Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2011 по делу n А75-3939/2011. Отменить решение полностью и принять новый с/а
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 27 сентября 2011 года Дело № А75-3939/2011 Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2011 года. Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2011 года. Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кливера Е.П., судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6353/2011) открытого акционерного общества «Мохтикнефть», ОГРН 1028601867271 (далее – ОАО «Мохтикнефть»; Общество; заявитель) на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 08.07.2011 по делу № А75-3939/2011 (судья Дроздов А.Н.), принятое по заявлению ОАО «Мохтикнефть» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре; административный орган; заинтересованное лицо), о признании незаконными предписаний от 07.04.2011 № 49-ОК/22, № 50-ОК/9, № 51-ОК/22, № 52-ОК/9, № 53-ОК/22, № 54-ОК/22, при участии в судебном заседании: от ОАО «Мохтикнефть» ? Закирова Л.Т. по доверенности от 02.02.2011 № 39-Ю, сохраняющей силу в течение одного года (личность удостоверена паспортом гражданина РФ); Исаченко Ю.В. по доверенности от 01.09.2011 № 295-м, сохраняющей силу в течение одного года (личность удостоверена паспортом гражданина РФ); Богданцов Б.В. по доверенности от 24.12.2010 № 434-Ю, действительной до 31.12.2011 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ); Кмита М.Я. по доверенности от 16.09.2011 № 296-М от 16.09.2011 сроком действия до 31.12.2011 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ); от Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югры – Камшилина Г.В. по доверенности от 31.12.2011 № 143, сохраняющей силу в течение одного года (личность удостоверена паспортом гражданина РФ), установил:
ОАО «Мохтикнефть» обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к Управлению Росприроднадзора по ХМАО-Югре о признании незаконными предписаний от 07.04.2011 № 49-ОК/22, № 50-ОК/9, № 51-ОК/22, № 52-ОК/9, № 53-ОК/22, № 54-ОК/22. Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 08.07.2011 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано. Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что лица, осуществляющие негативное воздействие на окружающую природную среду путем размещения отходов обязаны вносить плату за фактическое размещение (хранение, выражающееся в физическом нахождении отходов в месте хранения) отходов. При этом плата за негативное воздействие напрямую зависит от размещения отходов. В апелляционной жалобе ОАО «Мохтикнефть» просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные Обществом требования удовлетворить. Податель жалобы отмечает, что административным органом не доказаны обстоятельства, определяющие обязанность заявителя производить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Общество также считает, что судом первой инстанции не были применены действующие нормы материального права. ОАО «Мохтикнефть» в ходе рассмотрения настоящего дела в порядке апелляционного производства было представлено дополнение к апелляционной жалобе, к которому был приложен акт № 142-АТ проверки по соблюдению соблюдения требований безопасности от 23.06.2009. Заявителем было заявлено устное ходатайство о его приобщении к материалам дела. Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его удовлетворения, исходя из следующего. Возможность предоставления в суд апелляционной инстанции дополнительных доказательств ограничена нормами статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, независящим от него, и суд признает эти причины уважительными (часть 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В ходе рассмотрения настоящего спора в порядке апелляционного производства Общество не доказало наличие причин невозможности представления суду первой инстанции вышеупомянутого документа. Суд апелляционной инстанции также считает, что подателем апелляционной жалобы не подтверждено того обстоятельства, что у него отсутствовала возможность представления суду первой указанного выше документа. Представитель административного органа в устном выступлении в суде апелляционной инстанции и в письменном отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. В судебном заседании участвующие в деле лица поддержали свои доводы по основаниям, изложенным выше. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменные пояснения, письменный отзыв, заслушав участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. На основании приказа Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре от 24.01.2011 № 29, от 27.01.2011 № 49 в отношении ОАО «Мохтикнефть» была проведена плановая выездная проверка. По результатам проведенной проверки составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 11.03.2011 № 7, в котором, в частности в пунктах 2.48, 2.49, 2.50, 2.51, 2.52, 2.53 зафиксировано, что ОАО «Мохтикнефть» не соблюдает экологические требования охраны окружающей среды (т. 1 л.д. 27 оборотная сторона - 29): - со 2-го квартала 2009 года по 2-ой квартал 2010 года (в каждом квартале последовательно) у Общества фактически размещалось одно и тоже количество бурового шлама в шламовых амбарах № 5 и № 7 – 2211 куб.м. (3980,25 тонн). Согласно Расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду за указанные кварталы 2009 и 2010 годов, на хранении бурового шлама не находилось. Оплата за фактическое размещение указанного бурового шлама не производилась; - на конец 4 квартала 2010 года Общество фактически размещало 2855 куб.м. (5076,19 тонн) бурового шлама в шламовых амбарах № 1-бис, № 5 и № 7. Согласно Расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2010 года, на хранении бурового шлама не находилось. Оплата за фактическое размещение бурового шлама за указанный период не производилась. Обществу на основании акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 11.03.2011 № 7 были выданы предписания об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды № 49-ОК/22, № 50-ОК/9, № 51-ОК/22, № 52-ОК/9, № 53-ОК/22, № 54-ОК/22 от 07.04.2011. Названными предписаниями ОАО «Мохтикнефть» было предложено произвести плату за негативное воздействие на окружающую среду (за размещение отходов): - за 2, 3, 4 кварталы 2009 года в срок до 16.05.2011 и 01.07.2011 соответственно; - за 1, 2, 4 кварталы 2010 года в срок до 01.07.2011, 12.09.2011 соответственно. Полагая, что вышеперечисленные предписания Управления Росприроднадзора по ХМАО – Югре нарушают права и законные интересы ОАО «Мохтикнефть», последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявленными требованиями. 08.07.2011 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принял обжалуемое решение. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его отмены, исходя из следующего. Из содержания оспариваемых постановлений следует, что ОАО «Мохтикнефть» вменяется нарушение следующих актов: - статьи 3, пункта 1 статьи 16, пункта 1 статьи 34, пункта статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; - статей 21, 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства потребления»; - пунктов 1-6 Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632, которым утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия; - пунктов 4.1, 4.2 Раздела 4 Приложения № 1 к Инструктивно-метдическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Минприроды РФ 26.01.1993; - пункта 1 Приказа федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду». Как отмечает заинтересованное лицо, у Общества фактически находилось на хранении (размещалось) определенное количество бурового шлама в шламовых амбарах. В расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2-4 кварталы 2009 года и за 1, 2, 4 кварталы 2010 заявителем не указано на нахождение у него на хранении бурового шлама. Оплата за фактическое размещение бурового шлама не производилась. Арбитражный суд первой инстанции, поддерживая позицию административного органа, исходил из того, что лица, осуществляющие негативное воздействие на окружающую природную среду путем размещения отходов обязаны вносить плату за фактическое размещение (хранение, выражающееся в физическом нахождении отходов в месте хранения) отходов. При этом плата за негативное воздействие напрямую зависит от размещения отходов, так как является инструментом экономического стимулирования организаций к утилизации отходов. Арбитражный суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции, изложенными в решении, по следующим основаниям. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. В статье 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства потребления» определено, что плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что размещение отходов – это хранение и захоронение отходов. Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 установлены сроки уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, согласно которым срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал. В соответствии с пунктами 4.1, 4.2 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды» (утв. Минприроды РФ от 26.01.1993) расчет платежей за загрязнение производится в соответствии с пунктами 3, 4, 5, 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632. Размер платежей природопользователей определяется как сумма платежей за загрязнение: - в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ; - в пределах установленных лимитов (выбросов, сбросов, размещения отходов); - за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды. (При загрязнении окружающей природной среды в результате аварии по вине природопользователя плата взимается как за сверхлимитное загрязнение до разработки соответствующих инструкций). Расчет платежей осуществляется в соответствии с Приложением № 1. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: - выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; - сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; - размещение отходов; - другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.). Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 (ред. от 27.03.2008 № 182) утверждены формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 (ред. от 27.03.2008 № 182). Так, в разделе 4 упомянутого Приказа озаглавленном как «Размещение отходов производства и потребления» указано на то, что он заполняется по каждому объекту негативного воздействия (объекту размещения отходов) отдельно. В пункте 2 раздела 4 упомянутого Приказа определено, что все операции с отходами отражаются в расчетах за тот отчетный период, в котором данная операция была отражена в учете в соответствии с установленным порядком. В пункте 10 этого же Приказа говорится о том, что в столбце 7 указывается фактическая масса отходов, которые размещены собственником с начала года нарастающим итогом в пределах установленного лимита. (В расчете не участвует). В силу пункта 12 того же акта в столбце 9 указывается фактическая масса образованных отходов за отчетный период. В данном столбце отражаются отходы, образованные Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2011 по делу n А70-5416/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|