Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2015 по делу n А27-21540/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело №А27-21540/2014 «08» мая 2015г. Резолютивная часть постановления объявлена 17.04.2015 Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего И.И. Терехиной, судей: О.Ю. Киреевой, Е.И. Захарчука, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Бабенковой, с участием представителей: от истца: Ю.С. Савельевой по дов. от 20.11.2014 от ответчика: М.В. Князевой по дов. от 29.01.2015, Е.П. Орловой по дов. от 02.02.2015, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (07АП-2670/2015) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09.02.2015 по делу №А27-21540/2014 (судья О.И. Перевалова) по иску управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новокузнецка (ОГРН 1024201475660) к ООО «Горсвет» (ОГРН 1044217030747), при участии третьего лица - муниципального образования «Новокузнецкий городской округ» в лице управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новокузнецка (ОГРН 1024201475660), о признании сделки недействительной, УСТАНОВИЛ: Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новокузнецка (далее УДКХиБ администрации г. Новокузнецка) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к ООО «Горсвет» о признании ничтожной сделки на оказание в 2014 году услуг по ремонту и текущему содержанию объектов наружного освещения Центрального и Куйбышевского районов города Новокузнецка. Определением суда от 20.11.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено муниципальное образование «Новокузнецкий городской округ» в лице управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новокузнецка. Решением арбитражного суда от 09.02.2015 (резолютивная часть объявлена 05.02.2015) в иске отказано. Не согласившись с решением суда, УДКХиБ администрации г. Новокузнецка в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что судом неверно определен круг обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении исковых требований: истец просил признать сделку, заключенную не по результатам торгов, а иную сделку, независимо от объявленных торгов. Арбитражным судом неправильно применены нормы материального права, заявляя о признании сделки недействительной, истец в качестве обоснования своих требований не ссылался на факт несоответствия сделки номам ФЗ №94-ФЗ. К правоотношениям, входящим в оспариваемую сделку, должны применяться нормы ФЗ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, как к правам и обязанностям, возникшим после вступления в силу указанного закона. В судебном заседании представитель истца поддержала доводы апелляционной жалобы и настаивала на ее удовлетворении. ООО «Горсвет» в отзыве на апелляционную жалобу его представитель в судебном заседании просили оставить обжалуемое решение в силе, указывая на то, что истец, в нарушение законодательства, не дожидаясь результатов аукциона, направил письмо ответчику с просьбой выполнения работ; по существу за счет предоставления ответчиком услуг и выполнения работ в январе – июле 2014 г. истец выполнил возложенные на него публичные обязанности, которые относятся к расходным обязательствам муниципального образования; отсутствие муниципального контракта на оказание муниципальных нужд не может служить основанием к отказу в компенсации ответчику не возмещенных ему затрат; действия Управления, обратившегося к обществу (выполнявшему услуги по ремонту и текущему содержанию объектов наружного освещения г. Новокузнецка в предыдущие периоды) с предложением продолжить оказание этих услуг в 2014 г. и ответные действия общества по выполнению работ нельзя признать неправомерными, поскольку они обусловлены социальной потребностью и необходимостью этих услуг; истец не обосновал и не представил доказательств того, каким образом, удовлетворение исковых требований повлечет восстановление нарушенных прав и интересов муниципального образования, а также других лиц, вероятных претендентов на участие в аукционе, что привело бы к эффективному использованию бюджетных средств. Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со ст.268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 09.02.2015, апелляционный суд считает, что оно не подлежит отмене. Материалами дела установлено, что 20.12.2013 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru/ заказчиком - Управлением дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новокузнецка размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0139300001513000029 на право заключения муниципального контракта "Ремонт и текущее содержание объектов наружного освещения Центрального и Куйбышевского районов города Новокузнецка", где начальная (максимальная цена) муниципального контракта определена в размере 45573301 руб. 14.03.2014 опубликован протокол рассмотрения заявок, 17.03.2014 - протокол подведения итогов аукциона, из которого следует, что единая/аукционная комиссия по результатам рассмотрения заявок участников решила признать аукцион несостоявшимся и заключить государственный (муниципальный) контракт с ООО «Горсвет» (л.д.87-88 т.1). Вместе с тем, до принятия решения по результатам аукциона, УДКХиБ администрации г. Новокузнецка направило в адрес ООО «Горсвет» письмо №45/1 от 15.01.2014 с предложением рассмотреть вопрос об оказании услуг по ремонту и текущему содержанию объектов наружного освещения Центрального и Куйбышевского районов г. Новокузнецка и гарантируя оплату (л.д.62 т.1). Согласие ООО «Горсвет» на выполнение работ выражено в письме №5/1 от 16.01.2014 (л.д.61 т.1). Факт выполнения ответчиком согласованных работ за период январь – июль 2014 г. подтвержден решениями Арбитражного суда Кемеровской области от 12.08.2014 по делу А27-8684/2014, от 18.09.2014 по делу А27-15112/2014, которыми с УДКХиБ администрации г. Новокузнецка в пользу ООО «Горсвет» взыскана задолженность соответственно в сумме 9 649 148 руб. и 10 998 041 руб. Полагая, что при отсутствии муниципального контракта ответчик не имел права приступать к выполнению работ, а истец принимать их, УДКХиБ администрации г. Новокузнецка обратилось в арбитражный суд с иском о признании сделки ничтожной и применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата стоимости исполненного по сделке (л.д.48-51 т.1). Под сделкой, следуя ходатайству об уточнении исковых требований (л.д.101 – 102 т.1), истец подразумевает следующие фактические действия граждан и юридических лиц: - направление 15.01.2014 УДКХиБ администрации г. Новокузнецка письма №45/1; - направление ООО «Горсвет» 16.01.2014 письма №5/1; - направление ООО «Горсвет» в адрес УДКХиБ администрации г. Новокузнецка подписанных со своей стороны актов о приемке выполненных работ за период с января по август 2014 г.; - подписание Зерниным Ф.А. от имени УДКХиБ администрации г. Новокузнецка актов о приемке выполненных работ за период с января по август 2014 г.; - оплату УДКХиБ администрации г. Новокузнецка денежных средств в сумме 9 720 394 руб. ООО «Горсвет» на основании исполнительного листа по делу №А27-8687/2014. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из положений ФЗ №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», указав, что при рассмотрении настоящего дела, не выявлено злоупотреблений в сфере размещения заказа, неэффективного использования бюджетных средств, коррупции, нарушений законных прав и интересов участников размещения заказа, создания неоправданных преимуществ фактическому исполнителю услуг. В соответствии со ст.153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В качестве основания для признания сделки ничтожной истец указывает ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее ФЗ №44) , ст.16 ФЗ «О защите конкуренции». По общему правилу, закрепленному в п.1 ст. 168 ГК (в редакции после 01.09.2013), сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой. Ничтожной такая сделка может быть лишь в случаях, предусмотренных законом. Так, в силу п.2 ст.168 сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. С 01.01.2014 отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются ФЗ №44. Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (ч.ч.1, 2 ст.24 ФЗ №44) На основании ч.1 чт.59 ФЗ №44 под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором. Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, оснований для применения положений указанного выше закона не имеется, поскольку извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме №0139300001513000029 на право заключения муниципального контракта «Ремонт и текущее содержание объектов наружного освещения Центрального и Куйбышевского районов города Новокузнецка», т.е. работ, являющихся предметом оспариваемой сделки, было опубликовано 20.12.2013 – в период действия Федерального закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». К тому же, протокол подведения итогов аукциона от 17.03.2014 содержит решения единой/аукционной комиссии о признании аукциона несостоявшимся и заключении государственного (муниципального) контракта с ООО «Горсвет» Исходя из ч.5 ст.10, ч.3 ст.57 Федерального закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» нарушение предусмотренных настоящим Федеральным законом положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. Учитывая, что применительно к спорному случаю при выполнении работ (предоставлении услуг) порядок, установленный Законом №94-ФЗ, оспариваемая сделка заключена с нарушением требований этого закона. Однако никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения. Как следует из материалов дела, в связи с неоплатой выполненных и принятых работ по ремонту и текущему содержанию объектов наружного освещения Центрального и Куйбышевского районов г. Новокузнецка ООО «Горсвет» обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исками о взыскании долга. В ходе рассмотрения дела полномочный представитель исковые требования. По результатам рассмотрения спора Арбитражным судом Кемеровской области приняты решения от 12.08.2014 по делу А27-8684/2014, от 18.09.2014 по делу А27-15112/2014, которыми заявленные требования удовлетворены. При этом, судебными актами по указанным выше делам, вступившим в законную силу, арбитражным судом на основании представленных документов установлено, что между истцом и ответчиком фактически сложились обязательственные правоотношения по оказанию услуг по ремонту и текущему содержанию объектов наружного освещения Центрального и Куйбышевского районов города Новокузнецка, согласно тарифам и ценам, согласованным в муниципальном контракте №0139300001512000015_52769 от 31.12.2012 между теми же сторонами. Кроме того, признавая обоснованными требования, суд принял во внимание, что в бюджете г. Новокузнецка на 2014 г. предусмотрены средства на обеспечение мероприятий по освещению территории муниципального образования в рамках непрограммного направления деятельности, а сами выполненные ООО «Горсвет» работы необходимы для осуществления нормальной жизнедеятельности г.Новокузнецка. В соответствии со ст.166 ГК РФ (действующий в редакции с 01.09.2013) сделка недействительна по основаниям, установленным ГК РФ, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. Под заинтересованным лицом следует понимать лицо, имеющее юридически значимый интерес в данном деле. Такая юридическая заинтересованность может признаваться за участником сделки, либо за лицами, чьи права и законные Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2015 по делу n А45-765/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Май
|