Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2012 по делу n А70-7886/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

01 февраля 2012 года

                                                       Дело №   А70-7886/2011

Резолютивная часть постановления объявлена  30 января 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  01 февраля 2012 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кудриной Е.Н.,

судей Рожкова Д.Г., Солодкевич Ю.М.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Копосовой О.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-10348/2011) Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени, (регистрационный номер 08АП-10533/2011) Департамента финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени на решение Арбитражного суда Тюменской области от 10 ноября 2011 года по делу № А70-7886/2011 (судья Курындина А.Н.), по иску Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Тюмени (ОГРН 1037200568680; ИНН 7204034314; место нахождения: 625036, г. Тюмень, ул. Урицкого, 27) к  товариществу собственников жилья «Искра» (ОГРН 1067203020246; ИНН 720201001; место нахождения: 625048, г. Тюмень, ул. Коммунаров, 7), при участии третьих лиц: Департамента финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени, общества с ограниченной ответственностью «Комфорт», общества с ограниченной ответственностью «Полигран», о взыскании 2 024 219 руб., 54 коп.,

при участии в судебном заседании: 

от Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени -  представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;

от Департамента финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени – представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;

от ТСЖ «Искра» - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;

от ООО «Комфорт» - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;

от ООО «Полигран» - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,

установил:

 

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Тюмени (далее по тексту – Департамент ЖКХ, истец) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к товариществу собственников жилья «Искра» (далее по тексту – ТСЖ «Искра», ответчик) о взыскании 2 024 219 руб. 54 коп. неосновательного обогащения.

Исковые требования со ссылками на статьи 746, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) мотивированы ненадлежащим исполнением обязательств по договорам от 09.06.2008 № 6/Д-2/08, от 09.06.2008 № 3/Д-2/08, от 29.05.2009 № 2/5-09.

Определением Арбитражного суда Тюменской области от 18.08.2011 по делу № А70-7886/2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени (далее по тексту – Департамент финансов и налоговой политики, третье лицо), общество с ограниченной ответственностью «Комфорт» (далее по тексту – ООО «Комфорт», третье лицо), общество с ограниченной ответственностью «Полигран» (далее по тексту – ООО «Полигран», третье лицо).

До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) уточнил исковые требования, увеличив их, и просил суд взыскать с ответчика 2 058 483 руб. 54 коп. неосновательного обогащения. Данные уточнения приняты судом первой инстанции к рассмотрению.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 10.11.2011 по делу № А70-7886/2011 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не соглашаясь с принятым судебным актом, Департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени и Департамент финансов и налоговой политики в апелляционных жалобах просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что вывод суда первой инстанции о том, что ТСЖ «Искра» не являлся получателем бюджетных средств, следовательно, не имел возможности обогатиться, является несостоятельным и не соответствует обстоятельствам дела. Считает, что ответчик не представил в материалы дела доказательства, подтверждающие факт полного соответствия объемов выполненных работ по договорам № 3/Д-2/08, № 6/Д-2/08 отраженным в актах приемки выполненных работ, и опровергающие данные, установленные при проведении проверки Департаментом финансов и налоговой политики.

По мнению Департамента финансов и налоговой политики, ТСЖ «Искра», имея право в силу соглашения оплачивать услуги подрядных организаций, но при этом, не имея достаточных к тому оснований (не приняв должным образом выполненные работы), – оплатило работы в полном объеме.

Стороны и третьи лица, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб, своих представителей в суд не направили. Департамент финансов и налоговой политики заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Данное ходатайство удовлетворено судом апелляционной инстанции. На основании статей 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.

Рассмотрев апелляционные жалобы, материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ТСЖ «Искра» как участнику региональной адресной программы по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее по тексту – Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ) для проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Тюмень, ул. Коммунаров 5, ул. Коммунаров 7, ул. Софьи Ковалевской 5А, ул. Максима Горького 28, были предоставлены денежные средства.

30.05.2008 между ТСЖ «Искра» (клиент) и открытым акционерным обществом «Тюменьэнергобанк»  (ОАО «Тюменьэнергобанк», банк)  был заключен  договор  банковского  счета № 3106, по условиям которого банк обязался открыть клиенту расчетный счет № 40703810909000000225 в целях исполнения Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ; принимать и зачислять поступающие от Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени (далее по тексту – Департамент городского хозяйства, прежнее наименование – Департамент ЖКХ) на счет денежные средства; выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счёта на выполнение работ, указанных в разделе 3 настоящего договора.

Согласно пункту 3.1 договора банковского счета № 3106 от 30.05.2008 денежные средства, размещаемые на счете, имеют целевой характер и направляются на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, которые включены в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта.

05.06.2008 между ОАО «Тюменьэнергобанк», Департаментом городского хозяйства и ТСЖ «Искра» заключено соглашение о взаимодействии по предоставлению финансовой поддержки, по условиям которого Департамент городского хозяйства и ТСЖ «Искра» перечисляют денежные средства на финансирование капитального ремонта многоквартирных домов – участника региональной программы по проведению капитального ремонта, на счет № 40703810909000000225, открытый в банке.

Согласно заявок на оплату расходов от 07.06.2008 № 943, 944, 942 на расчетный счет ТСЖ «Искра» № 40703810909000000225 в ОАО «Тюменьэнергобанк» Департаментом городского хозяйства были перечислены денежные средства в общей сумме 14 611 621 руб. 12 коп.

03.12.2008 между обществом с ограниченной ответственностью «Тюменьгазстрой» (новый должник) и ОАО «Тюменьэнергобанк» (должник) заключен договор перевода долга № 477, по условиям которого должник переводит на нового должника, а новый должник принимает на себя долг перед ТСЖ «Искра» по договору банковского счета № 3106 от 30.05.2008 в сумме 8 597 919 руб. 12 коп.

08.12.2008 между Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (открытое акционерное общество) (далее по тексту – Сбербанк РФ), и ТСЖ «Искра» заключен договор банковского счета № 8994, предметом которого являлось открытие ответчику расчетного счета № 40703810667100036097.

20.03.2009 между Сбербанком РФ, ТСЖ «Искра» и Департаментом городского хозяйства заключено соглашение о взаимодействии по предоставлению финансовой поддержки № 16, которое регулирует отношения между Сбербанком РФ, ТСЖ «Искра» и Департаментом городского хозяйства по взаимодействию в вопросах представления финансовой поддержки в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов.

По условиям пункта 1.2 соглашения № 16 от 20.03.2009 бюджетная доля денежных средств на финансирование капитального ремонта многоквартирных домов, направленная Департаментом городского хозяйства участнику региональной программы по проведению капитального ремонта, составляет 8 597 919 руб. 12 коп.

В соответствии с пунктами 1.3, 1.5 соглашения № 16 от 20.03.2009 денежные средства, находящиеся на счете № 40703810667100036097, могут быть направлены только безналичным путем на финансирование видов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, предусмотренных статьей 15 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ.

Пунктом 3.4 соглашения № 16 от 20.03.2009 предусмотрено, что денежные средства подлежат возврату в бюджет города Тюмени в следующих случаях: неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами своих обязательств по соглашению, в том числе некачественного оказания услуг по проведению капитального ремонта многоквартирных домов; нецелевого использования денежных средств, в том числе выявленного по результатам выездных проверок сотрудниками Департамента, либо уполномоченными им лицами или иных органов финансового контроля путем составления акта о выявленных недостатках в работах и иными методами, не оговоренными в соглашении, но не запрещенными действующим законодательством; расторжения соглашения о взаимодействии по предоставлении финансовой поддержки; расторжения договора на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту; в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

09.06.2008 между ТСЖ «Искра» (заказчик) и ООО «Комфорт» (подрядчик) заключен договор № 6/Д-2/08 на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту, по условиям которого подрядчик обязался выполнить по заданию заказчика работы по капитальному ремонту дома № 5А по ул. Софьи Ковалевской, г. Тюмени: ремонт электроснабжения; и сдать результат работ заказчику в порядке, определённом договором, а заказчик обязался принять и оплатить выполненную работу в соответствии с условиями договора.

В соответствии с пунктом 2.1 договора № 6Д-2/08 в редакции дополнительного соглашения от 21.07.2009 № 1 к данному договору стоимость выполняемых подрядчиком работ по договору подряда составляет 958 568 руб., где согласно условиям Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ: бюджетная доля с оставляет 910 639 руб. 60 коп. или 95% от стоимости работ по капитальному ремонту многоквартирного дома; доля собственников помещений в многоквартирном доме составляет 47 928 руб. 40 коп. или 5% от стоимости работ по капитальному ремонту многоквартирного дома.

Согласно представленным в материалы дела акту о приемке выполненных работ по форме КС-2 № 1 от 31.08.2008 и справке о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 № 1 от 31.08.2008 подрядчиком по договору № 6/Д-2/08 от 09.06.2008 выполнены, а заказчиком приняты работы на сумму 958 568 руб. Указанные документы подписаны заказчиком, подрядчиком без замечаний и согласованы с истцом.

Платежными поручениями № 94 от 18.06.2008, № 182 от 28.10.2008 ТСЖ «Искра» перечислило ООО «Комфорт» в счет оплаты по договору № 6/Д-2/08 от 09.06.2008 денежные средства на общую сумму 921 759 руб., денежные средства перечислялись на основании разрешений на расходование денежных средств выданных Департаментом городского хозяйства.

В соответствии с актом от 07.04.2010 по результатам проверки, проведенной Департаментом финансов и налоговой политики, установлено завышение стоимости выполненных работ по договору № 6/Д-2/08 на сумму 28 320 руб., в том числе: завышение объемов выполненных работ – 26 529 руб., завышение, образовавшееся в результате корректировки расценок – 1 791 руб.. По расчету Департамента финансов и налоговой политики стоимость фактически выполненных работ по договору № 6/Д-2/08 составила 930 248 руб. (958 568 руб. – 28 320 руб.).

Истец, в обоснование требований также ссылается на то, что из стоимости фактически выполненных работ (930 248 руб.) бюджетная доля составляет 883 735 руб. и полагает, что сумма 38 023 руб. 40 коп. (921 759 руб. – 883 735 руб. 60 коп.) является переплатой по договору № 6/Д-2/08.

Также, на основании соглашения о взаимодействии по предоставлению финансовой поддержки от 20.03.2009 № 16 между ТСЖ «Искра» (заказчик) и ООО «ОНИКС» (подрядчик) заключен договор на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту от 09.06.2008 № 3/Д-2/08, согласно пункту 1.1 которого подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика работы по капитальному ремонту дома № 5А по ул. Софьи Ковалевской, г. Тюмени: - сантехнические работы; ремонт фасада и сдать результат работ заказчику в порядке, определенном договором, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненную работу в соответствии с условиями договора.

В соответствии с пунктом 2.1 договора № 3/Д-2/08 в редакции дополнительного

соглашения от 21.07.2009 № 1 к данному договору стоимость выполняемых подрядчиком работ по договору подряда составляет 2 173 886 руб., где согласно условиям Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ бюджетная доля составляет 2 065 191 руб. 70 коп. или 95% от стоимости работ по капитальному ремонту многоквартирного дома; доля собственников помещений в многоквартирном доме составляет 108 694 руб. 30 коп. или 5% от стоимости работ по капитальному ремонту

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2012 по делу n А46-7960/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также