Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2011 по делу n А75-10022/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 03 августа 2011 года Дело № А75-10022/2010 Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2011 года Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2011 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кудриной Е.Н. судей Глухих А.Н., Еникеевой Л.И. при ведении протокола судебного заседания секретарём Кокориной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4470/2011) Администрации города Сургута на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22.04.2011 по делу № А75-10022/2010 (судья Козицкая И.А.) по иску общества с ограниченной ответственностью «СтройГород» (ОГРН 1087232011338, ИНН 7202183254) к Администрации города Сургута (ОГРН 1028600603525, ИНН 8602002578) о взыскании 1 488 733 руб. 92 коп., и по встречному иску Администрации города Сургута к обществу с ограниченной ответственностью «СтройГород» о расторжении муниципального контракта и взыскании 183 110 руб. 17 коп., при участии в судебном заседании представителей: от ООО «СтройГород» – представитель Незнамов А.В. по доверенности № 1 от 01.04.2010, от Администрации г. Сургута – представитель не явился, установил: Общество с ограниченной ответственностью «СтройГород» обратилось в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа – Югры с исковым заявлением к Администрации города Сургута о взыскании 1 394 000 руб. задолженности по муниципальному контракту № 195-0502 от 03.08.2009, 126 854 руб. пени (с учётом принятых судом уточнений). В порядке статьи 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) определением от 26.11.2010 суд принял к рассмотрению встречное исковое заявление Администрации города Сургута к ООО «СтройГород» о расторжении муниципального контракта № 195-0502 от 03.08.2009 и взыскании 183 110 руб. 17 коп. неустойки за просрочку выполнения работ. Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22.04.2011 по делу № А75-10022/2010 иск ООО «СтройГород» к Администрации города Сургута удовлетворён частично. С Администрации города Сургута в пользу ООО «СтройГород» взыскано 1 394 000 руб. основного долга, 25 855 руб. 67 коп. расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований ООО «СтройГород» отказано. С ООО «СтройГород» в доход федерального бюджета взыскано 321 руб. 21 коп. государственной пошлины. Производство по делу по встречному исковому заявлению Администрации города Сургута к ООО «СтройГород» в части требования о взыскании неустойки в размере 183 110 руб. прекращено. В удовлетворении встречного искового заявления Администрации города Сургута отказано. Возражая против принятого судом решения в части удовлетворения иска ООО «СтройГород» и отказа в удовлетворении встречного иска, Администрация города Сургута в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на то, что судом первой инстанции не были установлены и исследованы следующие обстоятельства: дата передачи результата выполненных работ, совпадающая по условиям муниципального контракта с датой окончания работ; дата передачи акта выполненных работ; стоимость переданного результата работ; момент возникновения у администрации обязательства по оплате. От ООО «СтройГород» письменный отзыв на апелляционную жалобу не поступил. Администрация города Сургута заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. Представитель Администрации города Сургута, извещённой надлежащим образом о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, в него не явился. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие Администрации города Сургута. В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО «СтройГород» просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав явившегося представителя ООО «СтройГород», суд апелляционной инстанции проверил решение суда в обжалуемой части (часть 5 статьи 268 АПК РФ) и считает его в указанной части подлежащим оставлению без изменения. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Администрацией города Сургута (заказчик) и ООО «СтройГород» (исполнитель) подписан муниципальный контракт № 195-0502 от 03.08.2009 (л.д. 30-35 т. 1), по условиям которого исполнитель по заданию заказчика обязуется выполнить работы по проектированию рекультивации полигона по захоронению твёрдых бытовых отходов в соответствии с ведомостью (приложение 1) и техническим заданием на выполнение работ (приложение 3), а заказчик обязуется принять работу и оплатить её. Пунктом 1.3 муниципального контракта № 195-0502 от 03.08.2009 установлено, что выполнение работ осуществляется исполнителем с момента подписания муниципального контракта до 30.11.2009. Вступившим в законную силу постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2010 по делу №А75-2474/2010 по иску Администрации города Сургута к ООО «СтройГород» о расторжении муниципального контракта № 195-0502 от 03.08.2009 и взыскании 183 110 руб. неустойки, установлено, что указанный муниципальный контракт является заключённым. Обстоятельства, касающиеся момента заключения контракта и надлежащего исполнения условий контракта со стороны ООО «СтройГород» в части сроков выполнения работ, были предметом рассмотрения в деле №А75-2474/2010, и в силу части 2 статьи 69 АПК РФ как преюдициальные, не доказывались судом первой инстанции вновь при рассмотрении настоящего дела (№А75-10022/2010). В соответствии со статьями 711, 746 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) основанием для возникновения обязательства по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику. Пунктом 1.2 контракта предусмотрено, что работы считаются выполненными после подписания заказчиком акта выполненных работ (приложение № 2), являющегося неотъемлемой частью контракта. Общая цена контракта составляет 1 394 000 руб. (пункт 2.2 контракта). Согласно накладным № 001 от 09.12.2009, № 004 от 21.12.2009, № 005 от 25.12.2009, № 005 от 29.12.2009, квитанциям DHL (л.д. 36-40 т. 1), ООО «СтройГород» направило в адрес Администрации города Сургута, а Администрация города Сургута получила следующие документы: -технический отчет по комплексам инженерных изысканий (стадия: Рабочий проект. Часть 1. Инженерно-геодезические изыскания); - рабочий проект: организация строительства. Шифр 195-0502-ОС; - рабочий проект. Том 1. общая пояснительная записка. Шифр 195-0502-ОПЗ; - рабочий проект. Охрана окружающей среды. Шифр 195-0502-ООС; - рабочий проект на электронном носителе; - технический отчет по комплексным инженерным изысканиям. Рабочий проект. Часть 2. инженерно-геологические и инженерно-экологические изыскания; -рабочий проект. Шифр 195-0505-ГП; -технологические решения. Рабочий проект. Том 2. шифр 195-05-02-ТХ; -отчет об инженерно-геодезических изысканиях для проектирования рекультивации полигона твердых бытовых отходов г. Сургут ХМАО; - рабочий проект. Том 5. сметная документация. Шифр 195-0502-СД. Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд первой инстанции учёл, что проектная документация была принята Администрацией города Сургута, её возврат исполнителю не осуществлён, что свидетельствует о потребительской ценности документации для заказчика. По условиям пунктов 4.4, 4.5 контракта, заказчик в течение 5 дней с момента получения акта выполненных работ обязан подписать его или предоставить мотивированный отказ от приемки работ. В случае мотивированного отказа заказчика от приемки работ, сторонами составляется двусторонний акт обнаруженных недостатков с перечнем необходимых доработок. Заказчиком, в нарушение указанных условий муниципального контракта, не представлено мотивированного отказа от приёмки работ и двустороннего акта обнаруженных недостатков. Неподписание акта приёмки работ Администрация города Сургута мотивирует несоблюдением исполнителем условия контракта о проведении государственной вневедомственной экспертизы проекта, а также нарушением срока сдачи работ. В техническом задании, являющемся приложением № 3 к муниципальному контракту, в том числе указаны основные требования к разработке документа (состав проекта) – раздел 7 технического задания; выходная продукция (раздел 9 проекта), в состав которой входит проект в 4-х экземплярах в бумажном и электронном виде; государственная вневедомственная экспертиза проекта; сметы, которые должны быть проверены специализированным предприятием, имеющим лицензию на данный вид деятельности. Между тем, из буквального толкования условий муниципального контракта № 195-0502 от 03.08.2009 не следует, что обязанность по проведению государственной вневедомственной экспертизы проекта возложена на ООО «СтройГород» и исполнитель должен провести данную экспертизу за свой счёт. В силу статьи 760 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных работ подрядчик обязан согласовать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком – с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления. Согласно Положению «Об организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утверждённому Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145, заявителем является заказчик, застройщик или уполномоченное кем-либо из них лицо, обратившиеся с заявлением о проведении государственной экспертизы. Таким образом, по общему правилу, в уполномоченный орган с заявлением о проведении государственной экспертизы проектной документации, обращается заказчик. Исходя из изложенного, принимая во внимание условия муниципального контракта № 195-0502 от 03.08.2009, ссылка Администрации города Сургута на неисполнение ООО «СтройГород» условий муниципального контракта в части предоставления готового результата работ, прошедшего государственную экспертизу, не обоснованна. В силу пунктов 1, 3 статьи 723 ГК РФ в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения установленной за работу цены; возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397). Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков. Судом первой инстанции правильно установлено, что требований по качеству выполненных работ в порядке статьи 723 ГК РФ исполнителю со стороны заказчика не предъявлялось; заказчиком не доказано, что до подрядчика были доведены какие-либо замечания и срок их устранения был установлен до предъявления встречного иска. Заключение эксперта № 001/11 от 15.02.2011 оценено судом первой инстанции наряду с иными представленными в материалы дела доказательствами. Согласно указанному заключению, разработанная и изготовленная ООО «СтройГород» проектная документация, переданная Администрации города Сургута по накладным № 001 от 09.12.2009, № 004 от 21.12.2009 № 005 от 25 и 2912.2009, не соответствует условиям контракта № 195-0502 от 03.08.2009. Существенными недостатками данной проектной документации, не позволяющими выполнить реализацию проектных решений по рекультивации полигона ТБО г. Сургута, являются: отсутствие обязательных положительных заключений государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы, а также ненадлежащее качество и объем выполненных проектно-изыскательских работ (л.д.7-14 т. 2). Вместе с тем суд установил, что в соответствии с условиями заключенного контракта № 195-0502 и содержанием технического задания, являющегося приложением к данному контракту, обязанность по проведению государственной вневедомственной экспертизы проекта и по проверке смет специализированным предприятием на ООО «СтройГород» не возлагалась. Доказательства, свидетельствующие о последующем изменении сторонами условий контракта, относящихся к его предмету, и возложении на ООО «СтройГород» соответствующей обязанности, в материалы дела Администрацией не представлены. При данных обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что отсутствие по проектной документации обязательных положительных заключений государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы не является существенным и неустранимыми недостатками документации. Указаний каких-либо иных конкретных недостатков некачественно выполненных работ со ссылками на действующее законодательство из заключения эксперта не усматривается. В связи с тем, что работы по контракту ООО «СтройГород» выполнены и переданы Администрации г. Сургута, у последней возникла обязанность по их оплате. Ссылка апелляционной жалобы на передачу проектной документации с нарушением предусмотренного контрактом срока, отклоняется. Действительно, условиями муниципального контракта № 195-0502 предусмотрен срок выполнения работ до 30.11.2009, проектная документация передавалась заказчику частями, последняя накладная с документацией была вручена ему 11.01.2010 (л.д. 40 т. 1). Однако указанное обстоятельство не свидетельствует о том, что переданная документация не подлежит оплате, так как Администрацией г. Сургута не доказано, что в результате пропуска срока выполнения работ заказчик лишился возможности использовать результат работ по назначению. В силу пункта 2 статьи 405 ГК РФ, если вследствие просрочки должника исполнение утратило Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2011 по делу n А46-13968/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|