Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2011 по делу n А75-926/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

16 августа 2011 года

                                 Дело №   А75-926/2011

Резолютивная часть постановления объявлена  09 августа 2011 года

Постановление изготовлено в полном объеме  16 августа 2011 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Киричёк Ю.Н.

судей  Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.

при ведении протокола судебного заседания:  Михайловой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4229/2011) Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 13.04.2011 по делу № А75-926/2011 (судья Загоруйко Н.Б.), по заявлению открытого акционерного общества «Тюменская энергосбытовая компания» (ОГРН 1058602102514) (далее – ОАО «Тюменская энергосбытовая компания», общество) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление Роспотребнадзора по ЯНАО, Управление, административный орган)

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании представителей: 

от Управления Управление Роспотребнадзора по ЯНАО - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

от ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» - Вольский А.Ю. (паспорт, по доверенности № 11/77 от 02.06.2011 сроком действия 1 год); Степанюк А.А. (паспорт, по доверенности № 11/26 от 05.03.2011 сроком действия 1 год),

установил:

Решением от 13.04.2011 по делу № А75-926/2011 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа удовлетворил требования ОАО «Тюменская энергосбытовая компания», признал незаконным и полностью отменил постановление №008 от 25.01.2011 Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу о привлечении к ответственности ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб., предусмотренного ст. 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал на отсутствие в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, а также наличие допущенных административным органом нарушений процедуры привлечения к административной ответственности.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Роспотребнадзора по ЯНАО обратилось с апелляционной жалобой в арбитражный суд апелляционной инстанции, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь при этом на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и неправильное истолкование закона.

ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» в отзыве на апелляционную жалобу, с ее доводами не согласилось, считает их необоснованными, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания по делу.

В судебном заседании представители ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

 Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв, заслушав представителей заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

На основании коллективной жалобы жителей дома № 9 по ул. Юбилейная в г.Тарко-Сале, ЯНАО, поступившей 03.12.2010 в отдел Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе на обсчёт за потреблённую энергию, который совершает ОАО «Тюменская энергосбытовая компания», административным органом 28.12.2010 возбуждено дело об административном правонарушении.

В ходе проведения административного расследования Управлением было установлено, что общество неправильно распределяло между жильцами многоквартирного дома электрическую энергию, потреблённую на общедомовые нужды, в результате чего жильцы, регулярно передающие в ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» показания своих индивидуальных (поквартирных) приборов учёта электроэнергии, вынуждены были оплачивать большие суммы, чем потребители, которые осуществляли  оплату электроэнергии по нормативам.

29.12.2010 в отношении общества Управлением Роспотребнадзора по ЯНАО составлен протокол об административном правонарушении предусмотренном ст. 14.7 КоАП РФ.

25.01.2011 административным органом вынесено постановление № 008, которым ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотреного ст. 14.7 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Полагая, что данное постановление является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

13.04.2011 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа принято обжалуемое решение.

 Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

В соответствии со ст.14.7 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за обман потребителей, обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей, влечет административную ответственность.

   Из диспозиции статьи 14.7 КоАП РФ усматривается, что ответственность по данное статье наступает в случае обмеривания, обвешивания, обсчета, введения в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иного обмана потребителей.

  Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений состоит в прямом умысле.

  Указание в диспозиции статьи на иной обман потребителей также предусматривает умышленные действия по введению потребителя в заблуждение.

В силу требований ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, при этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно пункту 5 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) энергоснабжение относится к отдельным видам договора купли-продажи.

По договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать её. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними, -пункты   1, 3 статьи 539 ГК РФ.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируют Правила, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации   от   23.05.2006 № 307 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, собственники помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) при отсутствии у них заключённого договора с исполнителем коммунальных услуг, вправе заключить договор о приобретении соответствующего коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии) непосредственно с ресурсоснабжающей  организацией.

В этом случае, как верно сделал вывод суд первой инстанции, из указанной нормы Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретённые у ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы исходя из показаний приборов учёта, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ. Общий объём (количество) потреблённого соответствующего коммунального ресурса, определённый исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учёта, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учёта - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учёта расчёт размера платы производится в порядке, установленном    пунктом 19 Правил.

Как следует из пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, коллективные (общедомовые) приборы учёта обеспечивают измерение объёмов потребления электрической энергии в целом по жилому дому, в том числе объёмов электроэнергии, потреблённой жильцами указанного дома непосредственно в своих квартирах, и объёмов электроэнергии, израсходованной на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в  многоквартирном доме).

Судом первой инстанции правильно установлено, что жилой дом №9 в п. Тарко-Сале, ул. Юбилейная, оборудован коллективным (общедомовым) и индивидуальными (поквартирными) приборами учёта электрической энергии в соответствии с требованиями пунктов 7, 19 Правил.

ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» распределяет объём электрической энергии, учтённой исходя из показаний указанных коллективных (общедомовых) приборов учёта, между всеми собственниками (владельцами) жилых помещений в указанном доме, пропорционально показаниям их индивидуальных приборов учёта.

Поскольку не все жильцы регулярно осуществляют снятие и передачу в ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» сведений о показаниях индивидуальных приборов учёта, Общество в отсутствие указанной информации рассчитывает жильцов, которые не передали информацию, на основании нормативов потребления коммунальных услуг, как в случае отсутствия у них индивидуальных приборов учёта с последующим перерасчётом стоимости потреблённой электроэнергии после получения необходимой информации в соответствии с пунктом 3 Правил.

Указанный порядок определения стоимости потреблённой электроэнергии согласуется с требованиями пункта 22 Правил.

Постановлением Администрации ЯНАО от 14.02.2008 № 56-А нормативы потребления коммунальных услуг уже включают в себя расход электроэнергии как на квартирное потребление, так и на общедомовые нужды.

Потребителям, рассчитывающимся по нормативам стоимости электроэнергии, затраченной на общедомовые нужды, ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» распределяло расход электроэнергии на общедомовые нужды (за минусом расхода электроэнергии, который был учтён в нормативах) только между жильцами, передавшими показания своих приборов учёта, пропорционально указанным    показаниям.

Таким  образом, ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» обеспечивало оплату потребления электрической энергии на общедомовые нужды всеми жильцами многоквартирного дома на равных основаниях пропорционально объёму израсходованной ими в расчётном периоде электрической энергии, как это и предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.

Согласно пункту 139 Правил розничных рынков, гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация, сетевая организация, потребители, а также производители (поставщики) электрической энергии определяют порядок снятия показаний приборов учёта и расчёта на их основании объёмов принятой (отпущенной) электрической энергии в договорах энергоснабжения или купли-продажи  (поставки) электрической энергии.

В соответствии с пунктом 64 Правил розничных рынков, действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключённого с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потреблённой им электрической энергии, в котором наименование и платёжные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя.

При этом могут использоваться условия примерного договора энергоснабжения граждан-потребителей согласно приложению № 5 к Правилам розничного рынка.

Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что в данном случае ссылки судом первой инстанции сделанные на Правила розничных рынков значения по делу не имеют, поскольку суд первой инстанции, применив данные нормы права, обосновывал для лиц участвующих в деле исходя из каких норм права он пришел к выводу о необходимости применения к спорным правоотношениям потребителей электроэнергии и поставщика условий типового договора.

В рассматриваемом случае договоры энергоснабжения с жильцами дома № 9 по ул. Юбилейной, в п. Тарко-Сале, в письменной форме не заключались, из чего следует, что при определении взаимных обязательств также могут использоваться условия типового договора энергоснабжения, утверждённого Правилами розничных рынков.

Пунктом 14 типовой формы договора энергоснабжения для граждан-потребителей предусмотрено, что именно потребители обязуются 1 раз в месяц сообщать гарантирующему поставщику сведения о показаниях приборов учёта.

Гарантирующий поставщик (выступающий в данном случае ресурсоснабжающей

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2011 по делу n А46-5644/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также