Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2012 по делу n А46-9556/2011. Отменить решение полностью и принять новый с/а

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

18 января 2012 года

                                                 Дело №   А46-9556/2011

Резолютивная часть постановления объявлена  12 января 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  18 января 2012 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,

судей  Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Михайловой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9619/2011) Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Центральному административному округу г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 11.10.2011 по делу № А46-9556/2011 (судья Крещановская Л.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири»

к Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Центральному административному округу г. Омска

о признании недействительным решения № 09/13986 от 18.07.2011,

при участии в судебном заседании представителей:

            от Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Центральному административному округу г. Омска –  Шулпина А.А. (удостоверение, по доверенности № 03-03/017706 от 21.07.2011 сроком действия 1 год);

от открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» - Рябков М.В. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности № 312 от 20.12.2011 сроком действия по 31.12.2012),

установил:

 

Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее по тексту -  ОАО «МРСК  Сибири», налогоплательщик, Общество, заявитель) обратилось с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Центральному административному округу г. Омска (далее по тексту - ИФНС России № 1 по Центральному административному округу г. Омска, налоговый орган, Инспекция, заинтересованное лицо) № 09/13986 от 18.07.2011.

Решением по делу арбитражный суд удовлетворил заявленные ОАО «МРСК  Сибири» требования в полном объеме, признав недействительным оспариваемое решение налогового органа как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации, постановлению Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 29.11.1999 № 476-п «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом».

В обоснование принятого решения арбитражный суд указал, что оспариваемое решение вынесено налоговым органом спустя почти полтора года с момента, когда стало известно о нарушении условий реструктуризации. При этом арбитражный суд указал, что постановление Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 29.11.1999 № 476-п не предусматривает право налогового органа на принятие решения о прекращении реструктуризации за пределами месячного срока со дня возникновения задолженности по уплате текущих налоговых платежей либо неуплаты платежей, установленных графиком.

Не согласившись с принятым решением, ИФНС России № 1 по Центральному административному округу г. Омска обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

В обоснование апелляционной жалобы ИФНС России № 1 по Центральному административному округу г. Омска указывает, что сумма реструктурированной задолженности по пени и штрафам обществом за 2 квартал 2011 года не оплачена, что не отрицается заявителем и установлено в решении суда первой инстанции. Следовательно, по мнению подателя апелляционной жалобы, налоговый орган, приняв 18.07.2011 оспариваемое решение после выявления нарушения условия реструктуризации в виде неуплаты пеней и штрафов за 2 квартал 2011 года, срок отмены решения не пропустил, поскольку, как полагает податель апелляционной жалобы, месячный срок для отмены решения следует отсчитывать с момента обнаружения налоговым органом неуплаты платежа, установленного графиком, то есть с 01.07.2011.

В представленном до начала судебного заседания отзыве ОАО «МРСК  Сибири» просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу налогового органа – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ИФНС России № 1 по Центральному административному округу г. Омска поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции  отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представитель ОАО «МРСК  Сибири» с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле и присутствовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

18.07.2011 начальником ИФНС России № 1 по Центральному административному округу г. Омска принято решение № 09/13986 об отмене реструктуризации (в части региональных налогов) кредиторской задолженности ОАО «МРСК Сибири».

В качестве основания вынесения указанного решения указано на невыполнение ОАО «МРСК  Сибири» условий пункта 7 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности, утвержденного постановлением Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 29.11.1999 № 476-п, и неуплату сумм платежей по графикам погашения задолженности по пеням и штрафам по региональным налогам за период с 01.05.2008 по 01.07.2011.

Полагая, что указанное решение не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ОАО «МРСК  Сибири» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

11.10.2011 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое налоговым органом в апелляционном порядке решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.

В соответствии со статьёй 115 Федерального закона от 22.02.1999 № 36-ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год» Правительству Российской Федерации было предоставлено правомочие по определению порядка и сроков проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами.

Во исполнение данного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 03.09.1999 № 1002 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом».

В соответствии с пунктом 5 данного постановления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления было рекомендовано осуществлять реструктуризацию задолженности организаций по обязательным платежам соответственно в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты одновременно с осуществлением реструктуризации обязательных платежей в федеральный бюджет с учетом Порядка, утвержденного настоящим постановлением.

Постановлением главы Администрации (Губернатора) Омской области от 29.11.1999 № 476-п, принятым в соответствии со статьёй 115 Федерального закона от 22.02.1999 № 36-ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год» и постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 № 1002 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом», утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом (далее по тексту – Порядок).

Пунктом 7 Порядка установлено, что организация утрачивает право на реструктуризацию по обязательным платежам в областной бюджет при наличии на первое число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в областной бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком, если иное не предусмотрено постановлением Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 29.11.1999 № 476-п.

В соответствии с пунктом 19 Порядка контроль за исполнением организацией обязательств по погашению задолженности по обязательным платежам, а также обязательств по своевременной и  полной уплате текущих платежей в течение всего срока реструктуризации этой задолженности осуществляет налоговый орган, принявший решение о реструктуризации кредиторской задолженности.

При возникновении обстоятельств, предусмотренных пунктом 7 названного Порядка, налоговый орган, принявший решение о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в областной бюджет, в месячный срок принимает решение о прекращении его действия  (пункт 8 Порядка).

Как было установлено в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции и подтверждается материалами дела, 29.12.2001 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Центральному административному округу г. Омска (правопредшественник заинтересованного лица) было принято решение № 05/13964-15 о предоставлении ОАО АК «Омскэнерго» (правопредшественник заявителя) права на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также по начисленным штрафам и пеням по региональным налогам.

Согласно графикам погашения задолженности, являющимся приложением к указанному решению, гашение задолженности должно было производиться заявителем ежеквартально по налогам и сборам с 4 квартала 2002 года по 3 квартал 2007 года, а по пеням и штрафам с 4 квартал 2007 года по 3 квартал 2011 года.

Как установлено судебными актами по делу № А46-12107/2009, в 4 квартале 2007 года и в течение 2008 года заявителем не производилась уплата пеней и штрафов по налогу с продаж, налогу на имущество, в связи с чем налоговым органом 30.04.2009 было принято решение «Об отмене реструктуризации в части региональных налогов».

В связи с нарушением месячного срока, установленного пунктом 9 Порядка, решением Арбитражного суда Омской области по делу № А46-12107/2009, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2009, на преюдициальность которых ссылается ОАО «МРСК Сибири» в ходе рассмотрения настоящего дела, решение Инспекции «Об отмене реструктуризации в части региональных налогов» от 30.04.2009 было признано недействительным.

После чего 22.12.2009 начальником ИФНС России № 1 по Центральному административному округу г. Омска было принято решение № 09/23259, которым отменено решение от  30.04.2009 № 09/7676 «Об отмене реструктуризации в части региональных налогов кредиторской задолженности ОАО «МРСК Сибири», восстановлена реструктуризация (в части региональных налогов) кредиторской задолженности ОАО «МРСК Сибири» по начисленным пеням и штрафам по состоянию на 01.01.2001 в оставшейся сумме - 16 866 619 руб.

В оспариваемом решении Инспекции № 09/13986 от 18.07.2011 остаток отмененной реструктуризированной задолженности по сравнению с состоянием на 22.12.2009 увеличился и по состоянию на 01.07.2011 составил 16 927 543 руб. При этом, как усматривается из материалов дела, и ОАО «МРСК Сибири» по существу не оспаривается, именно указанная сумма представляет собой остаток реструктуризированной задолженности, не уплаченный налогоплательщиком в соответствии с графиками погашения указанной задолженности.

Признавая недействительным оспариваемое по настоящему делу решение налогового органа, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что, как указано выше, налогоплательщиком в 4 квартале 2007 и в 2008 году не производилась уплата пеней и штрафов, включенных в решение о реструктуризации № 05/13964-15 от 29.12.2001, обстоятельства чего установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области от 28.09.2009 по делу № А46-12107/2009. Так как после окончания означенного периода, то есть, начиная с 2009 года и до момента принятия оспариваемого по настоящему делу решения налогового органа, налогоплательщиком продолжалась неуплата пеней и штрафов по региональным налогам и сборам по графику реструктуризации, суд первой инстанции пришел к выводу, что налоговым органом принято оспариваемое решение спустя почти полтора года с момента, когда стало известно о нарушении условий реструктуризации.

При этом, как указал суд первой инстанции, Порядок, утвержденный постановлением Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 29.11.1999 № 476-п, не предусматривает право налогового органа на принятие решения о прекращении реструктуризации за пределами месячного срока со дня возникновения задолженности по уплате текущих налоговых платежей либо неуплаты платежей, установленных графиком.

Изложенная позиция суда первой инстанции расценивается апелляционным судом как ошибочная в связи с неверным толкованием изложенных выше правовых норм в силу следующего.

С учетом содержания процитированных норм Порядка, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при наличии на первое число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в областной бюджет текущих налоговых платежей, а также при неуплате платежей, установленных графиком, налоговый орган в месячный срок, считая со дня возникновения указанных обстоятельств, должен принять решение о прекращении действия решения о реструктуризации.

Однако, правовая позиция ОАО «МРСК Сибири», поддержанная судом первой инстанции, о том, что при пропуске налогоплательщиком

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2012 по делу n А46-6800/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также