Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2011 по делу n А75-11781/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

09 июня 2011 года

                                                      Дело №   А75-11781/2010

Резолютивная часть постановления объявлена  06 июня 2011 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  09 июня 2011 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Глухих А.Н.,

судей  Еникеевой Л.И., Зиновьевой Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Мироновой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3288/2011) Прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30.03.2011 по делу № А75-11781/2010 (судья Членова Л.А.), принятое по иску Прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа-Югры к Департаменту природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ОГРН 1078601000103, ИНН 8601030798), обществу с ограниченной ответственностью «Природа»  (ОГРН 1088605000373, ИНН 8605020783)

о признании недействительной ничтожной сделки и применении последствий недействительности ничтожности сделки,

при участии в качестве третьего лица: общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» (ОГРН 1058602819538, ИНН 8604035473),

при участии в судебном заседании:

от Прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа-Югры – представитель не явился, извещена;

от Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – представитель Гранкина С.Г. (паспорт, доверенность № 60 от 24.01.2011 сроком действия по 31.12.2011);

от общества с ограниченной ответственностью «Природа» – представитель Лаптев И.И. (паспорт, доверенность от 11.03.2011 сроком действия 31.01.2012);

от общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» - представитель  Александров П.Ю. (паспорт, доверенность № 10/11 от 01.01.2011 сроком действия по 31.12.2011);

установил:

 

заместитель  прокурора Ханты-Мансийского  автономного  округа - Югра  (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Департаменту природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Департамент), обществу с ограниченной ответственностью «Природа» (далее – ООО «Природа») о признании недействительным в силу его ничтожности договора аренды лесного участка от 25.02.2010 № 013/10-13 и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возврата собственнику лесного участка, расположенного в квартале № 475 Ханты-Мансийского участкового лесничества ТУ Самаровское лесничество, Ханты-Мансийское участковое лесничество, Нялинское урочище,   площадью 1,0 га.

Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 08.02.2011 по делу № А75-11781/2010 о назначении повторного предварительного судебного заседания к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» (далее – ООО«РН-ЮНГ», третье лицо).

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.03.2011 по делу № А75-11781/2010 в удовлетворении требований отказано.

Не соглашаясь с решением суда, прокурор в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы указывает, что размещение такого объекта как мобильный технологический комплекс по переработке буровых и нефтяных шламов на землях лесного фонда, занятых защитными лесами, противоречит их целевому назначению и не соответствует требованиям федерального законодательства, установленным для данного вида земель. Следовательно, договор аренды лесного участка № 013/10-13 от 25.02.2010, заключенный между Департаментом и ООО «Природа», вследствие которого земли лесного фонда, занятые защитными лесами осваиваются не в целях сохранения полезных функций лесов и использование которых несовместимо с их целевым назначением, не соответствует требованиям закона и является ничтожным. Заявитель также ссылается на нарушение ответчиками пункта 12 Правил подготовки и заключения договоров аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 № 324.

Ответчики по делу и третье лицо представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Прокурор, надлежащим образом извещенный в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд не явился.

На основании статьей 156, 266 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.

Представители ответчиков и третьего лица в заседании суда апелляционной инстанции высказались согласно отзывам на апелляционную жалобу.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзывы на неё, заслушав представителей ответчиков и третьего лица, суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для его отмены или изменения.

Как следует из материалов дела, ООО «Природа» обратилось в Департамент лесного хозяйства (в настоящее время – Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики) с заявлением о предоставлении в аренду лесного участка в границах земель лесного фонда для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (том 1, л.д.31).

Приказом Департамента от 24.02.2010 № 76-з «О предоставлении в аренду лесного участка в границах земель лесного фонда для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры» ООО «Природа» предоставлен в аренду лесной участок с разрешенным видом использования – выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых, под объект «Мобильный технологический комплекс по переработке буровых и нефтяных шламов» (том 1, л.д. 28-30).

На основании приказа между ответчиками заключен договор аренды лесного участка № 013/10-13 от 25.02.2010 (том 1, л.д. 9-26), на основании которого ООО «Природа» был передан лесной участок площадью 1,0 га, расположенный в квартале № 475 Нялинского урочища Ханты-Мансийского участкового лесничества территориального управления – Самаровское лесничество. Срок аренды лесного участка установлен на период эксплуатации - 49 лет (пункт 2.1. договора).

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре во исполнение требования прокуратуры проведено обследование спорного лесного участка, по результатам которого составлен акт натурного осмотра от 15.10.2010 (том 1, л.д. 66-68).

Прокуратура, посчитав, что при заключении договора не были соблюдены требования Лесного кодекса Российской Федерации, обратилась в суд с заявлением о признании недействительной ничтожной сделки и применении последствий недействительности ничтожной сделки.

Перечень видов использования лесов установлен статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 25 Лесного кодекса одним из видов использования лесов является выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых.

Согласно статье 43 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 названного Кодекса.

В силу статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для осуществления работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых.

Для указанных целей лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Лесного кодекса для указанных целей договоры аренды заключаются без проведения аукционов. Согласно пункту 5 статьи 74 Лесного кодекса порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пунктам 12-14 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 № 324 (действовало в период заключения договора аренды) в случае заключения договора без проведения аукциона в соответствии с частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации заинтересованное в получении права аренды лицо подает заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 5 настоящих Правил. В заявлении указываются в том числе, обоснование цели, вида и срока использования лесов, расположенных на лесном участке, который предполагается взять в аренду. К заявлению прилагаются следующие документы: выписка из Единого государственного реестра юридических лиц; копия свидетельства о постановке на налоговый учет в налоговом органе; документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (при необходимости); иные документы, необходимые для предоставления в аренду лесного участка без проведения аукциона (представляются по усмотрению заявителя); копии лицензии на пользование недрами - при предоставлении лесного участка в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.

Как указывалось выше, ООО «Природа» обратилось в Департамент с соответствующим заявлением о предоставлении в аренду лесного участка в границах земель лесного фонда для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. В заявлении указан вид использования лесного участка: осуществление работ по разработке месторождений полезных ископаемых и выполнение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых. Участок испрашивался под размещение объекта «Мобильный технологический комплекс по переработке буровых и нефтяных шламов» (том 1, л.д. 31).

В подтверждение разрешенного вида использования испрашиваемого лесного участка к заявлению была приложена копия лицензии на право пользования недрами ОАО «Нефтяная Компания «Роснефть» от 20.11.2006 № ХМН02034НЭ (том 1 л.д. 95). В подтверждение использования лесного участка в соответствии с целями его предоставления был представлен договор № 001/10 от 01.01.2010 на оказание услуг по транспортировке и утилизации (переработке) бурового шлама, отработанного бурового раствора, заключенный между обществом с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» и обществом «Природа», согласно которому общество «Природа», имея лицензию на осуществление деятельности с опасными отходами и используя свои материалы, оборудование, технику и трудовые ресурсы, осуществляет транспортировку бурового шлама, образующегося в процессе бурения скважин от места их образования (накопления) к месту переработки  на мобильный  технологический  комплекс в  районе кустов 109 и 202 Приобского месторождения, с последующей переработкой в любую полезную продукцию (том 1, л.д. 96-101).

Между тем, прокурор ссылается, что статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации не предусмотрено предоставление лесных участков в аренду под деятельность по обращению с отходами производства.

Суд апелляционной инстанции находит указанный довод необоснованным ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, мобильный технологический комплекс предназначен для транспортировки и переработки буровых нефтяных шламов, образующихся в процессе строительства (бурения) нефтяных скважин.

Согласно статье 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) разработка месторождений полезных ископаемых осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами. Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.

В соответствии с пунктом 12 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 118, в проектную документацию включаются: мероприятия по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами; мероприятия по рациональному использованию и охране недр; мероприятия по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами; информация о сроках и условиях выполнения работ по консервации и (или) ликвидации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений, а также рекультивации земель.

В силу статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства.

Из материалов дела усматривается, что право пользования участком недр для поиска

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2011 по делу n А70-673/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также