Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2011 по делу n А75-10287/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

22 июня 2011 года

Дело № А75-10287/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2011 года

Постановление изготовлено в полном объеме  22 июня 2011 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Шиндлер Н.А.

судей Сидоренко О.А., Лотова А.Н.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бондарь И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3074/2011) открытого акционерного общества «Томскнефть» Восточной нефтяной компании на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.03.2011 по делу № А75-10287/2010 (судья Кущева Т.П.),

по заявлению открытого акционерного общества «Томскнефть» Восточной нефтяной компании (ОГРН 1027001618918, ИНН 722000310)

к Департаменту лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

3-е лицо: Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

о признании недействительным предписания от 15.07.2010 № 01/07

представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились;

установил:

решением от 01.03.2011 по делу № А75-10287/2010 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отказал в удовлетворении заявления открытого акционерного общества «Томскнефть» Восточной нефтяной компании (далее по тексту – ОАО «Томскнефть» ВНК, Общество, заявитель) к Департаменту лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее по тексту – Департамент лесного хозяйства ХМАО-Югры, Департамент, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 15.07.2010 № 01/07, которыми на Общество возложена обязанность со сроком исполнения – сентябрь 2011 года оформить законным путем в Департаменте лесного хозяйства ХМАО-Югры разрешительные документы на работы по ликвидации и рекультивации нефтезагрязненного лесного участка площадью 0,2461 га, в квартале № 82, выдел 7, в районе кустовой площадки № 1 ЦДНГ-4 Западно-Полуденного месторождения нефти; после оформления документов приступить к работам.

Общество, не согласившись с решение суда, обжаловало его в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.

10.06.2010 в адрес Общества направлено извещение о том, что будет проводиться проверка исполнения договорных обязательств по договору аренды лесного участка от 27.05.2008 № 246/08-05, в котором также указывалось о вызове представителя Общества 29.06.2010 к 10 час. в административное здание Сарт-Еганского участкового лесничества территориального управления – Мегинское лесничество, расположенное по адресу: Нижневартовский район, пос. Зайцева Речка, улица Центральная, дом 8. При этом в извещении указывалось, что представитель Общества должен иметь при себе доверенность на право представления интересов компании и подписания документов, составленных в ходе проведения проверки (том 3 л.д. 74).

По результатам проверки соблюдения требований лесного законодательства старшим инспектором Сарт-Егенского участкового лесничества составлен акт проверки от 29.06.2010, из которого следует, что при проведении проверки на Советском, Вахском и Западно-Полуденном месторождениях нефти в квартале 64, выдел 42; квартале 65, выдел 6, 39, 52; квартале № 82, выдел 6, 7, 8; квартале № 83, выдела 5, 11, 19, 20, 24, 27, 34, 63 выявлены нарушения лесного законодательства – порча почв в результате нефтезагрязнения (том 2 л.д. 56-57), и 30.06.2010 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования (т. 2 л.д. 62-63)

В ходе проверки в квартале № 82 выдел 7 на Западно-Полуденном месторождении был выявлен факт лесонарушения – уничтожение и порча почв на площади 0,24 гектара в результате нефтезагрязнения, о чем был составлен Акт о лесонарушении от 15.07.2010 № 01/07 (том 2 л.д. 52-55) и составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31 Кодека Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные акты и протокол об административном правонарушении были составлены при участии представителя Общества по доверенности от 21.12.2009 № 286/09 Рзаева Тимура Михайловича (том 2 л.д. 49).

На основании протокола об административном правонарушении и акта о лесонарушении от 15.07.2010 № 01/07 Обществу выдано предписание № 01/07 6 по устранению выявленных нарушений требований лесного законодательства Российской Федерации, согласно которому Обществу предписано в срок до сентября 2011 года оформить законным путем в Департаменте лесного хозяйства ХМАО-Югры, разрешительные документ на работы по ликвидации и рекультивации нефтезагрязненного лесного участка площадью 0,2461 гектара, в квартале № 82, выдел № 7, в районе кустовой площадки ЦДНГ-4 Западно-Полуденного месторождения нефти. После оформления документов приступить к работам.

Общество, полагая, что указанное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительными.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что материалами дела подтверждается факт причинения Обществом вреда окружающей среде; нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» Департаментом допущено не было; предписание вынесено Департаментом в пределах предоставленных ему полномочий.

Кроме того, суд указал, что устранение виновным лицом последствий нарушения лесного законодательства и возмещение причиненного вреда в результате этого нарушения являются самостоятельными действиями, которые прямо предписаны законом.

Общество в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы Общество ссылается на недоказанность Департаментом фактов нарушения обязательных требований, послуживших основанием для выдачи Обществу предписания, отсутствие в предписании указания на нормы, которые Обществом нарушены; нарушение судом принципа состязательности сторон и равенства всех перед законом и судом, что проявилось в том, что суд в процессе рассмотрения дела истребовал от Департамента доказательства, положенные судом в основу решения, применил нормативно-правовые акты, на которые не ссылался Департамент.

Общество считает, что выдача Департаментом предписания, обязывающего провести рекультивацию земель, является чрезмерной, ничем не обоснованной мерой, в которой на момент проведения проверки отсутствовала необходимость. Действия Департамента по выдаче предписания, исключили возможность добровольного исполнения Обществом возложенной на него постановлением Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» обязанности по проведению рекультивации загрязненных земель. Кроме того, из предписания не ясно какие документы надлежит оформить Обществу, при том, что действующее законодательство не предусматривает необходимости оформления иных разрешительных документов на проведение работ по рекультивации, кроме проекта рекультивации, а типовой проект рекультивации нефтезагрязненных земель нефтяных месторождений ОАО «Томскнефт» ВНК на территории ХМАО-Югры имеется.

Также податель апелляционной жалобы считает необоснованным установление в предписаниях срока проведения рекультивации без учета положений Типового проекта рекультивации нефтезагрязненных земель нефтяных месторождений ОАО «Томскнефть» ВНК на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, предусматривающих, что для участков со слабой степенью загрязнения устанавливается одногодичный период рекультивации, для участков со средней степенью загрязненности – двухгодичный, для участков с сильной степенью загрязненности – трехгодичный. При этом, как замечает заявитель, специалистами Департамента типовой проект рекультивации не запрашивался и не рассматривался, отборы почв с мест отказов и количественный химический анализ таких проб не проводились.

Помимо изложенного, Общество ссылается на нарушение требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверки и отсутствие у Департамента полномочий по осуществлению государственного лесного контроля.

Департамент и Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в соответствии с представленными суду апелляционной инстанции отзывами на апелляционную жалобу считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.

Как следует из отзывов, Департамент и Служба считают доказанным факт причинения вреда окружающей среде, полагают, что нарушений Федерального закона № 294-ФЗ в ходе проверки допущено не было, предписание вынесено Департаментом в рамках предоставленных ему полномочий.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту – Закон об охране окружающей среды).

Согласно пункту 1 статьи 34 Закона об охране окружающей среды размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Аналогичные нормы изложены в пункте 2 статьи 46 этого же Закона, которым установлено, что при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

Рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель (пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»).

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» был принят совместный Приказ Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации № 525 и Приказ Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почв» (далее по тексту – Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы).

В соответствии с пунктами 1 и 10 Приложения № 6 к Основным положениям о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, под плодородным слоем почвы следует понимать верхнюю гумусированную часть почвенного профиля, обладающего благоприятными для роста растений химическими, физическими и агрохимическими свойствами. К нарушенным землям относятся земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности.

После осуществления мероприятий по рекультивации должна состояться приемка, передача рекультивируемых земель. Для этого создается специальная комиссия по приемке рекультивируемых земель.

В силу пункта 6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2011 по делу n А81-5845/2010. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также