Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2015 по делу n А03-19082/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                                                 Дело № А03-19082/2014

22 июня 2015 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Шатохиной Е.Г.,

судей: Кудряшевой Е.В., Логачева К.Д.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никифоровым В.А.,

при участии в судебном заседании:

от истца: без участия (извещен);

от ответчика: без участия (извещен);

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «СТИК» (рег. №07АП-4693/2015) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 30 марта 2015 года  (судья Кулик М.А.) по делу № А03-19082/2014

по иску  Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай (ОГРН 1042202274036), г. Барнаул

к обществу с ограниченной ответственностью «СТИК» (ОГРН 1022201509736), г. Барнаул

о взыскании платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты за 2013 год в размере 164 923,55 рублей,

УСТАНОВИЛ:

 

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Алтайскому краю и Республике Алтай (далее – Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, истец) обратилось 15.10.2014 в Арбитражный суд Алтайского края к обществу с ограниченной ответственностью «СТИК» (далее – ООО «СТИК», ответчик) с иском о взыскании 164 923,55 рублей задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2013 год.

Исковые требования со ссылкой на статьи 3, 16 Федерального закона от 10.01.2002 №7 - ФЗ «Об охране окружающей среды» мотивированы неисполнением ответчиком обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 30.03.2015 (резолютивная часть объявлена 26.03.2015) с ООО «СТИК» в доход соответствующих бюджетов Российской Федерации  в лице Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Алтайскому краю и Республике Алтай взыскана плата за негативное воздействие на окружающую среду (за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты) за 2013 год в сумме 164 923,55 рублей. С ООО «СТИК» в доход федерального бюджета взыскано 5 947,71 рублей государственной пошлины.

ООО «СТИК»  не согласилось с решением Арбитражного суда Алтайского края от 30.03.2015, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что представленное Управлением Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай в качестве доказательства  приложение к разрешению №25/10 от 15.09.2010 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты), содержащее 11 наименований загрязняющих веществ, сфальсифицировано. По мнению заявителя, о фальсификации указанного документа свидетельствуют принятие истцом без замечаний и возражений расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 и 4 кварталы 2010 года, 1 и 2 кварталы 2011 года, сделанные ответчиком в соответствии  разрешением №25/10 от 15.09.2010 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) с приложением, содержащим 19 наименований загрязняющих веществ, а также несоответствие суточного расхода сточных и (или) дренажных вод среднегодовому расходу.

Кроме того, заявитель полагает, что ответчик в рассматриваемой ситуации не является водопользователем и поэтому не осуществляет деятельность, связанную с природопользованием. Поскольку промышленный ливневый коллектор Северо-Западной группы предприятий не является стационарным источником воздействия на окружающею среду, сброс поверхностного стока и неочищенных сточных вод в водный объект – реку Обь через техническое сооружение – промышленный ливневой коллектор осуществляют предприятия г. Барнаула, а ответчик сточных вод не производит, то облагаемое платой негативное воздействие на окружающею среду оказывают предприятия г. Барнаула.

Также заявитель считает не соответствующим обстоятельствам дела вывод суда первой инстанции о том, что факт попадания сточных вод, содержащих загрязняющие вещества в реку Обь в результате деятельности ООО «СТИК» по эксплуатации коллектора установлен  вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Барнаула от 18.09.2008 по делу №2-2574/08, поскольку указанным судебным актом, по мнению заявителя, установлен только факт сброса ответчиком сточных вод, аккумулируемых в коллекторе, в реку Обь.

Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай представило в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение Арбитражного суда от 30.03.2015 законным, а апелляционную жалобу – несостоятельной.

Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили.

Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу  в отсутствие не явившихся участников арбитражного процесса.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее,  проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения Арбитражного суда Алтайского края от 30.03.2015, арбитражный суд апелляционной инстанции установил.

На основании договора аренды № 35 от 09.04.2007 ООО «СТИК» арендует у администрации г. Барнаула промливневый коллектор Северо-Западной группы предприятий литер 1, протяженностью 7 626,5 м., расположенный в г. Барнауле (Железнодорожный и Октябрьский районы). Коллектор предназначен для приема с территорий предприятий г. Барнаула сточных вод и поверхностного стока, выпуск которых осуществляется в реку Обь.

15.09.2010 ООО «СТИК» выдано разрешение № 25/10 на сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в реку Обь по выпуску №1 в период с 15.09.2010 по 22.01.2015 (л.д. 28).

Как следует из решения Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-12394/2013, в силу договора аренды № 35 от 09.04.2007 на ООО «СТИК» возложены, в частности, следующие обязанности: поддерживать коллектор в технически-исправном состоянии в соответствии с правилами технической эксплуатации, техническими нормами, регламентами и экологическими требованиями (п. 2.3.2); выявлять несанкционированные сбросы стоков (п. 2.3.15); осуществлять контроль за соответствием сбросов нормам предельно-допустимых сбросов (п. 2.3.16). В соответствии с п.п. 2.4.5, 2.4.6 Дополнительного соглашения от 22.01.2008 к договору аренды от 09.04.2007 № 35, Арендатору предоставлено право заключать договоры на прием и транспортировку стоков с предприятиями, осуществляющими сброс сточных вод и поверхностного стока в промливневый коллектор, а также взимать плату за несанкционированный сброс сточных вод и поверхностного стока, в том числе в случае превышения установленного ПДС в сбрасываемых сточных водах и поверхностного стока  (л.д. 24-27 – решение Арбитражного суда Алтайского края от 26.09.2013 по делу № А03-12394/2013).

Судом установлено, что после получения разрешения ответчик представлял в Управление расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 и 4 кварталы 2010 года, за 1 и 2 кварталы 2011 года, а также вносил за указанные периоды платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Факт того, что ООО «СТИК» является природопользователем и в своей хозяйственной деятельности осуществляет негативное воздействие  на окружающую среду, в связи с чем обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, установлен также вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Алтайского края в рамках дел № А03-12394/2013 и №А03-6044/2014.

Ссылаясь на невнесение ответчиком платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2013 год, Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд исходил из того, что в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ответчик является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, доказательства исполнения обязательств по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в материалы дела не представлено.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе определенных принципов, в том числе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно пункту 3 статьи 16 Закона об охране окружающей среды порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок распределения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок).

Указанный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В Определении от 10.12.2002 N 284-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.

Общие принципы обложения таким сбором, ряд существенных его признаков, а именно плательщики, объект налогообложения - виды вредного (негативного) воздействия на окружающую природную среду, а также в общей форме налоговая база - нормативно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и т.д., а также перечень нормативов допустимого негативного воздействия на окружающую среду и их существенные характеристики определены непосредственно федеральным законом.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду», установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204 утверждены формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – Приказ №204).

Согласно пункту 1 Приказа №204 расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 №Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

Вступившим в законную силу  решением Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-12394/2013, которым признано содержащееся в письме Управления Росприроднадзора №2107 от 21.05.2013 требование о предоставлении ООО «СТиК» расчета оплаты за негативное воздействие на окружающую среду соответствующим ФЗ №7-ФЗ и приказу Ростехнадзора от 05.04.2007№204, со ссылкой на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула от 18.09.2008 по делу № 2-2574/08, установлено, что «в соответствии с п.п. 2.4.5, 2.4.6 Дополнительного соглашения от 22.01.2008 к договору аренды от 09.04.2007 № 35, Арендатору предоставлено право заключать договоры на прием и транспортировку

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2015 по делу n А45-26797/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также