Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2015 по делу n А67-6050/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

    СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Томск                                                                                           Дело №А67-6050/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2015 года

Полный текст постановления изготовлен  19 мая 2015 года

Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего Усаниной Н.А.

судей: Колупаевой Л.А., Полосина А.Л.          

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Большаниной Е.Г. с  использованием средств аудиозаписи 

при участии:

от заявителя:  Егорова А.А. по доверенности от 30.12.2014г. (на один год)

от заинтересованного лица: Гореликова О.Г. по доверенности от 12.05.2015г. (до 31.12.2015г.); Игнатьева О.А. по доверенности от  12.01.2015г. (до 31.12.2015г.)

от третьего лица: Чмирь Н.А. (удостоверение)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Управдом»

на решение Арбитражного суда Томской области

от 18 марта  2015 года  по делу №А67-6050/2014 (судья Сулимская Ю.М.)

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Управдом» (ОГРН 1067017004790, ИНН 7017135471)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (ОГРН 1057000120100, ИНН 7017113608)

третье лицо:  Прокуратура Томской области (ОГРН 1027000905645, ИНН 7021018851)

о признании незаконным и отмене Постановления №242 от 25.08.2014

                                          У С Т А Н О В И Л:

 

Общество с ограниченной ответственностью «Управдом» (далее- ООО «Управдом», заявитель, управляющая организация) обратилось в арбитражный суд Томской области  с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (далее- Роспоребнадзор, административный орган) о признании незаконными и отмене Постановления №242 от 25.08.2014.

К участию в деле  в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований  относительно предмета спора,  привлечена Прокуратура  Томской области.

Решением Арбитражного суда Томской области от 18.03.2015г. в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Управдом»  в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на неправомерность выводов суда об отсутствии решения общего собрания в форме заочного голосования собственников многоквартирного дома по вопросу изменения  размера платы, просит  отменить решение суда.

Роспотребнадзор, Прокуратура в представленных отзывах просят решение суда решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей сторон,  исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Томской области от 18 марта 2015 года  не подлежащим отмене.

Частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Как следует из  материалов дела, по результатам проведенной  Прокуратурой Октябрьского района г. Томска проверки соблюдения жилищного законодательства ООО «Управдом» при оказании услуг и (или) выполнении работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - МКД) по ул. Лазарева, 5/2 в г.Томске, установлено изменения управляющей организацией  с января 2014 года тарифа на ремонт общего имущества собственников помещений дома,  размер которого составил  7,82руб./кв.м. при отсутствии по данному вопросу решения собственников помещений указанного жилого дома, что явилось основанием для возбуждения дела об административном правонарушения по части 2 статьи  14.6 КоАП РФ, и направлении материалов для рассмотрения по существу в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области.

 Постановлением №242 по делу об административном правонарушении от 25.08.2014  ООО «Управдом» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного часть 2 статьи  14.6 КоАП РФ с наложением административного штрафа в административный штраф в размере 100 000 руб.

В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ) , собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги (часть 2 статьи 154 ЖК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 156 ЖК РФ, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Аналогичное положение закреплено в пункте 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее- Правила №491),  при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

Пунктом 4.1 договора оказания услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме  по адресу: г. Томск, ул. Лазарева, 5/2 от 31.03.2014г. предусмотрено, что размер платы  за содержание ремонт общего имущества МКД, а также перечня  таких работ и услуг устанавливается решением общего собрания  собственников помещения. Если собственники помещений не приняли решение об утверждении размера платы и перечня работ и услуг (нарушение п.3.4.9. настоящего договора).

В установленные сроки (до 21.12.2013г., пункт 3.4.9., 4.5 договора)  собственниками помещений общего собрания не проведено и не утвержден  перечень услуг по  содержанию и работ по ремонту общего имущества МКД, размер  платы  на  предстоящий календарный год (2014).

Из материалов дела следует, что ООО «Управдом» с января 2014г. установило размер платы за ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с размером платы за ремонт общего имущества, утвержденным Постановлением администрации г.Томска от 24.01.2013 № 44 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для отдельных категорий населения муниципального образования «Город Томск» в размере 7,82 руб./кв.м.

Частью 4 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).

Таким образом, законодатель в качестве основного способа установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений закрепил исключительно принятие решения об этом на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. При этом Жилищный Кодекс Российской Федерации не предусматривает каких-либо изъятий в этой части по одностороннему и самостоятельному изменению управляющей организацией спорной платы.

Применением заявителем тарифа, установленного  Постановлением администрации г. Томска от 24.01.2013 № 44, является необоснованным.

Согласно пункту 4 Постановления Администрации города Томска от 24.01.2013г. №44  действие постановления  распространяется в частности на собственников помещений, которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (не реализовали выбранный способ управления многоквартирным домом в соответствии с требованиями действующего законодательства), за исключением собственников помещений, которые на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, на период до вынесения общим собранием решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

При этом, договор оказания услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме  по адресу: г. Томск, ул. Лазарева, 5/2 от 31.03.2014г. не содержит конкретных оснований и условий, при наступлении которых возможно одностороннее изменение размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в отсутствие решения общего собрания собственников помещений жилого дома; в случае,  если собрание собственников помещений в течение 30 дней до истечения каждого календарного года не проводилось или не принято решение об определении нового размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, то Управляющая организация, начиная с первого месяца следующего года вправе начислять плату за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с учетом ее индексации на размер индекса потребительских цен (индекс инфляции) в соответствующем периоде либо в соответствии с условиями договорных отношений Управляющей организации со специализированными поставщиками услуг (например, по вывозу ТБО, обслуживанию лифтового оборудования, обслуживанию внутридомового газового оборудования, обслуживания приборов учета) (пункт 4.5 абз. 2 договора).

Таким образом, по условиям данного договора  право управляющей организации в  случае непринятия решение  об определении нового  размера  платы за содержание и ремонт общего имущества  в многоквартирном доме, применять Постановление Администрации г.Томска, не предусмотрено.

Доказательств изменения  размера платы с учетом индекса потребительских цен применительно к  пункту 4.5 договора, ООО «Управдом» не представлено.

На основании изложенного, повышение тарифа на услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома произведено ООО «Управдом»  в отсутствие законных оснований.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ  лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ  юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица характеризуется объективной невозможностью соблюдения установленных правил, либо необходимостью принятия мер, от юридического лица не зависящих.

ООО «Управдом» не представило, ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции пояснений и доказательств, подтверждающих отсутствие объективной возможности для соблюдения вышеуказанных требований жилищного законодательства и своевременному принятию им мер по устранению выявленных нарушений.

Доводы заявителя о наличии решения общего собрания в форме заочного голосования собственников помещений дома по адресу: г.Томск, ул.Лазарева, 5/2 от 24.12.2013 были предметом оценки суда первой инстанции и правомерно отклонены, как противоречащие фактически установленным обстоятельствам по делу:  объяснениям собственников   дома по адресу: г.Томск, ул. Лазарева, 5/2 (полученных старшим помощником прокурора Октябрьского района г.Томска в ходе проведения проверки), протоколами допросов данных лиц в качестве свидетелей по делу об административном правонарушении, решением  от 24.12.2013г. , в соответствии с которым  инициатором общего собрания и членом  счетной комиссии явились Коваленко О.В. (кв.5), членом счетной комиссии Труфанова Е.П. (квартира не указана), не являющиеся собственниками квартир в многоквартирном доме (свидетельство о государственной регистрации права на квартиру

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2015 по делу n А03-10908/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также