Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2011 по делу n А46-13747/2010. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

19 мая 2011 года

                                                       Дело №   А46-13747/2010

Резолютивная часть постановления объявлена  13 мая 2011 года

Постановление изготовлено в полном объеме  19 мая 2011 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сидоренко О.А.,

судей  Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Миковой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1847/2011) открытого акционерного общества «Газпром нефть» на решение Арбитражного суда Омской области от 21.01.2011 по делу № А46-13747/2010 (судья Захарцева с.Г.), принятое по исковому заявлению открытого акционерного общества «Газпром нефть» к Омской таможне о признании частично недействительным акта государственного органа и обязании  возвратить сумму излишне уплаченного таможенного сбора,

при участии в судебном заседании представителей: 

от открытого акционерного общества «Газпром нефть» – Чулкова Л.А. по доверенности № НК-59 от 22.03.2011 сроком действия до 31.12.2012 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);

от Омской таможни – Каборовская А.А. по доверенности № 03-40/04 от 11.01.2011 сроком действия до 31.12.2011 (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения);

установил:

 

открытое акционерное общество «Газпром нефть» (далее – ОАО «Газпром нефть», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным письма Омской таможни (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) от 09.08.2010 № 11-05-30/10569 в части отказа возвратить ОАО «Газпром нефть» 4 130 500 рублей излишне уплаченного таможенного сбора за таможенное оформление товаров, вывозимых на экспорт,  и обязании возвратить ОАО «Газпром нефть» 4 130 500 рублей излишне уплаченного таможенного сбора за таможенное оформление товаров, вывозимых на экспорт.

Решением Арбитражного суда Омской области в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО «Газпром нефть» обжаловало его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.

В период с марта 2009 года по сентябрь 2009 года Общество вывезло на экспорт товары - нефтепродукты, таможенное оформление которых было проведено посредством подачи в Омскую таможню 60 временных и 60 полных периодических деклараций.

Совокупный размер таможенного сбора, уплаченного при подаче полных таможенных деклараций, составил 4 453 000 рублей.

ОАО «Газпром нефть» обратилось в Омскую таможню с заявлением от 26.07.2010 №НК-07/18357 о возврате указанной суммы таможенных сборов, как излишне уплаченной. По мнению общества, оно повторно излишне уплатило таможенный сбор за таможенное оформление при подаче полных периодических деклараций, чего не требуется с учетом позиции Конституционного Суда РФ от 07.11.2008 № 631-О-О, в котором указано, что уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.

Письмом от 09.08.2010 №11-05-30/10569 таможенный орган довел до заявителя информацию о том, что названное заявление принято к исполнению в части возврата таможенных сборов на сумму 322 500 рублей, в остальной части заявление общества оставлено без исполнения.

Не согласившись с названными действиями таможни, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.

Как было установлено судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела, заявителю были возвращены таможенные сборы, уплаченные «дважды» за период с 01.03. по 25.03.2009, то есть, до вступления в силу постановления Правительства РФ от 10.03.2009 №220 «О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. № 863», которым предусмотрено, что сборы за таможенное оформление с 25.09.2019 уплачиваются при подаче как временной, так и полной таможенной декларации.

Таким образом, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что факт излишней уплаты таможенных платежей отсутствует и оснований для возврата заявителю денежных сумм не имеется. Действия таможни, выразившиеся в отказе в принятии решения о зачете излишне уплаченных денежных средств, соответствуют нормам действующего законодательства.

В апелляционной жалобе и в дополнениях к ней (пояснения по делу от 11.05.2011) общество просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

По мнению подателя жалобы, Таможенный кодекс Российской Федерации, действовавший в период спорных правоотношений, не устанавливал обязанности уплачивать таможенный сбор за таможенное оформление одних и тех же товаров более чем один раз. Введение положения о необходимости повторной уплаты таможенного сбора за таможенное оформление при подаче полной таможенной декларации в пункте 7.1 Постановления Правительства РФ «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров» от 28.12.2004 № 863 с 25.03.2009 не может считаться событием, узаконившим повторное взимание таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации, так как из Определения Конституционного Суда РФ от 07.11.2008 № 631-О-О следует, что Таможенный кодекс РФ в редакции, действовавшей до 01.10.2009, не устанавливал обязанности уплачивать таможенный сбор за таможенное оформление товаров более чем один раз.

Норма Таможенного кодекса РФ, согласно которой таможенные сборы уплачиваются как при подаче в таможенный орган временной таможенной декларации, так и при подаче полной таможенной декларации, вступила в силу с 01.10.2009 (Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ) и не может применяться в данном случае ранее в период до октября 2009 в силу статьи 4 Таможенного кодекса РФ.

Кроме того, по убеждению общества, Правительство РФ, определяя в постановлении, что таможенные сборы подлежат уплате при подаче полной таможенной декларации, вышло за пределы делегированных ему законом полномочий и установило не ставку таможенного сбора, а дополнительное основание для уплаты таможенного сбора (объект обложения сбором) – подача таможенной декларации, временной и полной, в то время как законом установлено такое основание для уплаты таможенного сбора, как таможенное оформление товара.

Омская таможня представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором изложило позицию о законности и обоснованности решения суда первой инстанции и отсутствии оснований для его отмены. Считает, что норма пункта 7.1 Постановления Правительства РФ от 28.12.2004 № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров» не противоречит ни статье 357.7 Таможенного кодекса Российской Федерации, ни конституционно-правовому смыслу, изложенному в Определении Конституционного Суда РФ от 07.11.2008  № 631-О-О.

Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителей общества и таможенного органа, поддержавших соответственно вышеизложенные доводы и возражения.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 123 Таможенного кодекса Российской Федерации товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных статьями 183, 184, 247, 391 настоящего Кодекса.

Согласно статье 60 Таможенного кодекса Российской Федерации при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 137 Таможенного кодекса Российской Федерации при вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со статьями 135, 136 и 138 Кодекса.

Как предусмотрено нормой пункта 2 статьи 137 Таможенного кодекса Российской Федерации упрощенный порядок декларирования российских товаров применяется, если это не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных названным Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов.

При вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации (пункты 1, 4 статьи 138 Кодекса).

После убытия российских товаров с территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени (пункт 2 статьи 138 Кодекса).

Согласно подпункту 31 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенный сбор определяется как платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 357.7 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров и должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации (пункт 1 статьи 357.6 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 357.10 Таможенного кодекса Российской Федерации ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 863 от 28.12.2004 установлены ставки таможенных сборов за таможенное оформление товаров.

Согласно пункту 7 Постановления № 863 (в редакции, действовавшей до 25.03.2009 года) в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.

По делу о признании недействующим пункта 7 Постановления № 863 Верховный Суд Российской Федерации в решении от 24.05.2006 № ГКПИ06-495 и определении кассационной коллегии от 03.08.2006 № КАС06-267 отметил, что подача полной таможенной декларации по своей правовой природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации, и указал на отсутствие оснований для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 07.11.2008 № 631-О-О указал, что представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного декларирования.

С учетом вышеприведенных правовых позиций установленная пунктом 7 Постановления № 863 обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.

Однако, Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 № 220 Постановление № 863 дополнено пунктом 7.1, устанавливающим, что при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным пунктом 1 данного Постановления, при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации. Данное постановление вступило в законную силу с 25.03.2009.

Пунктами 1 и 2 статьи 4 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что Постановления Правительства Российской Федерации применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда указанные акты улучшают положение лиц либо если их обратная сила предусмотрена федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Таким образом, ставка таможенных сборов, определенная в пункте 7.1 Постановления от 24.12.2004 № 863, установлена и подлежит применению со дня вступления в законную силу Постановления от 10.03.2009 № 220.

Аналогичная правовая позиция изложена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 08.12.2009 № 10548/09 и № 10551/09, в соответствии с которыми определенную в пункте 7.1 Постановления от 28.12.2004 № 863 ставку таможенных

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2011 по делу n А46-13485/2010. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также