Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2011 по делу n А75-11068/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения,Удовлетворить ходатайство (заявление) (АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

16 июня 2011 года

                                                      Дело №   А75-11068/2010

Резолютивная часть постановления объявлена  09 июня 2011 года

Постановление изготовлено в полном объеме  16 июня 2011 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сидоренко О.А.,

судей  Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондарь И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2941/2011) открытого акционерного общества «Корпорация «Югранефть» (ОГРН 1028601868790) на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.03.2011 по делу № А75-11068/2010 (судья Членова Л.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Корпорация «Югранефть» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры об оспаривании постановления,

при участии в судебном заседании представителей: 

от открытого акционерного общества «Корпорация «Югранефть» – Воронцов Д.В. по доверенности № 14 от 01.01.2011 сроком действия до 31.01.2012 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры – не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;

установил:

 

открытое акционерное общество «Корпорация Югранефть» (далее – ОАО «Корпорация Югранефть», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Управление Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, административный орган) об оспаривании постановления от 01.11.2010 № 75-ВК/34.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22.03.2011 по делу № А75-11068/2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловало его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.

ОАО «Корпорация Югранефть» осуществляет пользование недрами Малочерногорского лицензионного участка на основании лицензии серии ХМН № 11824 НЭ со сроком действия до 22.12.2012 и соответствующего лицензионного соглашения, являющегося приложением к данной лицензии (том 1 л.д. 100-128).

На основании приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 06.10.2010 № 398 (том 2 л.д. 62-64) проведена плановая комплексная выездная   проверка открытого акционерного общества «Корпорация Югранефть».

28.10.2010 в 13 час. 25 мин. в ходе натурного обследования объектов нефтедобычи в пределах Малочерногорского лицензионного участка было установлено, что на Малочерногорском лицензионном участке на коммерческом узле учета продукции демонтированы (отсутствуют) счетчики учета добываемого нефтяного газа, что не позволяет установить достоверность учета добываемой продукции. Данное обстоятельство зафиксировано в Акте проверки от 03.11.2010, подписанном руководителем общества без возражений (том 2 л.д. 67-75).

По данному факту должностным лицом Управления Росприроднадзора в отношении открытого акционерного общества «Корпорация Югранефть» был составлен протокол об административном правонарушении № 70-ВК/34 от 29.10.2010, в котором указано, что на Малочерногорском лицензионном участке на коммерческом узле учета продукции демонтированы (отсутствуют) счетчики учета добываемого газа, что является нарушением статьи 15.1 Лицензионного соглашения к лицензии ХМН 11824 НЭ, требований части 2 статьи 22, части 6 статьи 23 Федерального закона «О недрах»   (том 1 л.д. 95-96).

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 01.11.2010 Управлением было вынесено постановление № 75-ВК/34 о назначении административного наказания. Согласно постановлению ОАО «Корпорация Югранефть» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 300 000 рублей (том 1 л.д.8-9).

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции при рассмотрении дела установил все основания для привлечения заявителя к административной ответственности и отклонил доводы об отсутствии события вменяемого правонарушения, вины в его совершении, а также доводы о допущенных нарушениях при производстве по делу об административном правонарушении и о нарушениях Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». По таким основаниям в удовлетворении заявленных требований было отказано.

В апелляционной жалобе ОАО «Корпорация Югранефть» просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.

В обоснование своей позиции общество указало на отсутствие события вменяемого правонарушения по причине ведения учета добытого нефтяного газа на основании показателей приборов учета с использованием косвенного метода.

Податель жалобы настаивает на отсутствии в его действиях вины, так как имелся резервный прибор учета. Настаивает на допущении административным органом нарушений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (нарушение сроков проверки, невручение приказа о проведении проверки), а также на несоблюдении норм КоАП РФ (нарушение правил составления протокола осмотра, уведомления законного представителя о составлении протокола по делу об административном правонарушении).

Управление Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддержало выводы суда первой инстанции и просило оставить без удовлетворения требования общества.

Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителя заявителя, поддержавшего доводы в пользу отмены обжалуемого судебного акта. Административный орган, надлежащим образом уведомленный о времени и месте проведения судебного заседания, явку своего представителя не обеспечил, заявил ходатайство рассмотрении дела в его отсутствие, которое апелляционный суд посчитал необходимым удовлетворить.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя общества, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Из содержания статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) следует, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в  определенных границах, в  соответствии  с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Обязанность пользователя недр обеспечить выполнение условий, установленных лицензией, предусмотрена пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах и конкретизирована условиями лицензионного соглашения.

Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Согласно части 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 15.1 Лицензионного соглашения, замер объемов и количества добытых углеводородов должен осуществляться владельцем лицензии методами и приборами, соответствующими и удовлетворяющими требованиям действующих стандартов.

В соответствии с пунктом 8.2.2. Правил разработки нефтяных и газонефтяных месторождений, утвержденных коллегией Минннефтепрома СССР 15.10.1984, оперативный учет добычи нефтяного газа осуществляется на основании учета добычи нефти и суммы замеров газа на газовых линиях всех ступеней сепарации.

Метрологические и технические требования к измерениям количества (массы, объема) и других параметров извлекаемых из недр сырой нефти и нефтяного газа на этапах добычи, сбора, транспортировки установлены ГОСТ Р 8.615-2005, утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 28.12.2005 № 411-ст, требования к метрологическому обеспечению определения количества сырой нефти и нефтяного газа, добытых из недр, установлены ГОСТ Р 8.647-2008, утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 25.12.2008 № 686-ст.

Согласно указанным ГОСТам измерение количества добытых сырой нефти и нефтяного газа должно обеспечиваться средствами измерений, имеющими сертификат об утверждении типа и внесенных в Государственный реестр средств измерений в соответствии с правилами по метрологии. Измерения количества сырой нефти и нефтяного газа должны осуществляться в непрерывном или периодическом режиме (п. 6.6 ГОСТ Р 8.615-2005).

Согласно пункту 5.3 ГОСТ Р 8.647-2008 учету нефти и нефтяного газа подлежит вся нефть и нефтяной газ, добытые из недр. Учет количества нефтяного газа по скважине должен проводиться с использованием результатов измерений средствами измерений и измерительными установками, соответствующими требованиям ГОСТ Р8.615 и других нормативных документов; учет количества нефтяного газа по участку недр проводится на основании результатов измерений, выполненных в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.615-2005 по всем газовым линиям, имеющимся на участке недр, включая факельные линии (пункты 6.1; 8.4 ГОСТ Р 8.647-2008).

На необходимость обеспечения недропользователями непрерывного инструментального контроля и учета объемов извлекаемого углеводородного сырья, в том числе попутного нефтяного газа, указано в распоряжении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.10.2007 № 57-рп «О мероприятиях по организации контроля за рациональным использованием попутного нефтяного газа» (том 2 л.д. 84).

Таким образом, на обществе как на недропользователе лежит обязанность обеспечивать инструментальный замер объемов добытого нефтяного газа. Нарушение данной обязанности влечет привлечение к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Как установлено в ходе проведения проверки и рассмотрения дела в суде первой инстанции, в нарушение указанной обязанности инструментальный замер объемов добытого нефтяного газа обществом не был обеспечен. А именно, установлено, что на Малочерногорском лицензионном участке на коммерческом узле учета продукции демонтированы (отсутствуют) счетчики учета добываемого нефтяного газа, что не позволяет установить достоверность учета добываемой продукции.

Данное обстоятельство ОАО «Корпорация Югранефть» не оспаривается и подтверждается материалами дела, в том числе: протоколом об административном правонарушении, в котором представителем общества были даны пояснения об отсутствии на момент проверки приборов по причине их демонтажа и передаче в сервисную компанию для конфигурирования контроллера (том 1 л.д. 95-96); фотосъемкой места обнаружения административного правонарушения от 28.10.2010 (том 2 л.д. 102); письмом генерального директора от 01.11.2010 исх. № 23-02-305 (том 1 л.д. 99), представленными обществом в дело актами приема-передачи приборов, оборудования в ремонт и поверку, актами демонтажа и монтажа оборудования от 22.10.2010 и 10.11.2010 соответственно.

Общество указывает, что в соответствии с ГОСТ Р 8.647-2008 обязанности, связанные с необходимостью учета добываемого газа, считаются соблюденными, если недропользователь производит документирование результатов определения количества свободного нефтяного газа, добытого из недр, учетных операций по ППС и формирует отчетные документы установленной формы за отчетный период. При этом недропользователь вправе определить объем добытого нефтяного газа, как на основе прямого метода, так и на основе косвенного путем измерений и (или) вычислений. ОАО «Корпорация «Югранефть» на основе косвенного метода путем измерений и (или) вычислений на основании показаний приборов учета добываемой нефти и данных о газовом факторе определило объем добытого газа за период с 22.10.2010 г. по 10.11.2010 г., о чем свидетельствуют режимные листы. Далее, на основе полученных данных был составлен баланс газа (отчетный документ) за октябрь, ноябрь месяцы 2010 г. с указанием информации, предусмотренной Приложением Б к ГОСТ Р 8.647-2008.

Таким образом, по мнению общества, обязанность по учету добытого нефтяного газа за период времени с 22.10.2010 по 10.11.2010 ОАО «Корпорация «Югранефть» исполнена надлежащим образом. Определение объема добытого газа на основании показаний приборов учета добываемой нефти с использованием косвенного метода позволяет сделать вывод об отсутствии объективной стороны вменяемого в вину административного правонарушения.

Данное обоснование соблюдения обществом возложенных на него обязанностей апелляционный суд не принимает в качестве надлежащих.

Суд первой инстанции, рассматривая аналогичный довод, правомерно и обоснованно указал, что обществом не были представлены пояснения по порядку заполнения режимных листов, по источнику информации об объемах добычи углеводородного сырья. Не указано на нормативный документ, предусматривающий возможность расчетного порядка определения объема добытого газа, либо утвержденную в установленном порядке

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2011 по делу n А70-352/2011. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также