Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2011 по делу n А75-136/2011. Отменить решение полностью и принять новый с/а

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

14 сентября 2011 года

                                                        Дело №   А75-136/2011

Резолютивная часть постановления объявлена  07 сентября 2011 года

Постановление изготовлено в полном объеме  14 сентября 2011 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,

судей  Зиновьевой Т.А., Шаровой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Мироновой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4818/2011) общества с ограниченной ответственностью «Югра Жилищный Сервис» на  решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 05.03.2011 по делу № А75-136/2011 (судья Шабанова Г.А.),  принятое  по иску Муниципального унитарного предприятия «Управление городского хозяйства» муниципального образования города Пыть - Ях к обществу с ограниченной ответственностью «Югра Жилищный Сервис» о взыскании 2 811 924 руб. 72 коп.,

судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

установил:

 

Муниципальное унитарное предприятие «Управление городского хозяйства» муниципального образования города Пыть - Ях (далее – МУП «УГХ»,  истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Югра Жилищный Сервис» (далее – ООО «Югра Жилищный Сервис», ответчик) о взыскании убытков в связи  бездоговорным потреблением тепловой энергии в размере 2 811 924 руб. 72 коп.

В порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), истец уточнил исковые требования, просил взыскать сумму убытков в размере 1 989 845 руб. 25 коп., а также расходы по уплате  государственной пошлины  в размере 37 059 руб. 62 коп.

Исковые требования рассмотрены судом первой инстанции с учетом данных уточнений.

Решением от 05.03.2011 по делу № А75-136/2011 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры удовлетворил исковые требования, взыскал с ООО «Югра Жилищный Сервис» в пользу МУП «УГХ» убытки в размере 1 989 845 руб. 25 коп. и расходы по уплате  государственной пошлины  в размере 32 898 руб. 45 коп.  Этим же решением возвратил МУП «УГХ» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4 161 руб. 17 коп., излишне уплаченную по платежному поручению от 24.12.2010 № 2176.

Возражая против принятого решения,  ООО «Югра Жилищный Сервис» в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований МУП «УГХ». 

В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что потребителями коммунальных услуг являются граждане, являющиеся собственниками внутридомовых инженерных сетей, осуществляющие пользование данными услугами. Полагает, что в связи с отсутствием договорных отношений между ресурсоснабжающими и управляющими организациями объем потребленной энергии в жилые дома, не имеющие приборов учета, определяются по нормативам, установленным органами местного самоуправления, а размер оплаты рассчитывается по тарифам за коммунальные услуги гражданам.

МУП «УГХ» в письменном отзыве просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Указывает, что ответчиком в материалы дела не представлены доказательства, обосновывающую правовую позицию по настоящему спору.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьей 123 АПК РФ в судебное заседание не явились (уведомления о вручении заказных писем приобщены к материалам дела). На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие. 

В порядке статьей 163, 266 АПК РФ в судебном заседании, открытом 312.08.2011 года,  был объявлен перерыв до 10 августа 2011 года до 13 час. – 50 мин. Информация о перерыве была размещена на официальном сайте суда в сети Интернет.

В судебное заседание, продолженное после перерыва, представители сторон не явились.

Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 05.03.2011 по делу № А75-136/2011 подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 15.09.2010 истцом в результате контрольной проверки был выявлен факт самовольного подключения ответчика к сетям теплоснабжения (л.д.15).

14.10.2010 ответчику направлена претензия об оплате бездоговорного потребления тепловой энергии за период с 15.09.2010 по 12.10.2010 в сумме 728 365 руб. 68 коп. (л.д.11).

Во исполнение обязанности, предусмотренной пунктом 7 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), истцом была проведена проверка наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, оснований для потребления тепловой энергии в целях бездоговорного потребления, в результате которой установлен факт бездоговорного потребления ответчиком тепловой энергии, о чем составлен акт от 30.11.2010 (л.д.16-17).

На основании пункта 9 статьи 22 Закона о теплоснабжении истцом был произведен расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии и ее стоимости, который за период с 15.09.2010 по 30.11.2010, по расчету истца,  составил 3 979 690 руб. 50 коп.

06.12.2010 ответчику направлена претензия об оплате задолженности за бездоговорное потребление тепловой энергии (л.д.13-14).

Поскольку в добровольном порядке стоимость тепловой энергии, полученной в результате бездоговорного потребления, ответчиком не была, истец, руководствуясь пунктом 10 статьи 22 Закона о теплоснабжении, произвел расчет убытков в полуторакратном размере стоимости тепловой энергии, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, который составил 5 969 535 руб. 75 коп. и обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворение судом первой инстанции исковых требований  явилось основанием для обращения ООО «Югра Жилищный Сервис» с апелляционной жалобой,  при рассмотрении которой суд апелляционной инстанции установил следующее.

Статья 4 АПК РФ предусматривает право заинтересованного лица на обращение в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном кодексом.

Защита гражданских прав может осуществляться путем возмещения убытков (подпункт 2 пункта 1 статьи 8 ГК РФ).

В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии с пунктом 7 статьи 22 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей или источников тепловой энергии проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, оснований для потребления тепловой энергии, теплоносителя в целях выявления бездоговорного потребления. Лица, потребляющие тепловую энергию, теплоноситель, теплосетевые организации должны обеспечивать в порядке, Правительством Российской Федерации, беспрепятственный доступ представителей теплоснабжающей или теплосетевой организации к приборам учета и теплопотребляющим установкам в целях проведения проверок с учетом положений жилищного законодательства. Проверка одного лица может осуществляться не чаще чем один раз в квартал.

Пунктом 8 статьи 22 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией при выявлении ими факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя составляется акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя. В указанном акте должны содержаться сведения о потребителе или об ином лице, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, о способе и месте осуществления такого бездоговорного потребления, описание приборов учета на момент составления указанного акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, относительно факта выявленного бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их претензии к составленному акту (в случае наличия этих претензий). При составлении указанного акта должны присутствовать потребитель или иное лицо, осуществившие бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представители. Отказ потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представителей от подписания составленного акта, а также их отказ от присутствия при его составлении отражается с указанием причин этого отказа в указанном акте или в отдельном акте, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц и подписанном ими.

Согласно пункту 9 статьи 22 Закона о теплоснабжении расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их стоимости осуществляется теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией в течение пяти рабочих дней со дня составления акта о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя на основании указанного акта, документов, представленных потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения. Объем бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя определяется за весь период, истекший с даты предыдущей проверки, в месте осуществления бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, но не более чем за три года.

В силу пункта 10 статьи 22 Закона о теплоснабжении стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, определяется в соответствии с действующими на дату взыскания тарифами на тепловую энергию, теплоноситель для соответствующей категории потребителей с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии и подлежит оплате потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации. В случае неоплаты в указанный срок потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными теплоснабжающая организация вправе прекратить подачу тепловой энергии, теплоносителя и взыскать с потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, убытки в полуторакратном размере стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя.

В соответствии с пунктом 29 статьи 2 Закона о теплоснабжении бездоговорное потребление тепловой энергии – потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем.

В подтверждение факта бездоговорного потребления тепловой энергии (без заключения в установленном порядке договора энергоснабжения) истцом представлены акт от 15.09.2010 (л.д.15) и акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии (л.д.16-17).

Как указывает истец, объем потребления тепловой энергии рассчитан истцом за период, истекший с даты предыдущей проверки, в соответствии с нормативами потребления в связи с тем, что приборы учета отсутствуют, по тарифам согласно приказу ФСТ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 08.12.2009 № 121-нк (л.д.7).

ООО «Югра Жилищный Сервис» в тексте апелляционной жалобы указывает, что обязательства управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями не могут быть большими, чем при заключении последними прямых договоров с жильцами – членами товарищества, ссылаясь при этом на необходимость применения Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307.

 В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила № 307) исполнитель в сфере предоставления коммунальных услуг - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. В этом же пункте Правил указано, что исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2011 по делу n А81-1215/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также