Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2011 по делу n А75-3692/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 03 ноября 2011 года Дело № А75-3692/2011 Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2011 года Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2011 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сидоренко О.А., судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондарь И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6923/2011) Открытого акционерного общества «Нефтяная компания «Роснефть» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.07.2011 по делу № А75-3692/2011 (судья Фёдоров А.Е.), принятое по заявлению Открытого акционерного общества «Нефтяная компания «Роснефть» (ОГРН 1027700043502, ИНН 7706107510) к Службе жилищного контроля и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1028600513149, ИНН 8601011604), при участии третьего лица Общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» (ОГРН 1028601258003, ИНН 8604021167), о признании незаконными действий, при участии в судебном заседании представителей: от общества с ограниченной ответственностью «Нефтяная компания «Роснефть» – Князева Ю.А. по доверенности от 04.02.2011 сроком действия до 31.12.2011 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации); от Службы жилищного контроля и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры – не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом; от общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» – Князева Ю.А. по доверенности № 19/11 от 01.01.2011 сроком действия до 31.12.2011 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации); установил:
открытое акционерное общество «Нефтяная компания «Роснефть» (далее - ОАО НК «Роснефть», заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Службы жилищного контроля и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – Служба, заинтересованное лицо), выразившихся в отказах в регистрации и ведении строительного надзора, а также в регистрации извещения об окончании строительства объекта «Система пожаротушения Мамонтовской базы», содержащихся в письмах от 14.02.2011 № 113/11-26, от 15.03.2011 № 207/11-26 и об обязании устранить допущенные нарушения путем проведения итоговой проверки выполненных работ, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации. Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04.07.2011 по делу № А75-3692/2011 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО НК «Роснефть» обжаловало его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд. Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства. ОАО НК «Роснефть» (принципал) и ООО «РН - Юганскнефтегаз» (агент) был заключен агентский договор от 01.10.2006 № 2/0002406/1388Д, согласно которому агент обязуется по поручению от своего имени и за счет средств принципала осуществлять юридические и иные действия по выполнению функций заказчика (застройщика) на всех этапах инвестиционного процесса по объектам, сооружаемым на территории Ханты-Мансийского округа - Югры, в объемах и в сроки, согласно перечню объектов строительства, являющемуся приложением к настоящему договору. 01.03.2010 между ООО «РН - Юганскнефтегаз» (заказчиком) и ООО «Русская строительная компания» (подрядчик) заключен договор подряда № 23/10/10-02881-13/02, согласно которому заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению комплекса работ по строительству объектов, указанных в приложениях к договору: «Система пожаротушения Мамонтовской базы», расположенного по адресу: Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Пыть-Ях, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные подрядчиком работы. 31.01.2011 Управлением по недропользованию по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре выдано разрешение на строительство № ХМН-3002523-УВС /С. ООО «РН - Юганскнефтегаз» 08.02.2011 направило в Нефтеюганский отдел Службы извещение № 13/06-18 о начале строительства объекта «Система пожаротушения Мамонтовской базы», указав начало строительства - июль 2008 года, окончание строительства - декабрь 2010 года. Письмом от 14.02.2011 № 113/11-26 Служба отказала в регистрации извещения и в ведении строительного надзора объекта в связи с тем, что извещение о начале строительства было направлено после окончания строительства объекта. 03.03.2011 в адрес Нефтеюганского отдела Службы было направлено извещение № 13/06-34 об окончании строительства указанного объекта. Служба письмом от 15.03.2011 № 207/11-26 отказала в регистрации извещения об окончании строительства, указав на нарушение положений части 5 статьи 52 и части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации. ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» считая, что отказ Службы не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением. Суд первой инстанции в удовлетворении требований общества отказал, руководствуясь тем, что заявителем не были соблюдены требования градостроительного законодательства, а отказы в регистрации и ведении строительного надзора, а также в регистрации извещения об окончании строительства объекта «Система пожаротушения Мамонтовской базы», содержащиеся в письмах от 14.02.2011 № 113/11-26, от 15.03.2011 № 207/11-26 не нарушают прав ОАО НК «Роснефть» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает, что судом первой инстанции не отразил, какие конкретно требования были нарушены и не обосновал, какой нормой предусмотрено право государственного органа отказать в проведении проверки при допущении соответствующего нарушения. Податель жалобы считает необоснованным вывод суда об отсутствии нарушения прав общества, так как без заключения Службы невозможен ввод системы пожаротушения в эксплуатацию. Кроме того, судом неправильно применены нормы материального права и неверно истолкована часть 2 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ и пункт 4 Постановления Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации». Указанными нормативными актами предусмотрено, что предметом государственного строительного надзора является в том числе проверка результатов работ требованиям технических регламентов проектной документации. В данном случае результат работ имеется, все необходимые разрешительные документы также имеются, и какие-либо законные основания для отказа в проведении строительного надзора (итоговой проверки) отсутствуют и в судебном решении не приводятся. Служба представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором указала на законность и обоснованность решения суда первой инстанции. Заинтересованное лицо считает, что застройщик до начала строительства объекта капитального строительства должен получить разрешение компетентного органа на строительство. В рассматриваемом случае ОАО НК «Роснефть» проигнорировало требования законодательства о градостроительной деятельности, произвело строительство объекта капитального строительства без разрешения на строительство, без извещения о начале таких работ, без извещения об окончании строительства. ООО «РН-Юганскнефтегаз», привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддержало позицию заявителя. Считает, что Служба обязана осуществить надзорные процедуры в отношении объекта капитального строительства, а также, что отсутствуют основания для отказа в проведении итоговой проверки. При этом, факт несвоевременного получения разрешения на строительство и направления извещений не влияет на проведение надзорных процедур, так как наказание за такое нарушение может наступать только в виде штрафа в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителя заявителя и третьего лица, поддержавшего доводы в пользу отмены судебного акта. Служба, надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечила, заявила ходатайство о проведении судебного заседания в ее отсутствие, которое апелляционным судом удовлетворено, дело рассмотрено при названной явке. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя общества и третьего лица, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего. Как видно из обстоятельств дела, общество оспаривает отказ в проведении строительного надзора и просит обязать заинтересованное лицо осуществить итоговую проверку построенного объекта «Система пожаротушения Мамонтовской базы», в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом государственного строительного надзора является проверка: 1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; 2) наличия разрешения на строительство; 3) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 настоящего Кодекса. Частью 8 данной нормы предусмотрено, что порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации. Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 (далее - Положение). В силу пункта 3 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 (далее - Положение), задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком (далее - подрядчик), нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов и проектной документации. Пунктом 8 Положения предусмотрено, что государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее - заключение о соответствии). При этом, в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее также - органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ, с приложением необходимых документов. В соответствии с пунктом 16 Положения после завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения. Пунктом 17 Положения предусмотрено, что орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии. Из указанных норм следует, что для осуществления органом государственного строительного надзора проверочных мероприятий необходим юридический состав, то есть совокупность юридических фактов, которые влекут возникновение либо изменение правоотношений в сфере государственного строительного надзора. В данном случае юридический состав является сложным и включает в себя совокупность следующих оснований для проведения проверочных мероприятий, а именно: - получение разрешения на строительство; - заблаговременное (не менее чем за 7 дней о начала производства строительных работ) направление в орган государственного строительного надзора извещения о начале строительства; Отсутствие указанных событий, которые должны наступить последовательно, свидетельствует об отсутствии юридического состава и, соответственно, об отсутствии оснований для возникновения правоотношений в сфере государственного строительного надзора. Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции не оспаривается обществом, указанная последовательность была нарушена – общество осуществило Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2011 по делу n А75-2792/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|