Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2011 по делу n А81-1446/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

10 ноября 2011 года

                                                      Дело №   А81-1446/2011

Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 01-02 ноября 2011 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  10 ноября 2011 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Зориной О.В.,

судей  Гладышевой Е.В., Смольниковой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Зинченко Ю.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6639/2011) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 июля 2011 года, принятое по делу №  А81-1446/2011 (судья Чорноба В.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» (ИНН 8608048498, ОГРН 1028601441978) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 8901002135, ОГРН 1028900509538) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, обязании осуществить государственную регистрацию права собственности и выдаче свидетельства о государственной регистрации права собственности в установленный законом срок,

при участии в судебном заседании представителя от общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» – Хрюкин С.М. по доверенности от 01.01.2011сроком до 31.12.2011;

установил:

 

Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» (далее – ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – Управление Росреестра по Ямало-Ненецкого автономного округа, регистрационный орган, заинтересованное лицо, податель жалобы) в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: «Нефтесборный нефтепровод от К -18а до т.вр. Ду 159x8=520м», расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, Северо-Губкинское месторождение и обязании его осуществить государственную регистрацию права собственности на объект с выдачей свидетельства о государственной регистрации права собственности в установленный законом срок.

Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.07.2011 по делу № А81-1446/2011 требования удовлетворены: отказ Управления Росреестра по Ямало-Ненецкому автономному округу в государственной регистрации права собственности ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» на объект недвижимости – «Нефтесборный нефтепровод от К-18а до точки врезки Ду 159х8=520м, расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, Северо-Губкинское месторождение признан незаконным. Суд обязал регистрационный орган устранить допущенные нарушения прав и законным интересов ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» и произвести действия по государственной регистрации права собственности последнего на объект недвижимости – «Нефтесборный нефтепровод от К-18а до точки врезки Ду 159х8=520м, расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, Северо-Губкинское месторождение.

Кроме того, с Управления Росреестра по Ямало-Ненецкому автономному округу в пользу ООО«ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.

Не соглашаясь с указанным судебным актом, заинтересованное лицо обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение в полном объеме, принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении исковых требований.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что отказ в государственной регистрации являлся законным и обоснованным, поскольку представленных на регистрацию документов было недостаточно, в частности заявителем не представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, акт приемки законченного строительством объекта от 21.09.1998 не соответствовал требованиям Постановления совета Министров ССР от 23.01.1981 № 105 (подписан только членами ведомственной комиссии, в то время как должен был быть составлен государственной приемочной комиссией). При этом регистрационный орган отмечает, что Приложение № 1 к Временному положению о приемке законченных строительством объектов (рекомендовано письмом Государственного комитета Российской Федерации от 09.07.1993 № БЕ-19/13), по его мнению, не является нормативным актом, подтверждающим юридическую обоснованность акта приема законченного строительством объекта. Полагает, что прежде чем передавать спорное имущество в уставной капитал заявителя, необходимо было зарегистрировать права передающей стороны, то есть общества с ограниченной ответственностью «Геойлбент» (далее – ООО «Геойлбент»).

В отношении требования об обязании Управления Росреестра по Ямало-Ненецкого автономного округа внести соответствующую запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним податель жалобы также изложил свои возражения, которые заключаются в том, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество носит исключительно заявительный характер. Обязанность осуществить то или иное действие может быть наложена судом только при признании действий регистрирующего органа незаконным в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Оспаривая доводы апелляционной жалобы, ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» в письменном отзыве просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Представитель Управления Росреестра по Ямало-Ненецкого автономного округа, извещенного надлежащим образом о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился. В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом без участия поименованного лица.

При рассмотрении жалобы осуществлялась замена состава суда в связи длительным отсутствием судей, приступивших к рассмотрению жалобы.

Рассмотрение жалобы в судебном заседании 01.11.2011 года было начато сначала.

В судебном заседании, открытом 01.11.2011, в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 02.11.2011. Информация о перерыве была размещена на официальном сайте суда и в общероссийской картотеке арбитражных дел в сети Интернет. После перерыва рассмотрение жалобы завершено. 

Рассмотрев материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь», проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном  статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, требования ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» обоснованы тем, что заявитель является правопреемником прав и обязанностей присоединенного к нему ООО «Геойлбент» (ранее ООО СП «Геойлбент ЛТД») на основании договора о присоединении ООО «Нефтяная холдинговая компания» и ООО «Геойлбент» к ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» от 26.03.2007 и передаточного акта от 30.03.2007 (листы дела 76-90).

По передаточному акту ООО «Геойлбент» передало ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» определенное имущество, в том числе и объект: «Нефтесборный нефтепровод от куста 18а до точки врезки » (№ п/п 5639 Приложения № 2 к передаточному акту) (далее - нефтесборный нефтепровод), расположенный по адресу: ЯНАО, Пуровский район, Северо-Губкинское месторождение.

Регистрация права собственности ООО «Геойлбент» на данный объект недвижимости не производилась.

30 ноября 2010 года заявитель обратился в Пуровский территориальный отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект капитального строительства нефтесборный нефтепровод.

К заявлению были приложены документы, в том числе:

- договор о присоединении ООО «Нефтяная холдинговая компания» и ООО «Геойлбент» к ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» от 26.03.2007;

- передаточный акт в связи с реорганизацией ООО «Геойлбент» путем присоединения к ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» от 30.03.2007;

- постановление Администрации муниципального образования Пуровский район от 23.05.2001 № 423 «О регистрации факта ввода законченных строительством объектов ООО «Геойлбент»;

- кадастровый паспорт сооружения от 08.11.2010, инвентарный номер 02:13:17194, выданный Муравленковским отделением филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Ямало-Ненецкому автономному округу;

- акт приемки законченного строительством объекта от 21.09.1998;

- договор № 260/Л-10/10С4618 аренды лесного участка, в составе земель лесного фонда от 16.09.2010.

25 января 2011 года заинтересованное лицо на основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закона о регистрации), отказало заявителю в регистрации права собственности на нефтесборный нефтепровод, о чем было сообщено письмом № 04/034/2010-386/04-95 от 25.01.2011 (листы дела 36-37).

Отказ в государственной регистрации Управлением Росреестра по Ямало-Ненецкого автономного округа мотивирован тем, что право собственности ООО «Геойлбент» на объект недвижимого имущества, о регистрации которого ходатайствует заявитель, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано, а акт приемки законченного строительством объекта от 21.09.1998 не соответствует требованиям Постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 года № 105 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов».

Не согласившись с принятым регистрационным органом решением, заявитель обжаловал его, ссылаясь на нарушение заинтересованным лицом положений статей 57, 58, 129, 131, 551 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьям 17, 18, 20 Закона о регистрации и нарушают его права и законный интерес на владение, пользование и распоряжение имуществом. Считает, что для государственной регистрации права собственности на нефтесборный нефтепровод в настоящее время не требуется государственная регистрации права собственности на данный объект ООО «Геойлбент», а правоустанавливающим документом является постановление Администрации муниципального образования Пуровский район от 23.05.2001года № 423 «О регистрации факта ввода законченных строительством объектов ООО «Геойлбент».

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, согласился с доводами ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь».

Повторно оценив доводы сторон и обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции также не находит оснований для отказа в удовлетворении требований заявителя, исходя из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу приведенной нормы права требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действий (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

По правилам пункта 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В пункте 1 статьи 2 Закона о регистрации установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке

Государственная регистрация производится путем внесения записи о праве в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании представленных документов с соблюдением установленного Законом о регистрации порядка.

Порядок государственной регистрации прав определен пунктом 1 статьи 13 Закона о регистрации и включает в себя: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрацию таких документов; правовую экспертизу документов и проверку законности сделки; установление отсутствия противоречий

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2011 по делу n А70-3925/2010. Изменить решение (ст.269 АПК)  »
Читайте также