Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2012 по делу n А70-9884/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 28 февраля 2012 года Дело № А70-9884/2011 Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2012 года Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2012 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сидоренко О.А., судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондарь И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10163/2011) открытого акционерного общества «ЗАПСИБХЛЕБ» на решение Арбитражного суда Тюменской области от 25.11.2011 по делу № А70-9884/2011 (судья Стафеев С.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «ЗАПСИБХЛЕБ» (ОГРН 1027201487279, ИНН 7208000210) к отделу надзорной деятельности № 14 Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области об оспаривании постановления от 26.09.2011г. по делу об административном правонарушении № 599/475, при участии в судебном заседании представителей: от открытого акционерного общества «ЗАПСИБХЛЕБ» – не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом; от отдела надзорной деятельности № 14 Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области – не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом; установил:
открытое акционерное общество «ЗАПСИБХЛЕБ» (далее – ОАО «ЗАПСИБХЛЕБ», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к отделу надзорной деятельности № 14 УНД ГУ МЧС РФ по Тюменской области (далее – орган пожарного надзора, административный орган) об оспаривании постановления от 26.09.2011 по делу об административном правонарушении № 599/475. Решением Арбитражного суда Тюменской области от 25.11.2011 по делу № А70-98884/2011 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО «ЗАПСИБХЛЕБ» обжаловало его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд. Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. 22.09.2011 государственным инспектором ЦАО г. Тюмени по пожарному надзору, главным специалистом гр. НТР ОНД № 14 УНД ГУ МЧС РФ по Тюменской области в отношении Общества была проведена плановая выездная проверка, по результатам которой были установлены нарушения правил пожарной безопасности. Проверка была проведена по адресу: г. Тюмень, ул. Фабричная 1/9. В ходе проверки было установлено, что общество: 1. не обеспечило разработку и вывешивание на видные места планов эвакуации людей при пожаре в нарушение пункта 16 Правил пожарной безопасности 01-03, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 (далее – ППБ 01-03); 2. не обеспечило отделение помещения архива противопожарной дверью с сертификатом пожарной безопасности, а также промаркированные знаком соответствия системы сертификации в области пожарной безопасности, в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 5.14* табл.2* МНиП 21-01-97*, пункта 1.82 СНиП 2.08.02.-98*, пункта 44, приложение 2 пункта 5 приказа МЧС России № 312 от 18.06.2003; 3. не обеспечило определения для помещения архива категории взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначить на дверях помещений в нарушение пункта 33 ППБ 01-03; 4. допустило установку на окнах глухих металлических решеток в нарушение пункта 40 ППБ 01-03; 5. не обеспечило отделение помещений общественного назначения от помещений жилой части противопожарными перегородками 1-го типа без проемов (выходы, ведущие в жилую часть здания, не заложены), в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 7.1.12 СНиП 31-01-2003; 6. не обеспечило монтаж в помещениях системы автоматической пожарной сигнализации, в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 4, пункта 14 обязат. прил. НПБ 110-03; 7. не обеспечило монтаж в помещениях системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пунктов 5.1 и 4.1 НПБ 104-04. Указанные нарушения отражены в акте проверки от 22.09.2011 № 439 (л.д. 43). Наличие нарушений норм и правил пожарной безопасности послужило основанием для составления в отношении общества протокола по делу об административном правонарушении от 22.09.2011 № 599 (л.д. 34), которым нарушения, обозначенные порядковыми номерами 1 – 5, были квалифицированы по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), а также основанием для составления протокола по делу об административном правонарушении от 22.09.2011 № 475 (л.д. 32), которым нарушения 6, 7 были квалифицированы по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ. По результатам рассмотрения материалов административного дела заместителем главного государственного инспектора Центрального АО г. Тюмени по пожарному надзору, начальником отдела надзорной деятельности № 14 УНД ГУ МЧС РФ по Тюменской области в отношении общества было вынесено оспариваемое постановление от 26.09.2011 по делу об административном правонарушении № 599/475 о привлечении к административной ответственности на основании части 1 статьи 20.4 КоАП РФ и на основании части 4 статьи 20.4 КоАП РФ. С учетом положения части 2 статьи 4.4. КоАП РФ окончательно обществу было назначено административное наказание в виде 150 000 руб. ОАО «ЗАПСИБХЛЕБ», считая незаконным привлечение его к административной ответственности, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Суд первой инстанции при рассмотрении дела установил обоснованность и законность спорного постановления административного органа в части нарушений правил пожарной безопасности, указанных выше под порядковыми номерами 1, 3, 4, 6, 7. Нарушения, обозначенные в акте проверки и постановлении о назначении административного наказания под номерами 2 и 5 суд первой инстанции посчитал недоказанными, так как органом пожарного надзора были даны ссылки на недействующие нормативные акты, устанавливающие обязанности лиц в области пожарной безопасности. При этом, судом первой инстанции были отклонены доводы общества относительно того, что административным органом не обосновано наличие недопустимого риска для жизни людей и не доказано, что эксплуатация объекта с нарушениями представляет угрозу для жизни и здоровья, а также доводы общества о допущении процессуальных нарушений при проведении проверки и привлечения к административной ответственности. В апелляционной жалобе ОАО «ЗАПСИБХЛЕБ» просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что в оспариваемом постановлении содержатся ссылки на недействующие нормативные правовые акты; в ходе проведения проверки административным органом не был произведен осмотр соответствующих помещений в установленном КоАП РФ порядке; в оспариваемом постановлении отсутствует указание на возможность обжалования постановления о привлечении к ответственности вышестоящему органу, должностному лицу; в оспариваемом постановлении изложены обстоятельства, установленные в ходе проверки, без определения объективной стороны и юридической квалификации применительно к каждому конкретному составу вменяемых правонарушений. Административный орган в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу указал не необоснованность доводов общества, а также на правильную оценку материалам суда первой инстанции. Судебное заседание апелляционного суда проведено без участия представителей общества и административного органа, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела и не заявивших о его отложении (часть 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Органом пожарного надзора было заявлено ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие его представителя, которое апелляционным судом было удовлетворено. Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства. По положениям статьи 2 Федерального закона «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313, обязательных для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм собственности, их должностными лицами и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица. Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи. Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений. Как уже было указано, обществу был вменен ряд нарушений, ответственность за которые наступает как по части 1, так и по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ. 1. Обществом в нарушение пункта 16 ППБ 01-03 не были обеспечены разработка и вывешивание на видные места планов эвакуации людей при пожаре. В соответствии с пунктом 16 ППБ 01-03 в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. Ответственность за данное нарушение предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Факт неисполнения указанной обязанности ОАО «ЗАПСИБХЛЕБ» не оспаривает и не опровергает по существу, в связи с чем апелляционный суд считает установленным событие нарушения по указанному эпизоду. 2. Обществом в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 5.14* табл.2* СНиП 21-01-97*, пункта 1.82 СНиП 2.08.02.-98*, пункта 44, приложение 2 пункта 5 приказа МЧС России № 312 от 18.06.2003 не было обеспечено отделение помещения архива противопожарной дверью с сертификатом пожарной безопасности, а также промаркированные знаком соответствия системы сертификации в области пожарной безопасности. Судом первой инстанции в данной части установлено, что пункт 3 ППБ 01-03 отсылает к иным нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности. Пункт 5.14* табл. 2 СНиП 21-01-97* устанавливает типы противопожарных преград и указания к заполнению проемов в противопожарных преградах определенными типами противопожарных преград того или иного предела огнестойкости. Таким образом, указанные административным органом положения СНиП 21-01-97 содержат лишь технические характеристики противопожарных преград. Судом также установлено, что СНиП 2.08.02-89* утратил силу с 01.01.2010г. в связи с изданием приказа Минрегиона РФ от 01.09.2009г. № 390, утвердившего настоящий документ в новой редакции, изменив его номер на СНиП 31-06-2009. При этом ссылок на новый СНиП 31-06-2009 административным органом не приведено в оспариваемом постановлении. Кроме того, приказ МСЧ РФ от 18.06.2003г. № 312 также признан утратившим силу на основании приказа МЧС РФ от 15.11.2010г. № 568. Таким образом, административным органом не указан действующий нормативный акт, конкретное предписание которого было бы нарушено заявителем. В связи с чем, суд первой инстанции посчитал, что по данному эпизоду административным органом событие административного правонарушения не доказано. Апелляционный суд поддерживает данный вывод, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. В связи с этим, административный орган обязан установить и указать конкретное требование пожарной безопасности, которое было бы нарушено заявителем. Поскольку данная обязанность исполнена не была, суд апелляционной инстанции полагает недоказанным событие вменяемого нарушения по рассматриваемому эпизоду. 3. В ходе проверки установлено, что ОАО «ЗАПСИБХЛЕБ» не обеспечило определения для помещения архива категории взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2012 по делу n А46-9778/2011. Прекратить производство по апелляционной жалобе (ст.265, по аналогии со ст.150 АПК),Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Октябрь
|