Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2011 по делу n А46-6381/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

23 сентября 2011 года

                      Дело №   А46-6381/2011

Резолютивная часть постановления объявлена  16 сентября 2011 года

Постановление изготовлено в полном объеме  23 сентября 2011 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Рыжикова О.Ю.

судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.

при ведении протокола судебного заседания: Михайловой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6124/2011) Главного управления по земельным ресурсам Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 30.06.2011 по делу № А46-6381/2011 (судья Чернышёв В.И.), по заявлению Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (далее - департамент) к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области (далее – ГУЗР Омской области)

о признании незаконным отказа от 17.05.2011 № 0201/4514,

при участии в судебном заседании представителей: 

от ГУЗР Омской области – Андиколовской А.Е. (водительское удостоверение, по доверенности № 06/28 от 12.01.2011сроком действия 1 год);

от Департамента имущественных отношений  Администрации города Омска – Кузнецова С.Л. (паспорт, по доверенности № 09/5809 от 15.03.2011 сроком действия 1 год),

установил:

Решением от 30.06.2011 по делу № А46-6381/2011 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, признал незаконным отказ ГУЗР Омской области, выраженный в письме от 17.05.2011 № 0201/4514, в части непредоставления департаменту в постоянное (бессрочное) пользование находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю земельных участков, расположенных на территории г. Омска, с кадастровыми номерами 55:36:12 01 04:1058, 55:36:15 06 05:0506, 55:36:20 01 03:0054, 55:36:20 05 06:0258, 55:36:20 01 04:0152, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации (далее – ЗК РФ), Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее – ГК РФ), Закону Омской области от 08.02.2006 № 731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области», Порядку предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для целей, не связанных со строительством, утверждённому постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 № 73-п.

Обязал Главное управление по земельным ресурсам Омской области предоставить департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска в постоянное (бессрочное) пользование находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю земельных участков, расположенных на территории г. Омска, с кадастровыми номерами:

55:36:12 01 04:1058, площадью 72108 м(2), местоположение: Омская область, г. Омск, Центральный административный округ, северо-восточная часть кадастрового квартала 55:36:12 01 04:;

55:36:15 06 05:0506, площадью 13088 м(2), местоположение установлено в северной части кадастрового квартала 55:36:15 06 05: г. Омск;

55:36:20 01 03:0054, площадью 520095 м(2), местоположение установлено в юго-восточной части кадастрового района 55:36: г. Омск, Ленинский административный округ;

55:36:20 05 06:0258, площадью 4747 м(2), местоположение установлено в юго-западной части кадастрового квартала 55:36:20 05 06: в Ленинском административном округе г. Омск (поселок Черемуховское);

55:36:20 01 04:0152, площадью 477984 м(2), местоположение установлено в юго-восточной части кадастрового района 55:36: г. Омск, Ленинский административный округ.

В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал на отсутствие у ГУЗР Омской области оснований для отказа в предоставлении земельных участков.

Не согласившись с принятым решением, ГУЗР Омской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Департаментом требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

В обоснование апелляционной жалобы ГУЗР Омской области указывает на применение судом первой инстанции нормы права, не подлежащей применению, а именно: статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также отсутствие у Департамента полномочий на обращение за предоставлением спорных земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование.

Кроме того, ГУЗР Омской области полагает, что права и законные интересы Департамента оспариваемым отказом не нарушены, в связи с чем Департамент не является лицом, обладающим правом на обращение в суд (статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В дополнениях к апелляционной жалобе ГУЗР Омской области указывает на то, что суд первой инстанции принял судебный акт в отношении земельного участка, который не являлся предметом заявления департамента.

В представленном до начала судебного заседания отзыве Департамент просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу ГУЗР Омской области – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Главного управления по земельным ресурсам Омской области утверждал, что в решении суда первой инстанции неверно указан кадастровый номер спорного земельного участка, то есть указан кадастровый номер земельного участка, не находящегося в границах города Омска.

Представитель Главного управления по земельным ресурсам Омской области поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции  отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представитель Департамента имущественных отношений  Администрации города Омска поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Представитель Департамента имущественных отношений  Администрации города Омска утверждает, что спорный земельный участок находится в границах города Омска.

В судебном заседании был объявлен перерыв.

В судебном заседании, возобновленном после перерыва, представитель Главного управления по земельным ресурсам Омской области поддержал позицию, изложенную ранее в судебном заседании до объявления перерыва, а также доводы, изложенные в дополнениях к апелляционной жалобе.

Представитель Департамента имущественных отношений  Администрации города Омска поддержал позицию, изложенную ранее в судебном заседании до объявления перерыва, а также доводы, изложенные в дополнениях к отзыву на апелляционную жалобу.

Представитель Департамента имущественных отношений  Администрации города Омска пояснил, что в решении допущена опечатка, выразившаяся в неверном указании кадастрового номера земельного участка.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, дополнения к ним, выслушав представителей лиц, участвующих в деле и присутствовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

В ходе реализации долгосрочной целевой программы г. Омска «Капитальные вложения в инфраструктуру муниципального образования городской округ город Омск Омской области на 2009 - 2013 годы», утверждённой постановлением Администрации г. Омска от 29.04.2009 № 324-п, заявителем за счёт средств местного бюджета осуществлены мероприятия по формированию и постановке на кадастровый учёт земельных участков для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, в том числе с кадастровыми номерами:

55:36:12 01 04:1058, площадью 72108 м(2), местоположение: Омская область, г. Омск, Центральный административный округ, северо-восточная часть кадастрового квартала 55:36:12 01 04:;

55:36:15 06 05:0506, площадью 13088 м(2), местоположение установлено в северной части кадастрового квартала 55:36:15 06 05: г. Омск;

55:36:20 01 03:0054, площадью 520095 м(2), местоположение установлено в юго-восточной части кадастрового района 55:36: г. Омск, Ленинский административный округ;

55:20: 05 06 01:0258, площадью 4747 м(2), местоположение установлено в юго-западной части кадастрового квартала 55:20:050601: в Ленинском административном округе г. Омск (поселок Черемуховское);

55:36:20 01 04:0152, площадью 477984 м(2), местоположение установлено в юго-восточной части кадастрового района 55:36: г. Омск, Ленинский административный округ.

Для предоставления указанных земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования департамент 08 октября 2010 года обратился в ГУЗР Омской области с соответствующими заявлениями.

В нарушение статьи 11 Закона Омской области от 08.02.2006 № 731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области», пункта 17 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для целей, не связанных со строительством, утверждённого постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 № 73-п, а также пунктов 7.3., 7.4 Административного регламента  предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории города Омска для целей, не связанных со строительством», утверждённого Приказом ГУЗР Омской области от 30.11.2010 №29-п, Главное управление не рассмотрело в установленный срок данные заявления и не подготовило проекты решений о предоставлении земельных участков либо решения об отказе в предоставлении земельных участков с обоснованием отказа.

По результатам проверки деятельности Главного управления в связи с бездействием при принятии решений о предоставлении земельных участков прокуратурой г. Омска 20.01.2011 руководителю ГУЗР было внесено представление об устранении выявленных нарушений.

По истечении месяца после внесения прокуратурой  представления письмом от 21.02.2011 № 0201/1598 заинтересованное лицо уведомило заявителя о том, что подготовлены проекты распоряжений о предоставлении испрашиваемых земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование и в настоящее время проходят необходимые согласования.

Письмом от 17.05.2011 № 0201/4514 ГУЗР Омской области в ответ на заявление департамента от 30.03.2011 № ИСХ ДИО-99/7688 указало, что земельные участки, занятые кладбищами, не могут быть предоставлены департаменту. Основанием для отказа послужило то, что заявитель не является лицом, заинтересованным в их предоставлении. В силу статей 25, 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» обязанность по осуществлению погребения умерших возложена на специализированные службы, создаваемые органами местного самоуправления, к каковым департамент не относится.

Полагая, что данный отказ не соответствует закону, нарушает права и законные интересы, департамент обратился с требованиями о признании его незаконным и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений путём предоставления заявителю в постоянное (бессрочное) пользование перечисленных им земельных участков.

30.06.2011 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

В соответствии с главой 8 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения.

Согласно пункту 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа.

Статьёй 50 указанного Федерального закона предусмотрено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, а также имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Довод подателя апелляционной жалобы о неверном применении судом первой инстанции указанной нормы Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ввиду отсутствия доказательств того, что на испрашиваемых участках находятся объекты имущества, принадлежащие муниципальному образованию, расценивается судом апелляционной инстанции как несостоятельный. В рассматриваемом споре речь идет о вещном праве на недвижимое имущество - земельных участках, занятых существующими общественными кладбищами и необходимых для решения вопроса местного значения городского округа.

В свою очередь, в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Как было установлено в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции и доказательств обратного ГУЗР Омской области не представлено, в целях реализации       указанных положений законодательства заявитель обеспечил формирование земельных участков, занятых существующими кладбищами г. Омска.

В соответствии со статьёй 21 Устава города Омска, утверждённого решением Омского городского Совета от 20.09.1995 № 92, основной задачей Администрации г. Омска является обеспечение функций и полномочий, предоставленных исполнительно-распорядительному органу муниципального образования г. Омск действующим законодательством, муниципальными правовыми актами. Структура Администрации г. Омска формируется Мэром г. Омска и по его представлению утверждается Омским городским Советом.

Заявитель осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о департаменте имущественных отношений

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2011 по делу n А46-15721/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также