Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015 по делу n А67-7758/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № А67-7758/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2015 года. Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2015 года. Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Ждановой Л.И. судей: Кудряшевой Е.В., Логачева К.Д., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лопатиной Ю.М., при участии: от истца: Румак Т.С., доверенность от 15.01.2015, от ответчика: Панкратьева Н.Н., доверенность от 04.03.2015, от третьего лица: Духанина Т.В., доверенность от 06.10.2014, рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы департамента финансов Администрации города Томска, департамента городского хозяйства администрации г. Томска (07АП-4577/2015(1,2)) на решение Арбитражного суда Томской области от 06.04.2015 по делу № А67-7758/2014 (судья Григорьев С.В.) по иску муниципального образования «Город Томск» в лице департамента городского хозяйства администрации г. Томска (ИНН 7017001911, ОГРН 1027000908440) к унитарному муниципальному предприятию «Спецавтохозяйство» (ИНН 7017001968, ОГРН 1027000880323), третье лицо: департамент финансов Администрации города Томска, о взыскании неосновательно полученной субсидии в сумме 5 700 400 руб., УСТАНОВИЛ: муниципальное образование «Город Томск» в лице департамента городского хозяйства администрации г. Томска (далее – департамент городского хозяйства) обратилось с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к унитарному муниципальному предприятию «Спецавтохозяйство г. Томска» (далее – УМП «Спецавтохозяйство») о взыскании 5 700 400 руб. субсидии. К участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен департамент финансов Администрации города Томска (далее – департамент финансов). Решением Арбитражного суда Томской области от 06.04.2015 в удовлетворении иска отказано. Не согласившись с решением, департамент финансов, департамент городского хозяйства в апелляционных жалобах просят его отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование подателями указано, что при получении субсидии ответчик предоставил договор, прекративший свое действие. УМП «Спецавтохозяйство» не представило документы, подтверждающие отсутствие задолженности по платежам в бюджет. Судом не дана оценка доказательствам о затратах ответчика. Акт приемки выполненных работ №1 от 30.06.2013 и справка о стоимости выполненных работ и затрат не могут служить доказательством, подтверждающим несение затрат по оказанию услуг организациям и гражданам г. Томска по приему твердых бытовых отходов. Судом не дана оценка доводы об отсутствии в эксплуатации полигона твердых бытовых отходов либо договора со специализированной организацией, в ведении которой находится полигон твердых бытовых отходов. Договор на предоставление субсидии №23/13 от 29.07.2013 является ничтожной сделкой как противоречащая пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. УМП «Спецавтохозяйство» в отзыве доводы апелляционных жалоб отклонило, решение суда просило оставить без изменения как соответствующее законодательству. В судебном заседании представители истца, третьего лица поддержали апелляционные жалобы по изложенным в них основаниям. Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, настаивал на оставлении решения суда без изменения. Изучив доводы апелляционных жалоб, отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам. Из материалов дела следует, что между департаментам городского хозяйства (далее - департамент) и УМП «Спецавтохозяйсвто» заключен договор №23/13 от 29.07.2013 о предоставлении субсидии, в соответствии с условиями которого департамент предоставляет УМП «Спецавтохозяйсвто» средства бюджета муниципального образования «Город Томск» в форме субсидии в целях возмещения понесенных затрат, связанных с оказанием услуг гражданам и организациям города Томска по бесплатному приему и захоронению твердых бытовых отходов (далее - субсидия). Исполняя условия договора, истец перечислил денежные средства ответчику на общую сумму 5 700 400 руб., что подтверждается платежными поручениями: от 31.07.2013 №251481 на сумму 2 850 300 руб.; от 01.08.2013 №252058 на сумму 2 850 100 руб. Согласно заключению акта от 25.07.2014 департамента финансов по результатам проверки по вопросу соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии организациям-производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат, связанных с оказанием услуг гражданам и организациям Города Томска по бесплатному приему и захоронению твердых бытовых отходов в 2013, установлены следующие нарушения: во- первых, департаментом необоснованно и неправомерно принято решение о признании УМП «Спецавтохозяйство» соответствующим требованиям Порядка предоставления субсидии, при отсутствии: документов, обосновывающих размер требуемых средств и подтверждающих необходимость возмещения понесенных УМП «Спецавтохозяйсвто» затрат, связанных с оказанием услуг гражданам и организациям Города Томска по бесплатному приему и захоронению ТБО, в результате чего неправомерно заключен договор на предоставление субсидии; акта приема-передачи полигона или свидетельства о регистрации права хозяйственного ведения, подтверждающие право эксплуатации полигона ТБО; договоров со специализированной организацией на отбор и лабораторное исследование проб воздуха, почвы, воды, предоставленные договоры; документов, подтверждающих отсутствие задолженности по платежам в бюджет всех уровней; во-вторых, департаментом несвоевременно представлен отчет об использовании средств субсидии в департамент финансов администрации города Томска. Несоответствие УПМ «Спецавтохозяйство» на момент принятия комиссией департамента городского хозяйства решения и заключения в 2013 договора на предоставлении субсидии, критериям установленным порядком предоставления субсидии организациям - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат, связанных с оказанием услуг гражданам и организациям Города Томска по бесплатному приему и захоронению твердых бытовых отходов, явилось основанием направления 17.09.2014 в адрес ответчика претензии с требованием о возврате стоимости неправомерно оплаченных работ, которая осталась без ответа. Поскольку субсидия не возвращена, истец обратился в суд с настоящим иском. Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на момент заключения договора №23/13 от 29.07.2013 о предоставлении субсидии департамент городского хозяйства обладал документами обосновывающими размер требуемых средств и подтверждающими необходимость возмещения понесенных Организацией затрат, связанных с оказанием услуг гражданам и организациям Города Томска по бесплатному приему и захоронению твердых бытовых отходов; предоставление совместно с заявкой полного пакета документов свидетельствует о соблюдении ответчиком условия для предоставления субсидии; представленные документы проверены департаментом городского хозяйства и признаны верными и достаточными для получения субсидии; договор о предоставлении субсидии от 29.07.2013 в установленном порядке недействительным не признан. Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего. На основании части 1 статьи 1 БК РФ отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ. Поскольку Федеральный закон № 264-ФЗ предполагает расходование бюджетных средств на предоставление субсидии, отношения сторон, должны регулироваться нормами бюджетного законодательства. Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ). Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 названной нормы права). При этом такие условия должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 БК РФ). Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. В пункте 3 статьи 78 БК РФ установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Основанием для возврата субсидии является, во-первых, нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, во-вторых, нарушение условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора. Согласно пункту 5 порядка предоставления субсидии организациям -производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат, связанных с оказанием услуг гражданам и организациям Города Томска по бесплатному приему и захоронению твердых бытовых отходов (утв. Постановлением Администрации г. Томска от 28.03.2013 №293) для рассмотрения вопроса о предоставлении Субсидии Организация, соответствующая требованиям, указанным в настоящем Порядке, представляет в департамент городского хозяйства администрации Города Томска следующие документы: заявление, подписанное руководителем, с просьбой предоставить Субсидию с указанием расчетного (лицевого) счета для перечисления денежных средств и объема требуемых средств; учредительные документы или их нотариально заверенные копии; выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (или нотариально заверенную копию), полученную не ранее 6 месяцев до даты подачи заявления; документ, подтверждающий государственную регистрацию в качестве юридического лица, или его нотариально заверенную копию; нотариально заверенную копию лицензии на осуществление деятельности по сбору и размещению твердых бытовых отходов; документы, подтверждающие право эксплуатации полигона твердых бытовых отходов, либо договор со специализированной организацией, в ведении которой имеется полигон твердых бытовых отходов; документы, подтверждающие наличие обученного персонала в области обращения с отходами в количестве 3 человек, с предоставлением копий полученных свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами 4 класса опасности; договор со специализированной организацией на отбор и лабораторное исследование проб воздуха, почвы, воды; график проведения мониторинга состояния загрязнения окружающей среды при захоронении твердых бытовых отходов; документы, обосновывающие размер требуемых средств и подтверждающие необходимость возмещения понесенных Организацией затрат, связанных с оказанием услуг гражданам и организациям Города Томска по бесплатному приему и захоронению твердых бытовых отходов. Из представленных в материалы дела доказательств следует, что в качестве документов, подтверждающих право эксплуатации полигона твердых бытовых отходов, УМП «Спецавтохозяйсвто» представило постановление администрации Города Томска от 05.05.2009 №362 «О передаче объектов полигона по захоронению твердых бытовых отходов г. Томска в хозяйственное ведение УМП «Спецавтохозяйсвто г. Томска»; приказ департамента недвижимости администрации Города Томска от 26.05.2009 №651 «О передаче объектов полигона по захоронению твердых бытовых отходов г. Томска в хозяйственное ведение УМП «Спецавтохозяйсвто г. Томска»; постановление администрации Города Томска от 22.05.2009 №416 «О передаче объектов полигона по захоронению твердых бытовых отходов г. Томска в хозяйственное ведение УМП «Спецавтохозяйсвто г. Томска»; акты приема-передачи основных средств (т. 1, л.д. 123-150 - 2.т л.д. 1-44). Из содержания приложений к сопроводительному письму от 25.07.2013 №1214/02-01 начальнику департамента городского хозяйства видно, что в качестве предложения 11 в департамент переданы документы, подтверждающие право эксплуатации полигона ТБО; приложение 13 - договоры со специализированными организациями на отбор и лабораторное исследование проб воздуха, почвы, воды. Документами, обосновывающими размер требуемых средств и подтверждающие необходимость возмещения понесенных Организацией затрат, связанных с оказанием услуг гражданам и организациям Города Томска по бесплатному приему и захоронению твердых бытовых отходов, являются: сметный расчет на возмещение затрат, связанных с оказанием услуг гражданам и организациям Города Томска по бесплатному приему и захоронению твердых бытовых отходов за период с 01.04. по 30.06.2013; справка по бесплатному приему и захоронению ТБО за период с 01.04. по 30.06.2013; журнал по бесплатному приему и захоронению ТБО за период с 01.04. по 30.06.2013; (приложения 15-17 к сопроводительному письму 25.07.2013 №1214/02-01). Исполнение обязательств УМП «Спецавтохозяйство» подтверждается: справкой о стоимости выполненных Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015 по делу n А45-4059/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Май
|