Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015 по делу n А67-982/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

г. Томск                                                                                                       Дело № А67-982/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля  2015 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ходыревой Л.Е.,

судей:  Кривошеиной С.В., Усаниной Н.А.

при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Романовой Ю.А. с применением средств аудиозаписи

при участии в заседании: от заявителя без участия (извещен)

от заинтересованного лица Гореликова О.Г. по доверенности от 12.01.2015, Игнатьева О.А. по доверенности от 12.01.2015

от третьих лиц: от ООО «Горсети» - Курбетьева М.П. по доверенности от 23.11.2014, от иных третьих лиц без участия (извещены)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Горсети» на решение Арбитражного суда Томской области от 20 января 2015 года по делу № А67-982/2014 (судья Сулимская Ю.М.)

по заявлению Открытого акционерного общества «Томская энергосбытовая компания» (г. Томск, ул. Котовского, 19, ИНН 7017114680, ОГРН 1057000128184)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (634021, г. Томск, пр. Фрунзе, дом 103а, ИНН 7017113608, ОГРН 1057000120100)

с привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Шестакова В.Н. (г. Томск), Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (г. Томск, пр. Кирова, 41, ИНН 7021052041, ОГРН 1027000907944), Общества с ограниченной ответственностью «Горсети» (ОГРН 1037000158513 ИНН 7017081040, г. Томск, ул. Шевченко, 62 «а»),

о признании незаконным и отмене Предписания № 10 от 28.01.2014 г., о признании незаконным и отмене Постановления № 20 от 11.02.2014 г.,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Открытое акционерное общество «Томская энергосбытовая компания» (далее – ОАО «Томскэнергосбыт», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (далее – Управление Роспотребнадзора, административный орган) с заявлением о признании незаконными и отмене предписания № 10 от 28.01.2014 г. и постановления № 20 от 11.02.2014 г. по делу об административном правонарушении, вынесенного в отношении заявителя по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Томской области от 20 января 2015  года требование заявителя оставлено без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда, ООО «Горсети» обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Томской области изменить в части признания неправомерным применения показаний  установленного общедомового прибора учета при расчете платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды (далее ОДН), и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы указано, что спорный общедомовой прибор учета электрической энергии (далее – ОДПУ) установлен ООО «Горсети» во исполнение требований Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 (далее – Правила № 530); Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Правила № 442) не применимы к рассматриваемому спору; ООО «Горсети» имело право на установку ОДПУ в многоквартирном доме; ОДПУ используется на законных основаниях, доказательств его неисправности нет; действующим законодательством не предусмотрено участие собственников помещений в многоквартирном доме при приемке ОДПУ в качестве расчетного; гарантирующий поставщик энергии – ОАО «Томскэнергосбыт», как представитель потребителей, был уведомлен об установке ОДПУ.

Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе. Представитель апеллянта в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы, настаивала на ее удовлетворении, просит изменить мотивировочную часть судебного акта, полагает выводы суда, изложенные на странице 16 решения,  незаконны, поскольку прибор учета может использоваться в отношениях между ОАО «Томскэнергосбыт» и ООО «Горсети».

Управление Роспотребнадзора  в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании просят отказать в ее удовлетворении, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

ОАО «Томскэнергосбыт» в отзыве на апелляционную жалобу считает ее обоснованной и подлежащей удовлетворению.

Заявитель, третьи лица Шестакова В.Н. и Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. В порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу  в отсутствие неявившихся третьих лиц.

Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в ходе проведенной проверки Департаментом ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области выявлены нарушения обязательных требований законодательства о защите прав потребителей, а именно статей 8, 10, 37 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992, №2300-1; пунктов 31, 33, 40, 45, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, при оформлении ОАО «Томскэнергосбыт» платежных документов, о чем Департаментом составлен акт проверки от 13.12.2013 №3540 (т.д.1 л.д. 83-84).

Рассмотрев материалы проверки, главным специалистом-экспертом Управления Роспотребнадзора Томской области 29.01.2014 г. главным специалистом Управления Роспотребнадзора по Томской области Гореликовой О.Г. в присутствии представителя Общества составлен Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.8 КоАП РФ, выразившемся в том, что ОАО «Томская энергосбытовая компания» нарушены права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об объемах потребленной энергии по строке ОДН в платежных документах на оплату энергии.

28.01.2014 г. выдано предписание № 10, которым ОАО «Томскэнергосбыт» предложено обеспечить исполнение требований законодательства о защите прав потребителей при оформлении платежных документов, а именно, информацию, предоставленную в платежных документах, предъявленных к оплате потребителям проживающим в доме по ул. Рузского, 17, привести в соответствие с требованиями действующего законодательства, с учетом требований, определенных в ст. ст. 8, 10, 37 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1; пунктов 31, 33, 40, 45, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 и фактическим потреблением.

На основании протокола и материалов административного дела 11.02.2014 г. заместителем руководителя управления вынесено Постановление №20, согласно которого ОАО «Томская энергосбытовая компания» назначено административное наказание по ч.1ст.14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере семь тысяч рублей (с учетом наличия отягчающих вину обстоятельств).

Считая предписание № 10 от 28.01.2014 г. и постановление № 20 от 11.02.2014 г. незаконными, Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из доказанности в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, и вины в его совершении, а также законности вынесенного Управлением предписания.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В пункте 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 (далее – Правила № 354) даны определения: внутридомовым инженерным сетям; внутриквартирному оборудованию; индивидуальным приборам учета; коллективному (общедомовому) прибору учета.

Пунктом 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 названных Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

Исходя из названных норм права при наличии в жилом доме электрического оборудования, предназначенного для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования (внутридомовые инженерные сети), коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии в указанном жилом доме имеется имущество, относящееся к общему имуществу собственников. Установление в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии уже предполагает наличие в жилом доме общего имущества и общедомовых нужд на его содержание.

Пунктом 31 Правил № 354 предусмотрена обязанность исполнителя предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества, а также производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные услуги, в том числе и за ОДН; непосредственно при обращении потребителя производить проверку правильности исчисления предъявленного к уплате размера платы за коммунальные услуги и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи; принимать от потребителей показания индивидуальных приборов учета любыми способами и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который сняты показания, а также проверять достоверность переданных сведений; осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых помещений; производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи; при наличии общедомового прибора учета ежемесячно снимать его показания и заносить в журнал учета, предоставить сведения о показаниях прибора по требованию потребителя в течение 1 рабочего дня; принимать от потребителей показания индивидуальных приборов учета любыми способами, в том числе допускающими возможность удаленной передачи (телефон, интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который сняты показания, а так же проверять достоверность переданных сведений и др.

Согласно пункту 33 Правил № 354 потребитель имеет право получать коммунальные услуги в необходимых объемах и надлежащего качества, получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством РФ и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 40 Правил № 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные в жилом помещении, и отдельно вносит плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

Если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за такой расчетный период потребителям не начисляется (пункт 45 Правил № 354).

Таким образом, объем коммунальной услуги по электроснабжению, предоставленной на общедомовые нужды, представляет собой объем электрической энергии, потребленной в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Из материалов дела следует, что на основании акта визуального осмотра жилого дома от 05.12.2013 г. (т.д.1 л.д. 85), проведенного государственным жилищным инспектором Томской области установлено, что дом, расположенный по адресу: г. Томск, ул. Рузского, 17, двухэтажный с цокольном этажом, шестиквартирный, деревянный дом. Оборудован центральными системами холодного водоснабжения, электроснабжения.

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015 по делу n А67-2963/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также