных объектов со ссылкой на пункт 23.31 Административного регламента в связи с непредставлением сведений, подтверждающих утрату объектом признаков опасности.

Не согласившись с правомерностью решения Управления Ростехнадзора, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение является законным и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно положениям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия действий закону возлагается на орган, должностное лицо, совершившие их; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемыми действиями прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за их оспариванием.

В свою очередь, обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом (действиями) законных прав лежит на лице, оспаривающем акт (действия).

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) под промышленной безопасностью опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность) понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, а под аварией понимается разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 116-ФЗ к требованиям промышленной безопасности относятся условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с приложением N 1 "Опасные производственные объекты" к Закону N 116 (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ, вступившего в силу с 15.03.2013) к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:

1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к Закону количествах опасные вещества следующих видов:

а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже.

Согласно пункту 1 приложения N 2 "Классификация опасных производственных объектов" к Закону N 116 (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ) классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пункте 1 приложения 1 к настоящему Федеральному закону (за исключением объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 настоящего приложения), устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 настоящего приложения.

В силу пункта 4 приложения N 2 к Закону № 116-ФЗ для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности:

1) II класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля;

2) III класс опасности - для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта.

Общество эксплуатирует сеть газопотребления ООО «ФЕРУМ» класс опасности III (свидетельство о регистрации N А68-02319-0002).

Пунктом 4 приложения № 2 к указанному закону установлено, что для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности:

1) II класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля;

2) III класс опасности - для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта.

В соответствии с пунктом 8 Правил регистрации объектов в Государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371, ведение Государственного реестра осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Согласно пункту 7 Правил исключение опасного производственного объекта из государственного реестра производится в случае его ликвидации или вывода из эксплуатации (списания с баланса) по решению регистрирующего органа.

Требования, предъявляемые к порядку регистрации, перерегистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и их исключения из указанного реестра, также предусмотрены Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.09.2007 N 606 (далее - Административный регламент).

Требования указанного Административного регламента являются обязательными для Управления Ростехнадзора при осуществлении им государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов.

Порядок исключения опасного производственного объекта из государственного реестра установлен пунктом 23.3.1 Административного регламента, согласно которому при осуществлении исключения опасного производственного объекта (снятия с учета) из государственного реестра опасных производственных объектов в связи с изменениями, в результате которых у опасного производственного объекта не стало признаков опасности или самого объекта, эксплуатирующая организация направляет в регистрирующий орган пакет документов.

К основаниям исключения опасного производственного объекта (снятия с учета) из государственного реестра опасных производственных объектов относятся ликвидация и вывод из эксплуатации опасного производственного объекта (списания с баланса); сдача в аренду опасного производственного объекта; консервация (на срок не менее года) опасного производственного объекта; смена организации - владельца опасного производственного объекта; факт купли-продажи опасного производственного объекта; изменения на опасном производственном объекте, в связи с которыми у объекта не стало признаков опасности (дегазация, акт отключения от газоснабжения и т.д.).

Материалами дела подтверждено, что опасный производственный объект - сеть газопотребления ООО «ФЕРУМ» (регистрационный № А68-02319-0002 III класс опасности) зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов.

Суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что действующее законодательство признает опасным производственным объектом 111 класса опасности сети газопотребления независимо от давления в сети и объема используемого газа, который в силу своих физических характеристик является опасным веществом, надзор за которым должен осуществляться в установленном законом порядке.

Довод общества о том, что данный объект сети газопотребления имеет показатели по давлению и объему газа ниже установленных законодательством, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и получил надлежащую правовую оценку.

Суд первой инстанции обоснованно указал, что расчеты количества газа, находящегося в суммарных газопроводах в радиусе 500 метров на объекте сети газопотребления ООО «ФЕРУМ», подготовленные инженером-проектировщиком ООО «ГАЗТеплоСтрой» и представленные заявителем, а также заинтересованным лицом, различаются. При этом основанием для отказа в исключении объекта из государственного реестра опасных производственных объектов несоответствие расчета газа в сети газопотребления не являлось, следовательно, не может рассматриваться в качестве основания для признания решения заинтересованного лица не соответствующим требованиям закона.

Ссылка апеллянта на письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 00-04-05/1497 от 10.09.2014 г. по отнесению действующего предприятия к категории опасных производственных объектов к опасным производственным объектам правомерно признана судом первой инстанции необоснованной, поскольку письмо прямо содержит указание на то, что не следует относить к опасным производственным объектам сети газопотребления, использующиеся для выработки тепловой и электрической энергии, если она (энергия) используется исключительно для собственных нужд без цели реализации; требования технического регламента распространяются на все сети газораспределения и (или) газопотребления, в том числе не относящиеся к категории опасных производственных объектов, кроме сетей газопотребления жилых зданий; понятие производственного объекта подразумевает осуществление на нем производственной деятельности.

С учетом того, что общество использует сети газопотребления для собственных нужд, но в производственных целях и в производственных зданиях и площадках, правомерным

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2015 по делу n А45-20642/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также