Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2011 по делу n А46-5923/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

город Омск

18 ноября 2011 года

Дело №   А46-5923/2011

Резолютивная часть постановления объявлена16 ноября 2011 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  18 ноября 2011 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Грязниковой А.С.

судей Глухих А.Н., Шаровой Н.А.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Карасиковой Б.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-8805/2011, 08АП-8808/2011) Министерства финансов Омской области, Министерства образования Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 23 сентября 2011 года по делу №  А46-5923/2011 (судья Чукреев Н.С.)

по иску Администрация города Омска (ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259)

к Министерству финансов Омской области (ИНН 5503078620, ОГРН 1045504005414),

третьи лица: Правительство Омской области (ИНН 5503080996, ОГРН 1045504014093), Министерство образования Омской области (ИНН 5503079856, ОГРН 1045504009803), Департамент жилищной политики Администрации города Омска (ИНН 5503205740, ОГРН 1085543022234)

о  взыскании 4 672 810 руб. 81 коп.

при участии в судебном заседании представителей:

от Министерства финансов Омской области – Каурова С.А. по доверенности № 10-1-08/6513 от 16.11.2011;

от Министерства образования Омской области – Гальцов В.В. по доверенности № ИСХ-10/МОБР-9993 от 09.12.2010;

от Администрации города Омска – Бруева Е.А. по доверенности № 02-24/4220 от 15.07.2011;

от Правительства Омской области – Диденко Д.С. по доверенности № ИСХ-II/ПП-285/0I от 05/04/2011;

от Департамента жилищной политики Администрации города Омска – не явился;

установил:

Администрация города Омска (далее по тексту – истец) обратилась в Арбитражный суд Омской области с иском к Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Омской области, Правительству Омской области, Министерству финансов Омской области, Министерству образования Омской области и Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о взыскании 4 672 810 руб. 81 коп. убытков в связи с предоставлением жилых помещений детям-сиротам.

Определением Арбитражного суда Омской области от 04.07.2011 производство по делу в отношении Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Омской области, Правительства Омской области и Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области прекращено.

Определением Арбитражного суда Омской области от 02.08.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Правительство Омской области и Департамент жилищной политики Администрации города Омска.

До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу истец уменьшил сумму иска до 3 465 000 руб. 00 коп. и уточнил требование, в соответствии с которым просит взыскать указанную сумму с Омской области в лице Министерства финансов Омской области за счет казны Омской области.

Увеличение размера исковых требований и уточнение иска приняты судом первой инстанции.

Определением Арбитражного суда Омской области от 15.09.2011 производство по делу в отношении Министерства образования Омской области прекращено.

Решением Арбитражного суда Омской области от 23.09.2011 исковые требования Администрации города Омска удовлетворены, с Омской области в лице Министерства финансов Омской области за счет казны Омской области в пользу Администрации города Омска взыскано 3 465 000 руб. убытков.

При принятии решения суд первой инстанции исходил из обязанности субъекта Российской Федерации – Омской области – возместить муниципальному образованию – Администрации города Омска – стоимость жилых помещений, переданных по договору социального найма гражданину, относящемуся к категории «дети-сироты».

Возражая против принятого судом решения Министерство образования Омской области, Министерство финансов Омской области обратились в Восьмой арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение Арбитражного суда Омской области от 23.09.2011 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Министерство образования Омской области в своей апелляционной жалобе указывает, что обеспечение членов семей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств субвенций Омской области является незаконным; использование органами местного самоуправления материальных ресурсов и финансовых средств при осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий является их правом, а не обязанностью.

Министерство финансов Омской области в своей апелляционной жалобе указывает следующее: стоимость жилья должна определяться исходя из расчета субвенций, а не по рыночной стоимости жилья; в полномочия Министерства финансов Омской области не входит вопрос по обеспечению граждан жилыми помещениями, в связи с чем оно является ненадлежащим ответчиком по делу; Министерством финансов полностью выполнено обязательство по организации исполнения областного бюджета за 2008 год в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, поскольку денежные средства на приобретение жилых помещений этой категории граждан выделены в полном объеме; в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие вины в действиях ответчика (нет обращения истца за возмещения расходов), а также иных элементов, необходимых для удовлетворения требования о взыскании убытков; истец сам своими действиями способствовал возникновению у него убытков, поскольку на конец 2008 года остаток субвенций составил 2 512 879 руб. 83 коп., данные денежные средства могли быть направлены на приобретение квартиры гражданину Кузьмину М.В.; истец должен самостоятельно за счет средств бюджета нести все расходы, возникшие у него по причине превышения нормативов, в связи с чем истец в рамках предоставленных ему прав распорядился своим правом на использование собственных материальных ресурсов; предоставление жилых помещений должно производиться в отношении самого ребенка-сироты, а не членов его семьи; ссылка суда первой инстанции на Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1203 необоснованна, поскольку оно вступило в силу с 01.01.2010.

Правительство Омской области представило письменный отзыв на апелляционные жалобы, в котором просит решение Арбитражного суда Омской области от 23.09.2011 отменить, апелляционные жалобы – удовлетворить; полностью поддерживает доводы апелляционной жалобы Министерства финансов Омской области.

Департамент жилищной политики Администрации города Омска, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил, отзыв на апелляционную жалобу не представил. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.

В заседании суда апелляционной инстанции представители Министерства финансов Омской области и Министерства образования Омской области поддержали требования, изложенные в своих апелляционных жалобах, просили отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

Представитель Правительства Омской области поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил отменить решение суда первой инстанции.

Представитель Администрация города Омска отзыв на апелляционную жалобу не представил, в заседании суда апелляционной инстанции пояснил, что считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителей Министерства финансов Омской области, Министерства образования Омской области, Правительства Омской области, Администрация города Омска, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке статей 268, 2 70 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.

Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, вступившим в законную силу решением Центрального районного суд города Омска от 15.02.2008 по делу № 2-405/2008 на Администрацию города Омска возложена обязанность предоставить гражданину Кузьмину Михаилу Викторовичу благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди за счет субвенций Омской области.

При этом решением суда установлено, что Кузьмин М.В. в период с 1978 года по 1989 год воспитывался в Екатерининском детском доме № 3 Тарского района Омской области и находился на полном государственном обеспечении, в связи с отсутствием родителей. С 01.09.1989 по 30.06.1992 Кузьмин М.В. прошел обучение в Тарском среднем профтехучилище № 50. Постановлением главы администрации Ленинского административного округа города Омска от 17.09.1996 Кузьмин М.В. поставлен на учет на получение муниципальной жилой площади, по состоянию на 19.04.2007 очередь в общем списке – 1556, во внеочередном – 22.

Во исполнение указанного судебного акта Администрация города Омска на основании постановления от 14.11.2008 № 1010-П предоставила Кузьмину М.В. из муниципального жилищного фонда на состав семьи из 9 человек (жена и 7 детей) два жилых помещения, расположенных по адресу: г. Омск, ул. Краснознаменная, дом 26, корпус 4, квартира 160, общей площадью 62,8 кв.м и ул. Краснознаменная, дом 26, корпус 4, квартира 163, общей площадью 63,0 кв.м, с заключением договора социального найма от 18.11.2008.

Поскольку субъект Российской Федерации в лице Омской области отказался компенсировать затраты, возникшие у истца в результате передачи Кузьмину М.В. жилых помещений Администрация города Омска обратилась с настоящим иском суд.

Удовлетворение исковых требований послужило основанием для обращения Министерства образования Омской области и Министерства финансов Омской области с апелляционными жалобами, при рассмотрении которых суд апелляционной инстанции учел следующее.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту – Закон о социальной поддержке детей-сирот) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2009 № 250-ОП установлено, что абзац второй пункта 1 статьи 8 Закона по социальной поддержке детей-сирот в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Статьей 5 Закона о социальной поддержке детей-сирот в редакции, действовавшей до 01.01.2005, установлено, что расходы на реализацию мер по обеспечению гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.

С 01.01.2005 вступили в действие изменения в статью 5 Закона о социальной поддержке детей-сирот, внесенные Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ, согласно которым предусмотренные законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных учреждениях), отнесены к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Поскольку Администрацией города Омска обязательства по предоставлению гражданину Кузьмину М.В. жилых помещений были исполнены в 2008 году, то суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возможности применения к спорным правоотношениям положений Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004.

Таким образом, в силу прямого указания закона обеспечение детей-сирот жилыми помещениями относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

На момент принятия решения Центральным районным суда

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2011 по делу n А75-4810/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также