Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2011 по делу n А75-6313/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 30 ноября 2011 года Дело № А75-6313/2011 Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2011 года. Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2011 года. Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ивановой Н.Е. судей Киричёк Ю.Н., Рыжикова О.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8634/2011) открытого акционерного общества «Славнефть-Мегионнефтегаз», ОГРН 1028601354088, ИНН 8605003932 (далее – ОАО «СН-МНГ»; Общество; заявитель) на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29.09.2011 по делу № А75-6313/2011 (судья Зубакина О.В.), принятое по заявлению ОАО «СН-МНГ» к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Служба; административный орган; заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 15.07.2011 № 02-246/2011, при участии в судебном заседании представителей: от Общества ? Полякова А.С. по доверенности № 371 от 01.10.2011, действительной по 01.10.2012 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ); от Службы ? представитель не явился, лицо о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, установил:
ОАО «СН-МНГ» обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением к Службе о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 15.07.2011 № 02-246/2011, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнуто административному штрафу в сумме 30 000 руб. Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29.09.2011 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано. При принятии решения суд первой инстанции исходил из наличия в действиях Общества факта вменяемого административного правонарушения. Суд первой инстанции также указал на соблюдение административным органом срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ. Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО «СН-МНГ» обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт – об удовлетворении заявленного требования. Податель апелляционной жалобы считает, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Общество полагает, что оно не может являться субъектом вменяемого ему административного правонарушения, поскольку загрязнение поверхности водного объекта-озера, расположенного на болоте, в районе куста скважин № 14 Южно-Аганского лицензионного участка, произошло в результате разлива нефти в 1989 году, тогда как сам заявитель зарегистрирован в качестве юридического лица 23.09.1996. ОАО «СН-МНГ» указывает на отсутствие каких-либо доказательств, подтверждающих факт разлива нефти. Заявитель, ссылаясь в апелляционной жалобе на паспорт загрязненного участка от 19.12.2000, отмечает на принятие им мер для локализации места загрязнения: обвалка, уборка водно-нефтяной смеси. Также Общество обращает внимание на то, что им в адрес Территориального управления Мегионского лесничества направлялась заявка № ВК-09-2108 для выдачи предписания на производство работ на ликвидацию данного загрязнения. Однако ответ на упомянутую заявку не получен. Общество указывает на отсутствие в материалах дела документов, свидетельствующих о том, что оно является собственником озера, расположенного в районе куста скважин № 14 Южно-Аганского лицензионного участка, равно как и доказательств, свидетельствующих о том, что оно является водопользователем озера. Податель жалобы полагает, что административным органом пропущен срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ. Административный орган, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего спора, явку своего представителя не обеспечил, в письменном отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Заинтересованное лицо ходатайствовало о рассмотрении настоящего спора в свое отсутствие. Названное ходатайство судом апелляционной инстанции удовлетворено. Суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя административного органа, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не заявившего ходатайства о его отложении. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. Во исполнение плана-графика, утвержденного 25.02.2011 руководителем Службы, о проведении рейдовых мероприятий с целью пресечения предотвращения нарушений природоохранного законодательства на июнь 2011 года, согласно распоряжению начальника Нижневартовского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений от 16.06.2011 № 02/407, в период 21.06.2011 проведено рейдовое мероприятие на территории Южно-Аганского лицензированного участка. В ходе рейдового обследования указанного участка установлен факт загрязнения нефтью водного объекта – озера без названия, расположенного на болоте, в районе куста скважин № 14. По всей водной поверхности озера наблюдаются плавающие пятна битуминизированной нефти и радужная пленка. Замазученность наблюдается также по берегу водного объекта (на болоте). По данному факту определением от 21.06.2011 № 02-510/2011 возбуждено производство по делу об административном правонарушении в отношении Общества. Определением от 21.06.2011 № 809 истребована информация от Общества, в том числе: 1) об аварийном разливе нефти с попаданием в водоем в районе куста 14 Южно-Аганкого лицензионного участка, в том числе: - сведения о площади загрязнения (маркшейдерская съемка); - сведения об объемах разлитой нефти (попавшей в окружающею среду); - сведения о дате аварии (инцидента). 2) информацию об обозначении указанного участка в инвентаризационной ведомости нефтезагрязненных земель; 3) акт технического расследования аварии (инцидента), отказа трубопровода в районе куста 14 Южно-Аганского лицензионного участка, необходимую для разрешения дела об административном правонарушении. В ходе административного расследования административным органом совместно со специалистами Нижневартовского отдела филиала ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому ФО» в присутствии представителя Общества и понятых 27.06.2011 произведено обследование указанного озера, расположенного на болоте, в районе куста скважин № 14 Южно-Аганского лицензированного участка и произведен отбор проб воды и донных отложений. В ходе осмотра 27.06.2011 факт загрязнения нефтью водного объекта установлен. Географические координаты загрязненного участка 9 при подъезде к озеру со стороны куста № 14) с.ш. 61° 17? 15??? в.д. 76° 08? 05??. По результатам количественного химического анализа проб природной поверхности воды (3 пробы) и донных отложений (1 объединенная) определено, что в контрольных пробах природной поверхностной воды содержание растворенных и эмульгированных нефтепродуктов на уровне ПДК для воды водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение (0,048 мг/дм ?, 0, 053 мг/дм ?, 0, 047 мг/дм ?), что указывает на давность загрязнения водного объекта нефтью. В контрольной пробе донных отложений выявлено высокое содержание нефтепродуктов, что указывает на присутствие признаков техногенного воздействия на донную систему озера. В рамках административного расследования установлено, что Общество на указанном участке допустило аварийный разлив нефти в 1989 году, при этом Общество предпринимало действия по локализации места инцидента и откачке свободной нефти. По факту выявленных нарушений в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении от 12.07.2011 № 02-510/2011. 15.07.2011, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении административным органом вынесено постановление № 02-246/2011 о назначении административного наказания, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, и подвергнуто штрафу в размере 30 000 руб. Полагая, что упомянутое выше постановление Службы нарушает права и законные интересы ОАО «СН-МНГ», последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявленным требованием. 29.09.2011 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры принял обжалуемое решение. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего. Пунктом 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. В соответствии с частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ административным правонарушением является нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение. Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Пункт 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации определяет водный объект как природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Пункт 4 части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации болота относит к поверхностным водным объектам. В соответствии с частью 2 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации при использовании водных объектов юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами. Статьей 1 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что под загрязнением водных объектов понимается сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов; засорение водных объектов - сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов; истощение вод - устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод. Частью 3 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что меры по предотвращению загрязнения водных объектов вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций и по ликвидации их последствий определяются законодательством Российской Федерации. Таким образом, лица, в пользовании которых находятся водные объекты, обязаны принимать меры для недопущения их загрязнения и засорения, а в случае возникновения аварий и иных чрезвычайных ситуаций принять меры по ликвидации их последствий. В статье 57 Водного кодекса Российской Федерации определено, что загрязнение и засорение болот отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами запрещаются. Осушение либо иное использование болот или их частей не должно приводить к ухудшению состояния неиспользуемых частей этих болот, других водных объектов и к истощению вод. Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 № 240 (далее – Правила № 240), предусмотрено, что в организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - план), разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (пункт 2). В пункте 8 Правил № 240 определено, что мероприятия считаются завершенными после обязательного выполнения следующих этапов: - прекращение сброса нефти и нефтепродуктов; - сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств; - размещение собранных нефти и нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающее вторичное загрязнение производственных объектов и объектов окружающей природной среды. Последующие работы по ликвидации последствий Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2011 по делу n А81-1040/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|