Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2015 по делу n А45-18367/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный актСЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Томск Дело № А45-18367/2014 08 июня 2015 года резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 года Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Н.В. Марченко судей И.И. Бородулиной, А.Л. Полосина при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.В. Орловой с использованием средств аудиозаписи при участии: от заявителя: Печенкиной Л.А., протокол от 21.07.2014, Проник Е.А., доверенность от 29.07.2014, от ответчика: Спицына А.К., доверенность от 12.01.2015 № 2Г/3, от третьего лица: Сидоренко О.А., доверенность от 18.05.2015 № 37, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья «Вокзальная, 10» на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 11 марта 2015 года по делу № А45-18367/2014 (судья Юшина В. Н.) по заявлению товарищества собственников жилья «Вокзальная 10» (ОГРН 1065400043631, ИНН 5407021395, 630004, г. Новосибирск, ул. Вокзальная магистраль, 10, 2) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (630011, г. Новосибирск, ул. Кирова, 3) третье лицо: открытое акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы» в лице филиала «Макро-регион «Сибирь» (ОГРН 1027700149124, ИНН 7740000076, 109147, г. Москва, ул. Марксистская, 4) о признании недействительными решения и предписания, У С Т А Н О В И Л: Товарищество собственников жилья «Вокзальная 10» (далее - заявитель, ТСЖ «Вокзальная 10», Товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – заинтересованное лицо, Новосибирское УФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 10.06.2014 №№ 02-01-56-10-13. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы» в лице филиала «Макрорегион «Сибирь» (далее - ОАО «МТС», оператор связи). Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 11.03.2015 года в удовлетворении заявления ТСЖ «Вокзальная 10» отказано. Не согласившись с решением суда, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, фактическим обстоятельствам дела, недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд посчитал установленными, просит отменить решение суда от 11.03.2015 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Товарищество считает необоснованным признание его хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по размещению оборудования связи; недоказанным факт осуществления им действий, которые могли бы быть оценены как злоупотребление доминирующим положением, поскольку является лишь лицом, представляющим интересы граждан и выражающим волеизъявление собственников имущества многоквартирного жилого дома, в материалах дела отсутствуют доказательства навязывания условий договора и их «невыгодности» для ОАО «МТС», антимонопольным органом допущены процессуальные нарушения порядка возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе. Новосибирское УФАС России в отзыве на апелляционную жалобу, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. ОАО «МТС» в отзыве на апелляционную жалобу указывает на отсутствие оснований для отмены решения суда первой инстанции, считая его законным и обоснованным. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене по следующим основаниям. Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения заявления ОАО «МТС» от 15.05.2013 № 001/02384, содержащего указание на нарушение ТСЖ «Вокзальная 10» антимонопольного законодательства, решением Комиссии Новосибирского УФАС России от 10.06.2014 № 02-01-56-10-13 ТСЖ «Вокзальная 10» признано занимающим доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению права использования конструктивных элементов здания и конструктивных элементов помещений здания (мест общего пользования) в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Новосибирск, ул. Вокзальная магистраль, 10, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем навязывания ОАО «МТС» условий договора У-02 от 20.12.2012, невыгодных для него, в настоящем случае в части увеличения ежемесячной платы по договору на предоставление права использования конструктивных элементов здания и конструктивных элементов помещений здания (мест общего пользования) многоквартирного дома с 500 до 4500 рублей. На основании указанного решения ТСЖ «Вокзальная 10» выдано предписание от 10.06.2014 №02-01-31-10-13 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с которым Товариществу необходимо установить соразмерную, экономически обоснованную (исходя из фактических затрат на оказание услуги) ежемесячную плату на предоставление права использования операторами связи (в том числе ОАО «МТС») конструктивных элементов здания и конструктивных элементов помещений здания (мест общего пользования) многоквартирного дома, расположенного по адресу: 630004, г. Новосибирск, ул. Вокзальная магистраль, 10. Не согласившись с принятым решением и выданным на его основе предписанием антимонопольного органа, Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемых ненормативных правовых актов требованиям действующего законодательства и отсутствия нарушений прав и законных интересов Товарищества. Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя. Из содержания приведенных правовых норм следует, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта. Пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в форме навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования). Таким образом, для квалификации действий по названной статье должны быть доказаны как совершение хозяйствующим субъектом запрещенных действий, влекущих негативные последствия для конкуренции либо ущемление прав иных лиц, так и доминирующее положение указанного субъекта на соответствующем рынке. В силу статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. В пункте 13 Постановления № 30 разъяснено, что доля лица, не включенного в реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, а на ее основе и факт занятия им доминирующего положения могут быть установлены на основании иных документов. При этом следует учитывать, что если доля лица на рынке определенного товара превышает 50 процентов, то в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение такого лица признается доминирующим, если не доказано иное. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом. Как следует из оспариваемого решения, Товарищество признано занимающим доминирующее положение (с долей 100 процентов) на рынке услуг по предоставлению возможности использования конструктивных элементов зданий и конструктивных элементов помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Вокзальная магистраль, 10 в географических границах отдельного локального рынка (многоквартирный дом). Указанные выводы антимонопольного органа основаны на данных аналитического отчета отдела товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России, определенного в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». На основании части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. Согласно статье 144 ЖК РФ органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества. На основании положений части 1 статьи 135, статьи 144 ЖК РФ, пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, а также представленной ТСЖ «Вокзальная, 10» налоговой декларации за 4 квартал 2012 год антимонопольным органом сделан вывод о том, что Товарищество является хозяйствующим субъектом в рамках применения Закона о защите конкуренции. Поддерживая выводы антимонопольного органа, суд первой инстанции также указал, что факт доминирующего положения ТСЖ «Вокзальная, 10» на рынке услуг по предоставлению возможности использования конструктивных элементов находящегося в его управлении многоквартирного жилого дома по ул. Вокзальная магистраль, дом № 10 в г. Новосибирске, а также совершение Товариществом действий, недопустимых в соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, установлены антимонопольным органом в решении по делу № 02-01-31-10-13 от 11.11.2013, законность и обоснованность которого подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-21705/2013 от 27.02.2014 и постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014, имеющим в силу части 2 стать 69 АПК РФ преюдициальное значение для настоящего дела. Из представленных в материалы дела доказательств следует, что между ОАО «МТС» и собственниками жилых помещений в доме № 10 по ул. Вокзальная магистраль в г. Новосибирске заключены договоры на оказание услуг связи. В свою очередь, по договору №92-ТСЖ от 14.05.2008 Товарищество предоставляет оператору связи (ООО «Новосибирская мультисервисная компания»), разместившему свое оборудование на спорном объекте в 2008 году и в дальнейшем реорганизованному 07.09.2012 в ЗАО «Комстар-Регионы», а 01.04.2013 в ОАО «МТС») право использования конструктивных элементов здания и конструктивных элементов помещения здания, расположенного по адресу: ул. Вокзальная магистраль, 10 (подъезды 1-6) в г. Новосибирске. Оператору связи дано разрешение на установку телекоммуникационного оборудования и элементов кабельной сети. Цена договора составила 400 рублей в месяц, в соответствии с Дополнительным соглашением №1 от 01.03.2010 цена согласована в 500 руб. в месяц. 20.12.2012 Товарищество направило письмо №56 в ЗАО «Комстар-регионы» с предложением заключить договор, согласно которому будет предоставлено право использовать общее имущество собственников помещений дома для предоставления услуг связи и для транзита кабельной линии связи по цене 4500 руб., приложен проект договора № У-02 от 20.12.2012 и выписка из протокола общего собрания, с указанием, в случае не подписания договора, оборудование необходимо демонтировать. В соответствии с предметом Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2015 по делу n А27-9704/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и прекратить производство по делу »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Май
|