Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2009 по делу n 07АП-2121/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24.

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                                                       Дело № 07АП-2121/09

Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2009г.

Полный текст постановления изготовлен 06  апреля 2009г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего      Т. А. Кулеш

судей                                      Е.А. Залевской

С.Н. Хайкиной,

при ведении протокола судебного заседания судьей Е.А. Залевской,

при участии:

от заявителя: Синица Т.И. по доверенности от 11.01.2009г.,

от заинтересованного лица:  без участия, надлежаще извещено,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения Кемеровской области «Хозяйственный комплекс Администрации Кемеровской области»

на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 27.01.2009 года по делу № А27-12581/2008-5 (судья Ж.Г. Смычкова )

по заявлению государственного учреждения Кемеровской области «Хозяйственный комплекс Администрации Кемеровской области»  к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области об оспаривании отказа в установлении лимитов на размещение отходов,

 

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение Кемеровской области «Хозяйственный комплекс Администрации Кемеровской области» (далее – заявитель, Учреждение, ГУ КО «Хозяйственный комплекс АКО») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании  незаконным решения Управления Ростехнадзора по Кемеровской области (далее – заинтересованное лицо, Управление), изложенное в письмах от 11.06.2008г. №28-2/1648 и от 12.08.2008 г. №28-2/2273, об отказе в установлении лимитов на размещение отходов; и обязании Управления Ростехнадзора по Кемеровской области установить лимиты на размещение отходов, образующиеся в процессе производственной деятельности ГУ КО «Хозяйственный комплекс Администрации Кемеровской области».

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 27.01.2009 г. в удовлетворении заявленных требований  отказано.

Не согласившись с данным решением суда, Учреждение обратилось в арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.

В обоснование апелляционной жалобы Учреждение указывает следующее:

- Учреждение представило все необходимые документы для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

- Учреждение не занимается деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов, а осуществляет деятельность, в процессе которой образуются отходы, и которая не подлежит лицензированию.

Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором не согласилось с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

В судебном заседании представитель Учреждения поддержала апелляционную жалобу по основаниям, в ней изложенным.

Управление Ростехнадзора по Кемеровской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в суд не обеспечило. В направленном в арбитражный апелляционный суд ходатайстве просило отложить рассмотрение дела на 14.04.2009г., в связи с тем, что на указанную дату назначено рассмотрение другого аналогичного дела и невозможностью направить представителя в суд 06.04.2009г.  из-за дальности расстояния.

В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления, поскольку имеются сведения о его надлежащем извещении, а причины, по которым заинтересованное лицо просит отложить рассмотрение дела, признаются арбитражным апелляционным судом неуважительными.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя апеллянта, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как установлено материалами дела, Учреждение дважды обращалось в Управление с просьбой установить лимиты на размещение отходов (04.06.2008 г. и 24.06.2008 г.).

Письмами от 11.06.2008 г. № 28-2/1648 и от 12.08.2008 г. № 28-2/2273 Управление отказало в установлении таких лимитов в связи с отсутствием у Учреждения лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Не согласившись с данными отказами, Учреждение оспорило их в судебном порядке.

Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что в период подготовки писем Управления деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежала лицензированию, вне зависимости от того относилась ли данная деятельность к основным видам деятельности Учреждения.

Арбитражный апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции ошибочными, в связи с чем принимает доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, для признания оспариваемых Учреждением отказов незаконными необходимо наличие одновременно двух условий:

- оспариваемые отказы не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемые отказы нарушают права и законные интересы Учреждения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления.

Согласно Уставу ГУ КО «Хозяйственный комплекс АКО», утвержденному решением КУГИ от 12.12.2006г. с изменениями и дополнениями к нему от 04.09.2008г.  Учреждение создано для материально-технического обеспечения деятельности Администрации Кемеровской области, Совета народных депутатов Кемеровской области, аппарата главного федерального инспектора по Кемеровской области, аппарата полномочного представителя Президента РФ в Сибирском Федеральном округе, депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.

Судом первой инстанции установлено, что в процессе деятельности ГУ КО «Хозяйственный комплекс АКО», согласно Проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, образуются отходы I, IV и V классов опасности. Отходы, образующиеся от деятельности ГУ КО «Хозяйственный ком­плекс АКО», подлежат передаче другим предприятиям для захоронения, исполь­зования и обезвреживания. Предусмотрены следующие операции по обращению с от­ходами: размещение на свалках ТБО; временное накопление отходов на территории предприятия до передачи их другим предприятиям для использования, переработки и обезвреживания.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Из статьи 1 Закона № 89-ФЗ следует, что обращение с отходами – это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.

Таким образом, Закон № 89-ФЗ разграничивает понятия при обращении с отходами на:

- деятельность, в процессе которой образуются отходы,

- деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.

Согласно статье 11 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

На основании статьи 1 Закона № 89-ФЗ под лимитом на размещение отходов понимается предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Под нормативом образования отходов понимается установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.

При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Во исполнение данных положений Правительство РФ Постановлением от 16.06.2000 №461 утвердило Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение  (далее – Правила).

Из пункта 4 Правил (в редакции Постановлений Правительства РФ от 14.12.2006г. № 767, от 29.08.2007г. № 545) следует, что юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами или осуществляющие такую деятельность, разрабатывают и представляют на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

На основании пункта 7 указанных Правил для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации:

а) заявление,

б) копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов);

- проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по форме, установленной Министерством природных ресурсов Российской Федерации;

- свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов.

Из содержания данного пункта Правил следует, что необходимость представления  лицензии возложена только на лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.

Лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на пять лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья (пункт 11 Правил).

Пунктом 13 Правил предусмотрено, что лимиты на размещение опасных отходов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по размещению опасных отходов, устанавливаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

В соответствии со статьей 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления» ( в редакции ФЗ от 08.11.2007г. № 258-ФЗ) лицензированию подлежит только  деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.

В статье 1 Закона № 89-ФЗ содержатся следующие понятия:

размещение отходов – хранение и захоронение отходов;

хранение отходов – содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду;

использование отходов – применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.

В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон №128-ФЗ) лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному  предпринимателю.

Лицензируемый вид деятельности – такой вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Законом № 128-ФЗ.

На основании подпункта 74 пункта 1 статьи 17 Закона № 128-ФЗ и статьи 9 Закона № 89-ФЗ размещение опасных отходов является лицензируемым видом деятельности, то есть юридическое лицо, размещающее или использующее опасные отходы, должно представить в надзорный орган копию лицензии на осуществление такого вида деятельности.

В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2009 по делу n А45-20286/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также