Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015 по делу n А67-7758/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                                                   Дело № А67-7758/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2015 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего  Ждановой Л.И.

судей: Кудряшевой Е.В., Логачева К.Д.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лопатиной Ю.М.,

при участии:

от истца: Румак Т.С., доверенность от 15.01.2015,

от ответчика: Панкратьева Н.Н., доверенность от 04.03.2015,

от третьего лица: Духанина Т.В., доверенность от 06.10.2014,

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы департамента финансов Администрации города Томска, департамента городского хозяйства администрации г. Томска (07АП-4577/2015(1,2)) на решение Арбитражного суда Томской области от 06.04.2015 по делу № А67-7758/2014 (судья Григорьев С.В.)

по иску муниципального образования «Город Томск» в лице департамента городского хозяйства администрации г. Томска (ИНН 7017001911, ОГРН 1027000908440)

к унитарному муниципальному предприятию «Спецавтохозяйство» (ИНН 7017001968, ОГРН 1027000880323),

третье лицо: департамент финансов Администрации города Томска,

о взыскании неосновательно полученной субсидии в сумме 5 700 400 руб.,

УСТАНОВИЛ:

муниципальное образование «Город Томск» в лице департамента городского хозяйства администрации г. Томска (далее – департамент городского хозяйства) обратилось с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к унитарному муниципальному предприятию «Спецавтохозяйство г. Томска» (далее – УМП «Спецавтохозяйство») о взыскании 5 700 400 руб. субсидии.

К участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен департамент финансов Администрации города Томска (далее – департамент финансов).

Решением Арбитражного суда Томской области от 06.04.2015 в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с решением, департамент финансов, департамент городского хозяйства в апелляционных жалобах просят его отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование подателями указано, что при получении субсидии ответчик предоставил договор, прекративший свое действие. УМП «Спецавтохозяйство» не представило документы, подтверждающие отсутствие задолженности по платежам в бюджет. Судом не дана оценка доказательствам о затратах ответчика. Акт приемки выполненных работ №1 от 30.06.2013 и справка о стоимости выполненных работ и затрат не могут служить доказательством, подтверждающим несение затрат по оказанию услуг организациям и гражданам г. Томска по приему твердых бытовых отходов. Судом не дана оценка доводы об отсутствии в эксплуатации полигона твердых бытовых отходов либо договора со специализированной организацией, в ведении которой находится полигон твердых бытовых отходов. Договор на предоставление субсидии №23/13 от 29.07.2013 является ничтожной сделкой как противоречащая пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

УМП «Спецавтохозяйство» в отзыве доводы апелляционных жалоб отклонило, решение суда просило оставить без изменения как соответствующее законодательству.

В судебном заседании представители истца, третьего лица поддержали апелляционные жалобы по изложенным в них основаниям. Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, настаивал на оставлении решения суда без изменения.

Изучив доводы апелляционных жалоб, отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что между департаментам городского хозяйства (далее - департамент) и УМП «Спецавтохозяйсвто» заключен договор №23/13 от 29.07.2013 о предоставлении субсидии, в соответствии с условиями которого департамент предоставляет УМП «Спецавтохозяйсвто» средства бюджета муниципального образования «Город Томск» в форме субсидии в целях возмещения понесенных затрат, связанных с оказанием услуг гражданам и организациям города Томска по бесплатному приему и захоронению твердых бытовых отходов (далее - субсидия).

Исполняя условия договора, истец перечислил денежные средства ответчику на общую сумму 5 700 400 руб., что подтверждается платежными поручениями: от 31.07.2013 №251481 на сумму 2 850 300 руб.; от 01.08.2013 №252058 на сумму 2 850 100 руб.

Согласно заключению акта от 25.07.2014 департамента финансов по результатам проверки по вопросу соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии организациям-производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат, связанных с оказанием услуг гражданам и организациям Города Томска по бесплатному приему и захоронению твердых бытовых отходов в 2013, установлены следующие нарушения: во- первых, департаментом необоснованно и неправомерно принято решение о признании УМП «Спецавтохозяйство» соответствующим требованиям Порядка предоставления субсидии, при отсутствии: документов, обосновывающих размер требуемых средств и подтверждающих необходимость возмещения понесенных УМП «Спецавтохозяйсвто» затрат, связанных с оказанием услуг гражданам и организациям Города Томска по бесплатному приему и захоронению ТБО, в результате чего неправомерно заключен договор на предоставление субсидии; акта приема-передачи полигона или свидетельства о регистрации права хозяйственного ведения, подтверждающие право эксплуатации полигона ТБО;          договоров со специализированной организацией на отбор и лабораторное исследование проб воздуха, почвы, воды, предоставленные договоры; документов, подтверждающих отсутствие задолженности по платежам в бюджет всех уровней; во-вторых, департаментом несвоевременно представлен отчет об использовании средств субсидии в департамент финансов администрации города Томска.

Несоответствие УПМ «Спецавтохозяйство» на момент принятия комиссией департамента городского хозяйства решения и заключения в 2013 договора на предоставлении субсидии, критериям установленным порядком предоставления субсидии организациям - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат, связанных с оказанием услуг гражданам и организациям Города Томска по бесплатному приему и захоронению твердых бытовых отходов, явилось основанием направления 17.09.2014 в адрес ответчика претензии с требованием о возврате стоимости неправомерно оплаченных работ, которая осталась без ответа.

Поскольку субсидия не возвращена, истец обратился в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на момент заключения договора №23/13 от 29.07.2013 о предоставлении субсидии департамент городского хозяйства обладал документами обосновывающими размер требуемых средств и подтверждающими необходимость возмещения понесенных Организацией затрат, связанных с оказанием услуг гражданам и организациям Города Томска по бесплатному приему и захоронению твердых бытовых отходов; предоставление   совместно с заявкой полного пакета документов свидетельствует о соблюдении ответчиком условия для предоставления субсидии; представленные документы проверены департаментом городского хозяйства и признаны верными и достаточными для получения субсидии; договор о предоставлении субсидии от 29.07.2013 в установленном порядке недействительным не признан.

Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.

На основании части 1 статьи 1 БК РФ отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.

Поскольку Федеральный закон № 264-ФЗ предполагает расходование бюджетных средств на предоставление субсидии, отношения сторон, должны регулироваться нормами бюджетного законодательства.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.

Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 названной нормы права).

При этом такие условия должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 БК РФ).

Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В пункте 3 статьи 78 БК РФ установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Основанием для возврата субсидии является, во-первых, нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, во-вторых, нарушение условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора.

Согласно пункту 5 порядка предоставления субсидии организациям -производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат, связанных с оказанием услуг гражданам и организациям Города Томска по бесплатному приему и захоронению твердых бытовых отходов (утв. Постановлением Администрации г. Томска от 28.03.2013 №293) для рассмотрения вопроса о предоставлении Субсидии Организация, соответствующая требованиям, указанным в настоящем Порядке, представляет в департамент городского хозяйства администрации Города Томска следующие документы: заявление, подписанное руководителем, с просьбой предоставить Субсидию с указанием расчетного (лицевого) счета для перечисления денежных средств и объема требуемых средств; учредительные документы или их нотариально заверенные копии; выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (или нотариально заверенную копию), полученную не ранее 6 месяцев до даты подачи заявления; документ, подтверждающий государственную регистрацию в качестве юридического лица, или его нотариально заверенную копию; нотариально заверенную копию лицензии на осуществление деятельности по сбору и размещению твердых бытовых отходов; документы, подтверждающие право эксплуатации полигона твердых бытовых отходов, либо договор со специализированной организацией, в ведении которой имеется полигон твердых бытовых отходов; документы, подтверждающие наличие обученного персонала в области обращения с отходами в количестве 3 человек, с предоставлением копий полученных свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами 4 класса опасности; договор со специализированной организацией на отбор и лабораторное исследование проб воздуха, почвы, воды; график проведения мониторинга состояния загрязнения окружающей среды при захоронении твердых бытовых отходов; документы, обосновывающие размер требуемых средств и подтверждающие необходимость возмещения понесенных Организацией затрат, связанных с оказанием услуг гражданам и организациям Города Томска по бесплатному приему и захоронению твердых бытовых отходов.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что в качестве документов, подтверждающих право эксплуатации полигона твердых бытовых отходов, УМП «Спецавтохозяйсвто» представило постановление администрации Города Томска от 05.05.2009 №362 «О передаче объектов полигона по захоронению твердых бытовых отходов г. Томска в хозяйственное ведение УМП «Спецавтохозяйсвто г. Томска»; приказ департамента недвижимости администрации Города Томска от 26.05.2009 №651 «О передаче объектов полигона по захоронению твердых бытовых отходов г. Томска в хозяйственное ведение УМП «Спецавтохозяйсвто г. Томска»; постановление администрации Города Томска от 22.05.2009 №416 «О передаче объектов полигона по захоронению твердых бытовых отходов г. Томска в хозяйственное ведение УМП «Спецавтохозяйсвто г. Томска»; акты приема-передачи основных средств (т. 1, л.д. 123-150 - 2.т л.д. 1-44).

Из содержания приложений к сопроводительному письму от 25.07.2013 №1214/02-01 начальнику департамента городского хозяйства видно, что в качестве предложения 11 в департамент переданы документы, подтверждающие право эксплуатации полигона ТБО; приложение 13 - договоры со специализированными организациями на отбор и лабораторное исследование проб воздуха, почвы, воды.

Документами, обосновывающими размер требуемых средств и подтверждающие необходимость возмещения понесенных Организацией затрат, связанных с оказанием услуг гражданам и организациям Города Томска по бесплатному приему и захоронению твердых бытовых отходов, являются: сметный расчет на возмещение затрат, связанных с оказанием услуг гражданам и организациям Города Томска по бесплатному приему и захоронению твердых бытовых отходов за период с 01.04. по 30.06.2013; справка по бесплатному приему и захоронению ТБО за период с 01.04. по 30.06.2013; журнал по бесплатному приему и захоронению ТБО за период с 01.04. по 30.06.2013; (приложения 15-17 к сопроводительному письму 25.07.2013 №1214/02-01).

Исполнение обязательств УМП «Спецавтохозяйство» подтверждается: справкой о стоимости выполненных

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015 по делу n А45-4059/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также