Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2011 по делу n А75-11551/2010. Отменить решение полностью и принять новый с/а
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 26 апреля 2011 года Дело № А75-11551/2010 Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2011 года. Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2011 года. Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кливера Е.П., судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1825/2011) общественной организации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по содействию в решении задач в области экологии «Эконадзор», ОГРН 1088600001490, ИНН 8602118935 (далее – Организация; заявитель) на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07.02.2011 по делу № А75-11551/2010 (судья Шабанова Г.А.), принятое по заявлению общественной организации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по содействию в решении задач в области экологии «Эконадзор» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономного округу - Югры (далее – Управление Росприроднадзора по ХМАО – Югре; административный орган; заинтересованное лицо), при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз», ОГРН 1058602819538, ИНН 8604035473 (далее – ООО «РН-Юганскнефтегаз»; третье лицо), о признании незаконным и отмене постановления от 29.11.2010 № 137-ЭК/22, при участии в судебном заседании представителей: от Организации – Лубнин Н.В. по доверенности от 04.02.2011 № 6, действительной до 31.12.2011 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ); от Управления Росприроднадзора по ХМАО – Югре ? представитель не явился, лицо о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом; от ООО «РН-Юганскнефтегаз» ? представитель не явился, лицо о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, установил:
Организация обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к Управлению Росприроднадзора по ХМАО – Югры о признании незаконным и отмене постановления от 29.11.2010 № 137-ЭК/22 о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Определением суда от 10.12.2010 к участию в рассмотрении настоящего спора в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «РН-Юганскнефтегаз». Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07.02.2011 в удовлетворении требования Организации отказано. В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на отсутствие в действиях ООО «РН-Юганснефтегаз» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 КоАП РФ в силу отсутствия обязанности у данного общества представлять информацию о состоянии окружающей среды по запросу общественной организации. Не согласившись с принятым судебным актом, Организация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, привлечь третье лицо к административной ответственности по статье 8.5 КоАП РФ. Податель апелляционной жалобы считает, что он является организацией, зарегистрированной в соответствии с законодательством РФ и осуществляющей уставную деятельность в области охраны окружающей среды. Организация указывает, что ее права и законные интересы определены в статье 12 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Заявитель считает, что у ООО «РН-Юганскнефтегаз» возникает обязанность предоставлять ему достоверную информацию об экологической безопасности на территориях осуществления хозяйственной деятельности. Административный орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. Однако в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Управлением Роспотребнадзором по ХМАО – Югре также было заявлено письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие. Названное ходатайство судом апелляционной инстанции удовлетворено. Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения настоящего спора, явку своего представителя не обеспечило, в письменном отзыве на апелляционную жалобу поддержало позицию Управления Росприроднадзора по ХМАО – Югре. Суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу на основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей заинтересованного лица и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайств о его отложении. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменные отзывы на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. 18.08.2010 заявитель в адрес ООО «РН-Юганскнефтегаз» был направлен запрос исх.№ И0271-10 о предоставлении информации со сроком исполнения до 26.08.2010 (л.д. 29, 30). Поскольку в установленный срок какого-либо ответа не поступило, Организацией в адрес ООО «РН-Юганскнефтегаз» было направлено письмо исх. № ИО276-10 от 27.08.2010 «О рассмотрении запроса» с предложением уведомить Организацию о результатах рассмотрения запроса № И0271-10 до 17: 00 ч. 27.08.2010 (л.д.28). В связи с тем, что ответа на указанные выше обращения не поступило, Организация на основании статьи 25.2 КоАП РФ обратилась в Управление Росприроднадзора по ХМАО – Югре с заявлением о привлечении ООО «РН-Юганскнефтегаз» к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.5 КоАП РФ (л.д. 25-27). 03.09.2010 по данному заявлению Управлением Росприроднадзора по ХМАО – Югре было вынесено определение о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, производство по которому было прекращено постановлением № 124-ЭК/22 от 03.11.2010. На основании жалобы Организации № И0303-10 от 08.11.2010 решением Управления Росприроднадзора по ХМАО – Югре от 19.11.2010 постановление о прекращении производства по делу № 124-ЭК/22 от 03.11.2010 было отменено, дело направлено на новое рассмотрение. 29.11.2010 по результатам повторного рассмотрения дела Управлением Росприроднадзора по ХМАО – Югре вынесено постановление № 137-ЭК/22 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз». Полагая, что упомянутое выше постановление нарушает права и законные интересы Организации, последняя обратилась в арбитражный суд первой инстанции с заявленным требованием. 07.02.2011 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принял обжалуемое решение. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его отмены, исходя из следующего. Статьей 42 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10.01.2001 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право, в том числе, обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан. В статье 68 Федерального закона от 10.01.2001 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством. Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» обладатель информации при осуществлении своих прав обязан соблюдать права и законные интересы иных лиц. В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» организация вправе осуществлять поиск и получение информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных этим федеральным законом и другими федеральными законами. Из положений Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» следует, что право на доступ к информации о состоянии окружающей среды не может быть ограничено. Кроме этого, названный правовой акт в качестве одного из основных принципов провозглашает соблюдение права каждого на получение информации о состоянии окружающей среды (статья 3). В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения населения экологической информацией, экологической безопасности, соблюдения конституционного права граждан на доступ к экологической информации и других связанных с ним прав. Предмет – экологическая информация, то есть существующая в письменной, визуальной, устной форме или базе данных информация о состоянии воды, воздуха, почвы, фауны, флоры, земли и отдельных природных объектов; о вредных воздействиях или мерах, вредно влияющих или могущих влиять на эти объекты; о видах деятельности или мерах, направленных на их охрану, включая административные меры и программы управления охраной окружающей среды. Имеющиеся в материалах настоящего дела документы свидетельствуют о том, что 18.08.2010 заявитель в адрес ООО «РН-Юганскнефтегаз» направил запрос исх.№ И0271-10 о предоставлении информации со сроком исполнения до 26.08.2010 в отношении опубликованных в средствах массовой информации о фактах разлива нефти и нефтепродуктов, к которым причастно третье лицо (л.д. 29, 30). В связи с тем, что в установленный срок какого-либо ответа от третьего лица не поступило, Организацией в адрес ООО «РН-Юганскнефтегаз» было направлено письмо исх. № ИО276-10 от 27.08.2010 «О рассмотрении запроса» с предложением уведомить Организацию о результатах рассмотрения запроса № И0271-10 до 17 час. 00 мин. 27.08.2010 (л.д.28). ООО «РН-Юганскнефтегаз» проигнорировало запросы общественной организации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по содействию в решении задач в области экологии «Эконадзор», не предоставив запрашиваемую информацию ни в сроки, о которых просила Организация, ни в какие-либо иные сроки. О причинах игнорирования законных запросов общественной организации, созданной в целях охраны экологии, Общество также не сообщило заявителю. Указанное бездействие третьего лица не соответствует требованиям Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федерального закона от 10.01.2001 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Вывод суда первой инстанции, а также доводы заинтересованного и третьего лица, изложенные в письменных отзывах на апелляционную жалобу, о том, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность по представлению экологической информации о состоянии окружающей среды, основаны на неверном толковании вышеперечисленных материальных норм права. Наличие у общественной организации, осуществляющей деятельность в области охраны окружающей среды, права на обращение в организацию (в данном контексте – к юридическому лицу) за получением своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан, предусмотренное пунктом 1 статьи 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды», влечет за собой возникновение у этого юридического лица обязанности по предоставлению поименованной в данном Федеральном законе экологической информации. Вывод об обратном суда первой инстанции, а именно – Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2011 по делу n А75-10642/2010. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|